Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие закономерности развития






Неравномерность – означает изменение темпа развития психических процессов и свойств в различные возрастные периоды, наличие фаз ускорения, стабилизации, замедления.

Гетерохронность проявляется в том, что фазы ускорения, стабилизации и замедлений в развитии психических процессов и свойств не совпадают по времени. Например: возрасты 19, 24, 30 лет характеризуются «подъемами» в развитии памяти, возрасты 20, 25, 32 – в развитии мышления.

20 – 25 лет – пик сенсорного и психомоторного развития.

35 – 40 лет – пик интеллектуальной активности, рече-мыслительных функций.

55 – 60 лет – пик социальной активности и достижений.

Интеграция проявляется во взаимосвязях развития психических процессов и свойств, формировании из них сложных структур.

Пластичность проявляется в адаптации человека к условиям среды, изменениях психики и личности под влиянием обучения и воспитания. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций в случае их отсутствия или недоразвития (при недостатках зрения, слуха, двигательных функций и т.п.).

 

ВОЗРАСТ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ

В широком смысле возраст – временная характеристика человеческого развития.

Паспортный возраст – исчисляется с даты рождения.

Биологический возраст определяется степенью физической (соматической) и половой зрелости человека.

Интеллектуальный возраст определяется степенью соответствия интеллектуального развития субъекта возрастным нормам (с помощью набора тестов).

Социальный возраст характеризуется соотношением социального статуса и уровня достижений человека со статусом и уровнем достижений его ровесников. Например, социально старше и опытнее ровесников, 14-летний студент университета, 16-летняя Олимпийская чемпионка, 30-летний профессор или министр.

Психологический возраст определяется степенью субъективной реализованности или соотношением в представлении самого человека значимости его прошлого и его будущего, т.е. если прошлое «перевешивает», то человек становится психологически старше, и наоборот.

 

ВОЗРАСТ В УЗКОМ СМЫСЛЕ

Под возрастом в узком смысле слова понимают временные отрезки или части жизни, характеризующиеся определенными особенностями развития человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности.

Стадии жизни: детство, юность, взрослость, старость. Стадии делятся на периоды, последние на фазы. Каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.