Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Понятие международного договора. Субъекты международных договоров. Договоры между государствами и договоры с участием международных организаций.






В соответствии со ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и со ст. 2 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года международный договор – это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их отношения путем создания взаимных прав и обязанностей, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Это определение отражает, прежде всего, юридическую сущность международного договора как волевого акта соглашения его участников, а также включает другие элементы, составляющие понятие «международный договор». К ним относятся: субъекты международного договора; его объект, который не должен противоречить основным принципам международного права; его специфическая форма, которая отличает договор от других источников международного права.

Так, в концессионном договоре, с одной стороны, выступает государство, а с другой – концессионер, обычно частная компания, юридическое лицо, то есть не субъект международного права. Такой же характер носят компенсационные соглашения и контракты. Такие договоры не являются международно-правовыми актами.

Международный договор является непосредственным объектом права международных договоров. В то же время он представляет один из центральных институтов международного права и важнейшую правовую форму международного сотрудничества, является одним из основных источников международного права. Борьба и сотрудничество государств на международной арене находят свое конкретное юридическое отражение и закрепление в многочисленных международных договорах.

Было бы, однако, неправильным считать, что общественные отношения, в том числе международные экономические отношения, определяют содержание международных договоров автоматически, непосредственно. Они проходят через волю государств.

В отличие от других государственных актов, международный договор предполагает наличие в нем волеизъявления, по крайней мере, двух субъектов международного права, причем эти волеизъявления в договорах существуют не изолированно друг от друга, а являются согласованными, то есть одинаково направленными на одну определенную цель и объект воли. Такие согласованные и взаимосвязанные волеизъявления называются соглашениями. Соглашение составляет юридическую сущность международного договора. Без соглашения, даже при наличии внешней договорной формы, нет международного договора.

С другой стороны, соглашения между государствами не обязательно воплощаются в форме международных договоров. Они могут приобретать форму международного обычая как молчаливого соглашения государств или быть выраженными в других формах, не относящихся к этим двум видам. Как, например, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

В свете вышесказанного представляется интересной мысль, высказанная проф. Г.И. Тункиным, о том, что в современную эпоху различные государства при заключении международного договора достигают соглашения, которое представляет собой не слияние воль в одну общую надгосударственную волю, как утверждают западные юристы, а столкновение воль различных государств и согласование в определенных пределах этих воль, содержание которых определяется материальными условиями жизни общества.

Особенности договорной правоспособности международных организаций. Указанное выше положение можно в полной мере отнести и к договорам, заключаемым международными (межгосударственными) организациями, поскольку за ними также стоят различные государства. Воля такой международной организации, в отличие от воли государства, не является суверенной и представляется сама результатом согласования воль государств – членов международной организации. Поэтому соглашения, которые заключают международные организации с государствами или между собой, представляют более сложные переплетения воль.

Характер договорной правоспособности международных организаций существенно отличается от договорной правоспособности государств. Он обусловлен особенностями международной правосубъектности международных организаций. Последние, как известно, обладают производной и специальной правосубъектностью. Поэтому они могут участвовать только в сравнительно узком круге договоров, возможность заключения которых предусмотрена их уставами или основана на особом полномочии государств-членов.

 

Субъекты международных договоров. В международно-правовой литературе и договорной практике употребляются такие термины, как «субъект», «участник», «контрагент», «сторона международного договора». Три первых считаются равнозначными, хотя термин «контрагент» чаще применяется к торговым договорам, а «субъект» имеет больше научное значение и употребляется чаще в отношении субъекта международного права вообще. Субъектами международных договоров могут быть все субъекты международного права, то есть, прежде всего, государства, нации, борющиеся за государственную независимость, а также международные организации, квазигосударства и правительства в изгнании. Подавляющее большинство договоров, зарегистрированных Секретариатом ООН, заключены государствами как основными субъектами современного международного права.

Существуют две точки зрения на понятие «стороны договора». Одни юристы считают, что «сторона» и «участник» (контрагент, субъект) тождественны, другие говорят только о сторонах, или субъектах, договора. Не проводили различия в этом и специальные докладчики в Комиссии международного права ООН Дж. Брайерли, Г. Лаутерпахт, Дж. Фицморис и X. Уолдок.

Другие юристы, например Ляхе, считают, что понятия «сторона» и «участник» могут не совпадать, так как одной стороной международного договора могут являться несколько его участников (субъектов), которые вместе образуют тесную группировку государств. В советской литературе эта точка зрения была впервые высказана проф. В.Н. Дурденевским, который писал, что в ряде договоров с многочисленными участниками в действительности имеются две стороны: например, в Версальском мирном договоре – Германия и все другие державы, находившиеся с ней в состоянии войны. Примером могут служить и мирные договоры 1947 года, где одну сторону составляют «Союзные и Соединенные Державы», а другую – бывшее враждебное им государство, на что прямо указывается в этих договорах.

Разграничение понятий «участник» и «сторона» международного договора имеет иногда определенное и немаловажное значение, в частности при решении вопроса о правомерности одностороннего отказа от договора в случае его нарушения.

Таким образом, в точном юридическом смысле и в свете Венской конвенции 1969 года под участниками международного договора следует понимать тех субъектов международного права, которые окончательно оформили свое участие в договоре и для которых договор вступил и находится в силе. Сюда, следовательно, относится и присоединившееся государство.

Отграничение международного договора от концессионных договоров, контрактов, внешнеправовых сделок, частноправовых соглашений. Договоры равноправные и неравноправные. Органы, представляющие государства и международные организации при заключении международных договоров. Межгосударственные, межправительственные и межведомственные договоры.

Государство в целом выступает как субъект международного права. Отдельные органы его не обладают международной правосубъектностью и, следовательно, не являются субъектами международных договоров. Ни один государственный орган не может обладать правами, которые вместе с тем не были бы правами самого государства. Число таких договоров также значительно и продолжает расти.

Международные договоры Российской Федерации межведомственного характера имеют ряд особенностей. Тем не менее, поскольку они заключаются государственными органами, все они являются международными договорами Российской Федерации. Все они имеют такую же международно-правовую обязательную силу, как и межправительственные и межгосударственные договоры, подлежат неукоснительному выполнению. Потому что государственная воля, несмотря на то, что она формируется в индивидуальном сознании людей, составляющих органы государства, не является простой суммой индивидуальных воль, а представляет собой новое качество, самостоятельную юридическую обязательную волю.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.