Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 2






Тема занятия: рассказываем сказку «Маша и медведь»

Цели занятия

Воспитательные — продолжать воспитывать учебные навыки; отвечать на вопросы по тексту; сопереживать героям сказки.

Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; ак­тивизировать словарный запас за счет имен существительных (чаща, деревня, короб, овражки); прилагательных (умная, находчивая); пересказывать сказку, договаривая фразу.

Развивающие — продолжать развивать зрительное внимание, память; разви­вать способности в замещению, умение читать графические рисунки (символы).

Оснащение:

— мяч;

— фланелеграф;

— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;

— карточки для глобального чтения в двух экземплярах (см. Приложение) со словами «дед», «Маша», «баба», «медведь»;

— пирожки из пластилина;

— корзиночки по количеству детей;

— красивый платок;

— карточки с цифрами.

Ход занятия

1. Организационный момент. Предложите детям отправиться в гости к Ма­шеньке. Прочтите рифмовку:

Друг за другом мы встаем, В гости к Машеньке пойдем.

Предложите детям идти тихонько (на носочках) до стульчиков так, чтобы их шаги не услышал медведь. Попросите детей сесть на стульчики.

 

2. Совместное рассказывание сказки. Предложите детям вместе вспомнить и рассказать сказку «Маша и медведь».

Возьмите разноцветный мяч и начните рассказывать сказку. Закончив логи­чески завершенной отрывок, передайте мяч ребенку, сидящему справа, и предло­жите ему продолжить рассказ (ребенок должен рассказать 1-2 предложения из текста сказки). Во время рассказа выставляйте на фланелеграф тех персонажей сказки, о которых в данный момент рассказывает ребенок.

Если у ребенка возникает затруднение, помогите ему — закончите начатую им фразу или задайте наводящий вопрос.

3. Развитие зрительного внимания. Глобальное чтение. Предложите детям поиграть с карточками. Выставьте на стол персонажей сказки. Возьмите одну карточку, прочтите слово. Подложите карточку под фигурку, название которой она обозначает.

Разложите на столе второй экземпляр карточек. Предложите одному из де­тей найти «такую же» карточку (с таким же словом). Попросите «прочесть» на­писанное слово и подложить ее к «такой же» карточке, лежащей около фигурки персонажа.

Продолжайте игру, пока все карточки, лежащие на столе, не будут разложе­ны по местам. Если ребенок допустил ошибку, предложите ему исправить ее са­мостоятельно. Количество карточек зависит от возможностей группы.

4. Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики. (Конструирова­ние из палочек.) Вспомните вместе с детьми о том, куда Машенька складывала пирожки, которые приготовила для бабушки и дедушки (в короб). Предложите найти и показать короб, который медведь несет в деревню. Спросите, где нахо­дится короб (на спине).

Расскажите о том, что короб Машеньки прохудился.

Предложите детям помочь Машеньке выложить из палочек новый короб для пирожков по образцу. Положите перед каждым ребенком образец для выклады­вания короба из счетных палочек (см. рис. 12).

Если ребенок затрудняется в выполнении работы, возьмите палочки и выло­жите из них короб около образца. Предложите ребенку выложить такой же ко­роб.

Задание можно усложнить, предложив детям выложить короб из другого ма­териала (зубочисток, спичек или палочек меньшей величины). Если задание вы­зывает у ребенка затруднение, нарисуйте короб на листе бумаги и предложите ребенку наложить палочки на образец, нарисованный на бумаге, и только после этого выложить рядом с образцом.

5. Сосчитай и назови. Заранее поставьте на стол корзиночки с пирожками и накройте их красивым платком.

Обратите внимание детей на то, что на столе есть что-то, накрытое красивым платком.

Предложите детям подойти и спросите их о том, что бы это могло быть? Вы­слушайте предположения детей.

Поднимите платок и предложите каждому ребенку взять по одной корзинке и сесть с ней на ковер.

Предложите детям сосчитать пирожки, лежащие в каждой корзинке. По­просите назвать их количество и найти на полянке карточку с цифрой, соответст­вующей данному количеству, и положить ее в корзинку.

Например: в корзине 5 пирожков. Ребенок пересчитывает их. Называет их количество: «У меня в корзине пять пирожков. Вот цифра пять. Я положил циф­ру пять в свою корзину». Следите за тем, чтобы ребенок согласовывал существи­тельное «пирожки» с числительными «два», «пять» (два пирожка, пять пирож­ков).

Игру можно повторить, предложив детям поменяться корзинками.

6. Закончи фразу. Предложите детям поиграть. Объясните правила игры:
«Я начну фразу. Вы внимательно ее прослушайте и закончите, подобрав слово,
противоположное по значению».

Малина сладкая, а лимон — какой? —... (кислый). Черника черная, а неспелая земляника — какая? —... (белая). Маша маленькая, а медведь — какой? —... (большой). Корзиночка маленькая, а короб — какой? —... (большой).

7. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.

 

ЗАНЯТИЕ 3

Тема занятия: показываем сказку «Маша и медведь»

Предварительная работа: подготовьте мнемокарту (см. рис. 13) для пересказа сказ­ки — разрежьте картинки по пунктирной линии и склейте их в одну ленту по порядку.

Цели занятия

Воспитательные — продолжать вырабатывать умение подражать; учить со­гласовывать свои действия с действиями других детей.

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику детей; обогащать словарь за счет новых имен прилагательных, глаголов; учить использовать в ак­тивной речи предлоги «около», «из».

Развивающие — развивать творческие способности детей; совершенствовать зрительное внимание и память; развивать воображение.

Оснащение:

— куклы бибабо;

— ширма;

— косыночки по количеству девочек в группе;

— шапочки медведей (по количеству мальчиков в группе);

— мнемокарта (см. рис. 13 ).

Ход занятия

1. Организационный момент. Покажите из-за ширмы куклу бибабо Петруш
ку. Скажите:

На спектакль скорей спешите И друзей с собой ведите. Занавес открывается, Спектакль начинается!

Предложите детям аккуратно сесть на расставленные полукругом стульчики.

2. Инсценировка сказки. Скажите детям, что сегодня будет показан спек­
такль «Маша и медведь». Предложите детям стать актерами. Распределите ро­
ли. Наденьте на ручку каждого ребенка-актера куклу и предложите ему занять
место за ширмой.

Скажите, что оставшиеся без роли дети будут зрителями. Расскажите, что зрители должны быть внимательными и громко аплодировать актерам.

Возьмите на себя роль бабушки-рассказчицы. Прочтите логически завершен­ный отрывок сказки. Предложите детям помочь вам рассказать сказку.

Помогайте детям наводящими вопросами или прямым продолжением расска­за текста, который вызывает у детей затруднение.

3. Мимическая гимнастика. Предложите детям выбрать атрибуты для иг­ры— шапочки медведя и платочек Машеньки. Попросите вспомнить и расска­зать о том, какой был медведь. (Неуклюжий, сердитый.) Предложите мальчи­кам надеть шапочки медведей и показать, как ходит медведь. Затем предложите мальчикам показать сердитого медведя (сдвинуть брови, плотно сжать губы, сде­лать сердитым взгляд).

Предложите девочкам надеть красивые платочки. Попросите показать, как Машенька ходит и прыгает. Спросите у девочек, какой характер был у Машень­ки (веселый, покладистый). Предложите девочкам подойти к зеркалу и изобра­зить веселую Машеньку (губы в улыбке, зубки видны, глаза веселые).

Предложите мальчикам поменяться с девочками атрибутами — теперь маль­чики будут Машеньками, а девочки — злыми медведями.

4. Подвижная игра. Предложите детям поиграть в подвижную игру «У медведя во бору». Выберите водящего и наденьте на него шапочку медведя. Предложи­те детям взяться за руки и образовать круг. Поставьте в середину круга стуль­чик. Посадите на него «медведя», который делает вид, что спит, а дети изображают, что рвут ягоды, собирают грибы и поют (или проговаривают текст):

У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь не спит, Все на нас глядит! Лукошко опрокинулось, Медведь за ним и кинулся.

«Медведь» просыпается и ловит разбегающихся детей. Водящим становится тот ребенок, которого «медведь» поймал первым.

5. Расскажи сказку. Положите перед каждым ребенком мнемокарту. Предло­
жите ее рассмотреть и назвать изображенные символы. Попросите пересказать
сказку по мнемокарте (совместно со взрослым).

Попросите ребенка вести указательным пальцем по карте (слева направо) и рассказывать сказку по сюжету.

6. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.

 

 

Рис. 9. Попробуй, найди





 


 


 


 


 





 


 





 


 







 



 

 

Рис. 10. Ягоды



Рис. 11. Машенька в горнице



Рис. 12. Образец выкладывания короба из счетных палочек



Рис. 13. Мнемокарта

 


Кот, петух и лиса

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вста­вал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдет кот на охоту, а петушок все в избушке приберет, пол чисто подметет, вскочит на жердочку, пес­ни поет и кота ждет.

Бежала как-то лиса, услыхала, как петух песни поет, захотелось ей петушино­го мяса попробовать. Вот она села под окошко да и запела:

 

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку.

Петушок выглянул, а она его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок напугался, закричал:

— Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!

Кот недалеко был, услыхал, помчался за лисой что было силы, отнял петуш­ка и принес его домой.

На другой день собирается кот на охоту и говорит петушку:

— Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит.

Ушел кот, а Петя-петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку — сидит, песни поет, кота ждет.

А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошком и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку.

Петушок слушает и не выглядывает. Лиса бросила в окошко горсть гороху. Петушок горох склевал, а в окно не выглядывает. Лиса и говорит:

— Что это, Петя, какой ты гордый стал? Смотри, сколько у меня гороху, куда же мне его девать?

Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал:

— Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!

Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой.

На третий день собирается кот на охоту и говорит:

— Смотри, Петя, я сегодня далеко на охоту пойду, и кричать будешь — не услышу. Не слушай лису, не выглядывай в окошко, а то она тебя съест и косточек
твоих не оставит.

Ушел кот на охоту, а Петя-петушок все в избушке прибрал, пол чисто подмел, на жердочку вскочил и сидит, песни поет, кота ждет.

А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком, песенку поет. А Петя-петушок не выглядывает. Лиса и говорит:

— Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу! За тем и торопилась. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли; один мешок худой был, все пшено по дороге рассыпано, а подбирать некому. Из окна видать, вот погляди.

Петушок поверил, выглянул, а она его — цап-царап — схватила и понесла. Как петушок ни плакал, как ни кричал — не слыхал его кот, и унесла лиса петуш­ка к себе домой.

Приходит кот домой, а петушка-то и нет. Погоревал, погоревал кот — делать нечего. Надо идти выручать товарища — наверное, его лиса утащила.

Пошел кот вначале на базар, купил там себе сапоги, синий кафтан, шляпу с пером да музыку — гусли. Настоящий музыкант стал.

Идет кот по лесу, играет в гусельки и поет:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки,

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Звери в лесу дивятся — откуда у нас такой музыкант появился? А кот ходит, поет, а сам все лисий дом высматривает.

И увидел он избушку, заглянул в окошко, а там лиса печку топит. Вот котя-ко-ток встал на крылечко, ударил в струнушки и запел:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Лиса слышит, кто-то ее зовет, а выйти посмотреть некогда — блины печет. По­сылает она свою дочку Чучелку:

— Ступай, Чучелка, посмотри, кто меня там зовет.Чучелка вышла, а котя-коток ее стук в лобок да за спину в коробок. А сам опять играет и поет:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Слышит лиса, кто-то ее вызывает, а отойти от печки не может — блины сго­рят. Посылает другую дочку — Подчучелку:

— Ступай, Подчучелка, посмотри, кто меня там зовет.

Подчучелка вышла, а котя-коток ее стук в лобок да за спину в коробок, а сам опять поет:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Самой лисе нельзя от печи уйти и послать некого — один петушок остался. Собиралась она его щипать да жарить. И говорит лиса петушку:

— Ступай, Петя, погляди, кто меня там зовет, да скорей возвращайся!
Петя-петушок выскочил на крыльцо, а кот бросил коробок, схватил петушка

да понесся домой что было мочи. С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним и не показывается.

 
 

 

ЗАНЯТИЕ 1

Тема занятия: слушаем сказку «Кот, петух и лиса»

Предварительная работа: вырежьте героев сказки (см. вклейку, рис. 12-14) и установите их на подставки; подготовьте декорации: на листе ватмана на­рисуйте (наклейте) деревья, дальние леса, реки; на картинке «Яблоки» (см. с. 41) раскрасьте яблоки — 5 красных и 1 золотое.

Цели занятия

Воспитательные - формировать в детей умение внимательно слушать рас­сказ взрослого; дослушивать текст до конца, не перебивая говорящего; умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства.

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять сло­варный запас за счет новых имен существительных (жердочка), прилагатель­ных (петушиного), глаголов (стеречь, приберет, подметет); вводить в активную речь наречие «рано»; закреплять счет в пределах пяти; учить согласовывать чис­лительные «два», «пять» с существительными в роде и числе.



Развивающие — продолжать развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие; развивать наблюдательность и воображение.

Оснащение:

— персонажи сказки (см. вклейку, рис. 12-14);

— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;

— шапочки петушка и лисы;

— декорации;

— картинка «Яблоки» (см. рис.14);

— картинка «Лабиринт» (см. рис. 15);

— фломастеры.

Ход занятия

1. Организационный момент. Наденьте шапочку петушка. Поздоровайтесь с детьми от имени Петушка и прочтите рифмовку:

Я —Петя-петушок,

Золотой гребешок.

С детками играю, •

В гости приглашаю.

Ку-ка-ре-ку!

Предложите детям встать за Петушком и взяться за руки. Пригласите детей отправиться в путешествие на сказочную поляну. Посадите детей на заранее рас­ставленные полукругом стульчики.

2. Знакомство со сказкой. Скажите, что Петушок сегодня расскажет сказку «Кот, петух и лиса». Напомните, что дети должны слушать внимательно, а ду­мать старательно. Расскажите (или прочтите текст сказки), одновременно вы­ставляя фигурки персонажей сказки и необходимые декорации.

3. Подумай и ответь. Задайте вопросы по содержанию сказки.
Где жили-были кот и петух?

Куда рано утром уходил кот?

Что делал петушок, когда кота не было дома?

Что сделала лиса и зачем?

Что кричал петушок, когда его схватила лиса?

Как кот помог петушку?

Как выманила лиса петушка из избушки на второй день?

Как помог кот петушку на второй день?

Как выманила лиса петушка в третий день?

Как выручал петушка кот на третий день?

Как кот обманул лису?

Досаждает ли лиса теперь коту и петуху? Почему?

4. Подвижная игра «Куда несет петушка лиса?». Предложите детям встать в круг. Выберите двух играющих. Одному наденьте шапочку лисы и дайте в руки колокольчик, второму наденьте шапочку петушка и дайте в руки бубен.

Объясните правила игры: «Сейчас я завяжу „лисичке" и „петушку" глаза платочком. Они будут ловить друг друга. Для того чтобы они знали, где находит­ся каждый играющий, им нужно звенеть колокольчиком и ударять в бубен».

Поставьте «лисичку» и «петушка» в середину круга, завяжите им глаза и предложите послушать песенку, которую споют дети. Попросите детей взяться за руки, образуя круг. Предложите им идти по кругу и петь песенку:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Дигли-дигли, дигли-дон,

Отгадай, откуда звон!

Дети останавливаются, а водящие, звеня бубном и колокольчиком, пытаются поймать друг друга. Игру можно повторить с другими ведущими.

5. Сосчитай. Предложите детям вспомнить и рассказать, чем обещала угостить петушка лиса (горошком, зерном). Предложите детям угостить петушка наливными красными яблочками. Положите перед каждым ребенком картинку «Яблоки» (см. рис. 14).

Попросите детей пересчитать яблоки и показать полученное количество на пальцах. Предложите найти соответствующую цифру и обвести ее в кружок фло­мастером.


Предложите детям найти золотое яблоко среди красных. Попросите поду­мать и сказать, каких яблок больше — красных или золотых? (Красных боль­ше.)

Попросите назвать количество яблок. (Красных — 5, золотых — 1.)

Предложите показать количество яблок на пальцах, найти цифру 1 и обвести ее в кружок фломастером желтого цвета.

Следите за тем, чтобы, называя количество яблок, ребенок согласовывал су­ществительное с числительным «один», «пять» (одно яблоко, пять яблок).

6. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики. Вспомните вместе с детьми о том, сколько раз освобождал кот петушка от лисы. (Три раза.) Поло­жите перед каждым ребенком картинку «Лабиринт» (см. рис. 15).

Предложите детям помочь коту освободить петушка. Попросите их внима­тельно рассмотреть поле-лабиринт и найти ту дорожку, по которой кот может добраться до избушки лисы. Предложите провести указательным пальцем по до­рожке лабиринта и рассказать коту, где пробегала лиса (мимо темного леса, мимо крутых гор, мимо березы, мимо елки).

7. Закончи фразу. Предложите детям вспомнить и рассказать о том, какая была лиса, а какой был петух. Попросите детей закончить начатую вами фразу, называя противоположное по смыслу слово.

Лиса была хитрая, а петух... (простодушный). Лиса была злая, а петух... (добрый). Лиса была жадная, а петух... (щедрый).

7. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей, похва­лите их.

 

ЗАНЯТИЕ 2

Тема занятия: Рассказываем сказку «Кот, петух и лиса»


Предварительная работа: прикрепите к ширме картинку с изображением из­бушки.

Цели занятия

Воспитательные — продолжать вырабатывать учебные навыки; формиро­вать умение слушать ответы других детей, не перебивать говорящего.

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять ак­тивный словарь за счет новых имен прилагательных, глаголов; учить отвечать на вопросы взрослого по тексту сказки.

Развивающие — продолжать развивать зрительное, тактильное и слуховое восприятие; учить устанавливать причинно-следственные связи; развивать спо­собность к замещению и умение читать символы на мнемокарте.

Оснащение:

— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;

— ширма с изображением избушки;

— карточки для глобального чтения в двух экземплярах со словами «кот», «петух», «лиса» (см. Приложение);

— образец выкладывания дома из спичек (см. рис. 16).

Ход занятия

1. Организационный момент. Предложите детям погулять по лесной полян­ке. Во время прогулки расскажите небольшое стихотворение:

По полянке мы идем,

По лесочку мы идем.

А к избушке подойдем,

Слушать сказку мы начнем.

Предложите детям присесть около избушки (ширмы) для показа кукольного театра.

2. Совместное рассказывание сказки. Предложите детям вспомнить и вместе рассказать сказку «Кот, петух и лиса». Начните рассказывать сказку, жестом предлагая каждому ребенку продолжить ваш рассказ. При пересказе каждый ребенок должен произнести 1-2 предложения.

Если ребенок затрудняется, предложите ему договаривать реплики петушка: «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи ме­ня!».

3. Развитие зрительного внимания. Глобальное чтение. Поставьте на стол фигурки персонажей сказки (кот, петух, лиса). Называйте их (или попросите это сделать ребенка). Прочтите слово на первой карточке и подложите ее под соот­ветствующую фигурку. Положите на стол второй экземпляр карточек. Предло­жите детям выбрать «такую же» карточку (с таким же словом). Попросите ска­зать, что на ней написано, подложить ее под фигурку нужного героя и еще раз «прочесть».

Игру можно усложнить, предложив детям «прочесть» несколько слов.

4. Артикуляционная и мимическая гимнастика. Вспомните вместе с детьми о характере каждого героя сказки. Предложите рассказать о том, какой был кот (добрый). Вспомните и покажите мимику доброго человека — губы в улыбке, зу­бы видны, глаза веселые. Изобразите доброго, улыбающегося кота. Предложите детям подойти к зеркалу и выполнить мимическое упражнение «добрый кот» по подражанию. Вспомните о характере лисы. Предложите детям рассказать, ка­кая была лиса (сердитая).

Вспомните мимические компоненты — брови нахмурены, губы вытянуты впе­ред («Трубочка»). Изобразите сердитую лису. Предложите детям подойти к зер­калу и выполнить упражнение по подражанию. Если дети справились с задани­ем, можно попросить их изобразить испуганного петуха — рот широко открыт.

5. Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики. (Конструирова­ние дома из палочек.) Предложите детям вспомнить, где жили кот и петух (в из­бушке). Положите перед каждым ребенком образец выкладывания дома из спи­чек (см. рис. 16).

Предложите детям рассмотреть образец для постройки дома кота и петуха. Попросите выделить и назвать части постройки (стены, окно, крыша); опреде­лить и назвать форму частей дома (квадратные стены, треугольная крыша); вы­ложить такой же дом из палочек по образцу.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, предложите ему наложить палочки на образец и лишь после этого выложить постройку по образцу.

6. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.

 

ЗАНЯТИЕ 3

Тема занятия: показываем сказку «Кот, петух и лиса»

Предварительная работа: познакомьте детей с цифрами 1, 2, 3, 4, 5; научите со­относить количество пальцев с соответствующей цифрой; подготовьте мнемо-карту для рассказывания сюжета сказки: разрежьте картинки и склейте их в одну ленту по порядку номеров.

Цели занятия

Воспитательные — продолжать воспитывать уважение к действиям сверст­ников; дослушивать реплики до конца, не перебивать других детей; сопережи­вать героям сказки, разделять их чувства.

Обучающие — совершенствовать мелкую и общую моторику; продолжать ак­тивизировать словарь за счет новых глаголов, прилагательных и наречий (дале­ко, близко); закреплять счетные навыки; продолжать знакомить детей с цифра­ми (от 1 до 5); соотносить количество с обозначающей его цифрой; учить проводить простейшую инсценировку.

Оснащение:

— кукла бибабо Петрушка;

— пальчиковые шапочки героев сказки (см. рис. 18);

— картинка «Лабиринт» (см. рис. 17);

— игрушечный молоток;

— ширма;

— сюжетная картинка «Попробуй, найди» (см. рис. 19);

— мнемокарта (см. рис. 20).

Ход занятия

1. Организационный момент. Наденьте себе на руку куклу бибабо Петрушка.
Повернитесь к детям и прочтите рифмовку:

К нам Петрушка пришел, Нас в театр повел!

Предложите детям встать за Петрушкой и отправиться в театр. Посадите де­тей на заранее расставленные полукругом стульчики перед ширмой. Предложи­те детям сидеть тихо и внимательно слушать сказку.

2. Инсценировка сказки. Вспомните вместе с детьми всех героев сказки и на­зовите их. Предложите детям стать актерами кукольного театра. Спросите, кто и кем хочет быть в сказке. Наденьте каждому актеру его героя на пальчик. Пред­ложите актерам познакомить детей с персонажами сказки (кот, лиса, петух, дети лисы — Чучелка и Подчучелка) — согнуть пальчик с надетой на него паль­чиковой куклой и назвать ее. Предложите детям вместе рассказать сказку, ис­пользуя пальчиковый театр.

3. Развитие зрительного внимания, мышления. Вспомните с детьми, куда уходил кот, когда искал петушка (в лес). Предложите детям помочь коту найти дорогу к избушке лисы. Положите перед каждым ребенком картинку «Лаби­ринт» (см. рис. 17).

Предложите детям рассмотреть лабиринт. Попросите найти дорожку, по ко­торой он должен пройти, чтобы помочь коту. Скажите, что для этого надо провес­ти по дорожке указательным пальцем.

Попросите рассказать, мимо каких растений проходил кот (мимо березы, ми­мо елки, мимо куста, мимо ромашек).

4. Развитие слухового внимания и памяти. Расскажите: «Кот нашел избуш­ку лисы. Он стучался в дверь хвостом». Предложите детям внимательно послу­шать, сосчитать и сказать, сколько раз кот постучал хвостом в дверь. Возьмите игрушечный молоточек и стукните им за ширмой 5 раз. Предложите детям сосчитать количество ударов и назвать. Если ребенок затрудняется выполнить задание, уменьшите количество ударов молоточком; отстукивайте молоточком «на глазах ребенка»; пересчитайте количество ударов вместе.

Прибавляйте количество ударов по мере правильного выполнения задания (от 1 до 5).

5. Развитие воображения и закрепление грамматических категорий. Поло­жите перед каждым ребенком сюжетную картинку «Попробуй, найди» (см. рис. 19). Предложите ее рассмотреть. Попросите рассказать, где спрятались лисята от кота (за елкой, за березой, под кустом, под лопухом).

6. Рассказывание сказки с помощью мнемокарты. Попросите всех детей сесть на ковер и положите перед ними мнемокарту (см. рис. 20).

Предложите рассмотреть расположенные в каждой клетке символы и назвать их. Скажите, что можно рассказать сказку с использованием мнемокарты. Ска­жите, что сказку будем рассказывать по очереди. Начните рассказывать сказку сами, поместив указательный палец на символ, находящийся в первом квадра­те. Предложите детям продолжить рассказ.

7. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.


1 2 3 4 5 6

Рис. 14. Яблоки


 

 

 

 


 


 


Рис. 15. Лабиринт



 

Рис. 16. Образец выкладывания дома из спичек


 



 

Рис.17. Лабиринт


 

Рис. 18. Герои сказки


 


Рис. 19. Попробуй, найди



 


Рис. 20. Мнемокарта


 




 

 
Три медведя

 

 

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать до­рогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежо­нок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В доме было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михаилы Иваныча. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла малень­кую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей по­казалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михаилы Иваныча, другой поменьше — Настасьи Петровны, и третий маленький, с си­ненькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул — на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и ста­ла есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михаилы Иваныча, другая средняя — Настасьи Петровны, а третья маленькая — Мишенькина. Девочка легла в большую — ей было слишком просторно; легла в сред­нюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

 

— Кто хлебал из моей чашки?

Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко:

— Кто хлебал из моей чашки?

А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

— Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал?

Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

— Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

— Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

— Кто сидел на моем стуле и сломал его? Медведи пришли в другую горницу.

 

— Кто ложился в мою постель и смял ее? — заревел Михайло Иваныч страшным голосом.

— Кто ложился в мою постель и смял ее? — зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишутка подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

— Кто ложился в мою постель?

И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут:

— Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!
Он хотел ее укусить.

Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

 

ЗАНЯТИЕ 1

Тема занятия: слушаем сказку «Три медведя»

 

Предварительная работа: вырежьте из цветной вклейки героев сказки (см. рис. 9, 15-17); на картинке «Чьи следы?» (рис. 21) наклейте елочки над ка­ждым медведем так, чтобы можно было их приподнять; раскрасьте посуду на картинке «Посуда трех медведей» (рис. 22): большая красная чашка, боль­шое красное блюдце, средняя синяя чашка, среднее синее блюдце, маленькая желтая чашечка, маленькое желтое блюдечко.

Цели занятия

Воспитательные — продолжать формировать умение слушать рассказ взрослого, не перебивая, дослушивать его до конца; формировать положительные качества, умение сопереживать.

Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас за счет имен прилагательных, глаголов; способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить правильно пользоваться в активной речи предлогами «под», «за».

Развивающие — развивать умение вслушиваться в речь взрослого; развивать внимание, воображение и мышление.

 

Оснащение:

— цветной шнур;

— фигурки персонажей сказки (Машенька, медведи) из настольного кукольного театра;

— изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 9, 15-17);

— картинка «Чьи следы?» (рис. 21);

— сюжетная картинка «Посуда трех медведей» (рис. 22).

Ход занятия

1. Организационный момент. Предложите детям отправиться в сказочное путешествие на автобусе. Попросите детей-пассажиров занять свои места и отправляйтесь в путь — дети идут за взрослым, держась одной рукой за шнур. Остановитесь около заранее расставленных полукругом стульчиков. Объявите: «Остановка „Сказочная", всех пассажиров прошу покинуть автобус». Предложите детям сесть на стульчики.

2. Знакомство со сказкой. Покажите детям книжку «Три медведя». Спросите: «Кто догадался, какую сказку мы сегодня будем читать?» Выслушайте ответы детей. Спросите, почему они так думают (на обложке нарисованы три медведя). Обратите внимание детей на персонажей сказки, стоящих перед ними на столике. Расскажите (или прочтите) сказку. Предложите детям по ходу чтения сказки выставлять фигурки и называть героев сказки. (Папа — Михайло Иванович, мама — Настасья Петровна, медвежонок — Мишутка, девочка — Машенька.)

3. Подумай и ответь. Попросите детей ответить на вопросы по содержанию сказки.

Почему девочка заблудилась в лесу?

Куда девочка зашла?

Кто жил в домике?

Сколько комнат было в домике?

Что увидела девочка на столе в столовой?

Что делала девочка в столовой?

Какие стулья были в столовой?

Что случилось с маленьким стульчиком и почему?

Что увидела девочка в другой горнице?

В какую кроватку легла спать девочка?

Что увидели медведи в столовой, когда пришли домой?

Что сказал каждый медведь?

Что увидели медведи в другой комнате?

Что хотел сделать Мишутка, когда увидел девочку в своей постельке?

Как девочка убежала из домика медведей?

4. Развитие зрительного внимания. Положите около каждого ребенка картинку «Чьи следы?» (рис. 21). Предложите детям рассмотреть изображенные три дорожки. Попросите рассказать, какой величины следы на каждой дорожке (большие, средние, маленькие). Предложите угадать, кто оставил на дорожке большие следы.

Попросите каждого ребенка провести указательным пальцем по дорожке (снизу вверх). Предложите проверить правильность своего ответа, приподняв елку, находящуюся в конце дорожки (елка должны быть заранее приклеена верхушкой к игровому полю).

Аналогично выполните задание с угадыванием и проверкой остальных героев, спрятавшихся за елками (следы среднего и маленького размеров).

5. Развитие сенсорики. Предложите детям вспомнить и рассказать о том, какую посуду увидела девочка в столовой. Положите перед каждым ребенком картинку «Посуда трех медведей» (рис. 22).

Предложите детям помочь Настасье Петровне накрыть на стол в горнице — подобрать предметы посуды (чашку к блюдцу) по цвету и величине. Попросите назвать цвет и величину каждого предмета посуды. (Большая красная чашка...)

6. Закончи фразу. Предложите детям закончить начатую вами фразу и показать тех героев сказки, о которых в ней говорится.

Если дети затрудняются в выполнении задания, закончите фразу сами и предложите детям повторить всю фразу еще раз сопряженно.

7. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей, похвалите каждого ребенка.

 

ЗАНЯТИЕ 2

Тема занятия: рассказываем сказку «Три медведя»

Цели занятия

Воспитательные — продолжать вырабатывать учебные навыки; умение слушать рассказ сверстников; не перебивать говорящего; отвечать на вопросы взрослого по тексту сказки.

Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; обучать элементарному пересказу (договаривать фразы, рассказывать по очереди 1-2 предложения из текста).

Развивающие — развивать внимание, мышление, наблюдательность; способность устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на вопрос почему?; развивать конструктивный праксис.

Оснащение:

— косынка, фартук, шапочка медведя (ободок с ушками);

— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;

— изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 9, 15-17);

— образец для выкладывания предметов посуды из спичек (рис. 23);

— карточки с цифрами от 1 до 4.

Ход занятия

1. Организационный момент. Наденьте на себя шапочку медведя. Попросите детей догадаться и сказать, в кого вы превратились (в медведицу). Предложите детям вспомнить и сказать, какую сказку о медведях вы читали на прошлом занятии.

Предложите детям надеть ободочки с ушками медвежат и пойти в гости к трем медведям, живущим в домике в дремучем лесу.

Предложите детям присесть отдохнуть на полянке (ковре) и вместе рассказать сказку.

2. Совместное рассказывание сказки. Предложите детям вместе с вами рассказать сказку «Три медведя». Возьмите на себя роль сказочника. Начните рассказывать сказку, предложив детям (по желанию) продолжить пересказ.

Дети принимают активное участие в пересказе. Если уровень развития и возможности детей в группе различны, предложите разные виды работы — от договаривания отдельных слов и фраз до пересказа небольшого отрывка сказки.

Попросите детей выставлять на фланелеграф изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 9, 15-17), соответствующие развитию сюжета. Предложите называть всех персонажей сказки по именам. (Настасья Петровна, Михайло Иванович, Мишутка, Машенька.)

3. Мимическая и артикуляционная гимнастика. Предложите детям вспомнить и рассказать о том, какой характер был у каждого персонажа сказки (веселая девочка, удивленный Мишутка, сердитый Михайло Иванович). Предложите рассмотреть героев сказки на рис. 9, 15-17 (цветная вклейка). Предложите детям изобразить всех персонажей сказки с помощью органов артикуляционного аппарата (губ, языка, щек, челюсти) и мимики. Чтобы игра получилась веселой, пред­ложите детям надеть элементы костюма того персонажа, которого он будет изобра­жать (косынка Машеньки, ушки медведя, передник мамы-медведицы).

Предложите выполнять упражнения перед большим зеркалом. Попросите детей выполнить упражнение вместе с вами (по подражанию). Затем попросите по­вторить упражнения перед зеркалом самостоятельно.

Веселая девочка — растянуть губы в улыбке, зубы видны.

Удивленный Мишутка — вытянуть губы вперед («Трубочка»).

Сердитый Михайло Иванович — надуть щеки, нахмурить брови.

4. Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики. Конструирование из палочек посуды (большая чашка и большое блюдце, маленькая чашечка и маленькое блюдечко). Предложите детям вспомнить и рассказать о том, какой величины была чашка у Михайло Ивановича (большая), Настасьи Петровны (средняя), Мишутки (маленькая).

Предложите ребенку назвать величину каждого предмета посуды. Большая чашка — маленькая... (чашечка); больше блюдце — маленькое... (блюдечко), большая ложка — маленькая... (ложечка).

Следите за тем, чтобы ребенок согласовывал имя существительное с прилагательным в роде. Приемы выполнения задания зависят от уровня развития ребен­ка — накладывание на образец или выкладывание по образцу.

5. Сосчитай. Предложите детям вспомнить и назвать всех действующих лиц сказки. Попросите найти и выбрать их в выставленных на ковре игрушках; сосчитать и назвать их количество (4). Попросите показать столько же пальцев на руке; выбрать цифру, соответствующую количеству (четыре); назвать ее. Предложите положить цифры под фигурками персонажей.

6. Подведение итогов занятия. Похвалите детей.

 

 

ЗАНЯТИЕ 3

Тема занятия: показываем сказку «Три медведя»

 

Предварительная работа: подготовьте мнемокарту (рис. 25) для рассказывания сюжета сказки: разрежьте картинки и склейте их в одну ленту по порядку.

Цели занятия

Воспитательные — продолжать воспитывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей; умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства.

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику; вводить в словарь новые глаголы, прилагательные; учить проводить элементарную инсценировку уже знакомой сказки.

Развивающие — продолжать развивать зрительное и слуховое восприятие, память, воображение, мышление.

Оснащение:

— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;

— изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 9, 15-17);

— картинка «Чайный стол» (рис. 24);

— красивые картинки и шапочки медведей;

— мнемокарта (рис. 25 ).

Ход занятия

1. Организационный момент. Предложите детям встать в круг. Спросите, помнят ли они о том, какую сказку вы рассказывали на прошлом занятии. Предложите детям показать кукольный театр. Распределите роли между детьми.

2. Инсценировка сказки. Рассказывайте сказку при активном участии детей. Поставьте перед ними коробку с персонажами сказки. Дети по очереди (по желанию) выставляют по ходу пересказа сказки соответствующие фигурки настольного театра.

Попросите детей помочь вам пересказывать сказку — проговаривать небольшие, повторяющиеся отрезки текста.

Михайло Иванович: «Кто хлебал из моей чашки?»

Настасья Петровна: «Кто хлебал из моей чашки?»

Мишутка: «Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал?»

Михайло Иванович: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его?»

Настасья Петровна: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?»

Мишутка: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?»

Можно увеличить количество заданий, предложив детям помочь пересказать оставшийся текст сказки (повторяющиеся фразы о смятой постели, сдвинутом стуле).

3. Развитие мышления. Предложите внимательно рассмотреть картинку «Чайный стол» (рис. 24). Попросите ребенка сказать, какой предмет не является посудой. Предложите закрыть лишний предмет еловой лапой. Попросите ребенка назвать предметы посуды одним словом. Спросите, для чего нужен каждый предмет посуды (чашка, блюдце, чайник). Предложите ребенку объяснить, почему он так считает.

4. Глобальное чтение. Поставьте перед ребенком коробочку с карточками, соответствующими названиям персонажей— «папа», «мама», «Мишутка». Называйте персонаж и выкладывайте карточку с соответствующим словом.

Предложите ребенку внимательно рассмотреть каждую карточку. Попросите найти карточку с записью слова «мама»; выбрать «такую же» карточку (с таким же словом) и положить ее под вашей карточкой.

Аналогично выполните задание со словами «папа», «Мишутка».

5. Развитие слогового состава. Игра «Постучим в калитку». Расскажите: «Машенька прибежала домой и стала стучать в калитку. Она звала бабушку и дедушку». Предложите детям помочь Машеньке достучаться до них. Попросите внимательно послушать, как вы проговариваете двухсложные слова и одновременно отстукиваете количество слогов.

Медленно и четко проговаривайте слово «баба». Одновременно, синхронно с проговариванием, простукивайте согнутым указательным пальцем по столу количество слогов.

Предложите ребенку превратиться в Машеньку (наденьте на голову ребенка красивую косынку). Попросите Машеньку постучать в калитку и позвать сначала бабушку, а потом дедушку. Ребенок произносит слово «баба» и отстукивает количество слогов в этом слове. После выполнения задания появляется кукла-бабушка. Она радуется приходу Машеньки.

Игру можно повторить с другими куклами, в названии которых — любые двухсложные слова с открытыми слогами.

Задание можно усложнить за счет отстукивания слов с тремя слогами или отстукивания за ширмой.

Скажите, что оставшиеся без роли дети будут зрителями. Расскажите, что зрители должны быть внимательными и громко аплодировать актерам.

Возьмите на себя роль бабушки-рассказчицы. Прочтите логически завершен­ный отрывок сказки. Попросите детей помочь вам закончить сказку. Помогайте наводящими вопросами или прямым продолжением рассказа текста, который вызывает у детей затруднение.

6. Мимическая гимнастика. Предложите детям выбрать атрибуты для игры — шапочки медведя и платочек Машеньки.

Попросите детей вспомнить и рассказать, какой был медведь. (Неуклюжий, сердитый.) Предложите мальчикам надеть шапочки медведей и показать, как ходит медведь. Затем предложите мальчикам показать сердитого медведя (сдвинуть брови, плотно сжать губы, сделать сердитым взгляд).

Предложите девочкам надеть красивые платочки. Показать, как Машенька ходит и прыгает. Спросите у девочек, какой характер был у Машеньки (веселый, покладистый). Предложите девочкам подойти к зеркалу и изобразить веселую Машеньку (губы в улыбке, зубки видны, глаза веселые).

Предложите мальчикам поменяться с девочками атрибутами. Теперь мальчики будут Машеньками, а девочки — злыми медведями.

7. Подвижная игра. Предложите детям поиграть в подвижную игру «У медведя во бору». Для этого выберите «медведя» и наденьте на него шапочку медведя.
Предложите детям взяться за руки и образовать круг. Поставьте в середину круга стульчик. Посадите на него «медведя», который делает вид, что спит. Дети имитируют движения «собираем ягоды» и поют:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас глядит.

«Медведь» просыпается и ловит разбегающихся детей.

 

8. Расскажи сказку. Положите перед каждым ребенком мнемокарту (рис. 25). Предложите ее рассмотреть и назвать изображенные на ней символы.

Попросите ребенка вести указательным пальцем по карте (слева направо) и рассказывать сказку по сюжету.

9. Подведение итогов занятия. Похвалите детей, положительно оцените их работу на занятии.


 

 


 





Рис. 21. Чьи следы?


 


 


 



Рис. 22. Посуда трех медведей

 



Рис. 23. Образец для выкладывания посуды из спичек


 




Рис. 24. Чайный стол



Рис. 25. Мнемокарта

 

 

 

 

Заюшкина избушка

 

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна — у лисицы избушка-то и растаяла, а у зайчика стоит по-старому. Лиса попросилась к зайчику погреться да его из избушки-то и выгнала. Идет зай­чик и плачет, а навстречу ему собаки:

— О чем, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. При­шла весна, у нее избушка растаяла —она и попросилась ко мне погреться да и выгнала меня.

— Не плачь, зайчик, — говорят собаки, — мы ее выгоним. Пошли к избушке:

— Ав-ав-ав! Поди, лиса, вон! А лиса им с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну — полетят клочки по заулочкам!

Собаки испугались и убежали. Сел зайчик под кустик и плачет. Идет мимо медведь:

— О чем, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. При­шла весна, у нее избушка растаяла — она и попросилась ко мне погреться да ме­ня и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я ее выгоню.

— Нет, медведь, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выго­нишь.

— Нет, выгоню.

Пошли к избушке. Медведь как заревет:

— Поди, лиса, вон! А она ему с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну — полетят клочки по заулочкам! Медведь испугался и ушел.

Сидит зайка под кустиком и плачет. Идет мимо петушок — золотой гребешок и косу па плече несет. Увидел зайчика и спрашивает:

— Что ты, зайка, плачешь?

— Как мне не плакать, — говорит зайка, — была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Ее избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться да меня из избушки-то и выгнала.

— Пойдем, я ее выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал — не выгнал, и ты не выгонишь.

 

— А я выгоню. Пойдем! Подошли к избушке. Петух и запел:

— Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон! А лиса испугалась, говорит:

— Одеваюсь...

— Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон! А она говорит:

— Шубу надеваю...

Петух в третий раз как закричит:

— Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон! Она и выскочила из избушки, в лес убежала. И стал зайчик опять жить в сво­ей избушке.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.