Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Беларуси XVII - XVIII В.






Исторические условия развития культуры Беларуси во второй половине XVII– XVIII века были связаны с многочесленными войнами. В 1648 – 1651 годов на территории Беларуси проходила антифеодальная война крестьянства и городских низов против феодалов. Её поддержали казацкие отряды, присланные с Украины гетманом Б. Хмельницкого. Война закончилась поражением казацко – крестьянских отрядов. В 1654 – 1667 годов проходила война Росии и РП. По условиям Переяславской рады левобережная Украина была присоединена к России. В 1654 году в Переяславле был заключён союз между Хмельницким и Алексеем Мехайловичем. В ходе войн второй половины XVII века белорусское население, главным образом мастера – ремесленники, принудительно переселялось в Российское государство. В Москве мастера из Беларуси во главе с Климом Михайловым создали пятиярусный резно позолоченный иконстас в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Белорусские мастера украсили объёмной позолоченной резьбой деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенское под Москвой. Таким образом, мастера – белорусы завезли в Россию искусство объёмной резьбы и через неё – деревянную скульптуру.

Широкую известность и спрос приобрели ранее неизвестные в Москве многоцветные рельефные кафли – многоцветные керамические изрезы.Всего в Москве работали белорусские мастера 52 специальностей. 26 жителей Мещанской слободы стали актёрами первого в России придворного театра, созданного в 1672 году Симеоном Полоцким.

Развитие культуры Беларуси во второй половине XVII - XBIII веке проходило в условиях распространения католицизма. Шляхта ВКЛ, стримившаяся к < золотым вольностям> польской шляхты, всё больше склонялась к католицизму. Приобщаясь к польской культуре и языку. В XVII – XVIIIвеках в ВКЛ преобладала полностьюополяченная шляхта. В 1696 году государственными языками РП были объявлены польский и латинский. Белорусский язык белорусский язык потерял статус официального делопроизводства. Белорусским языком в основном пользовались крестьяне, городские низы, часть шляхты. Белорсскоязычной оставалась народная культура.

Защитником прав православного населения белорусских земель выступил Георгий Конисский, посвященный в 1775 году в сан епископа магилёвского. Его речь на встрече в 1765 года с королём РП Станиславом Августом Понятовским была переведена на европейские языки как образец обороны аеротерпимости. Король пообещал вурнуть православным их права, храмы и монастыри, но свои обещания не выполнил.

Во второй половине XVIII века на территории Беларуси из Европы начинают проникать идеи Просвещения. Это учение проповедовало приоритет образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства. Общественным идеалом объявлялся образованный человек. Распространение идей Просвещения содействовали прежде всего научные открытия в естественных науках и достижения в области гуманитарных знаний. На территории Беларуси стали известны произведения Ф. Вольтера, Д. Дидро, Ш. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо и других французских просвитителей. Под руководством французского учёного Ж. Жилибера в Гродно начала действовать медецинская академия, при которой были созданы аптека, анотомический музей, ботанический парк, библиотека.

В эпоху Просвещения во второй половине XVIII века на территории Беларуси качественное развитик получили образование и наука. До этого в конце XVII –первой половине XVIII века школьное дело оставалось в руках католического кастёла и униатской церкви. Школьное образоваие юыло доступно преимущественно шляхетским детям. Преподавание велось на латинском и польском языках. Предметами обучения были < семь свободных искусств> - грамматика, риторика, диалетика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Центром образования и науки продолжала оставаться виленская иезуитская академия, которая начала действовать в 1579 году. С 1781 году академия стала называться Главной школой ВКЛ. Высокий уровень образования обеспечивали иезуитские коллегиумы.

С середины XVIII века начались изменения в школьном образовании. В 1773 году была создана и действовала до 1794 года комиссия по национальному образованию – учреждение типа Министерства образования. За 20 лет деятельности она открыла 20 школ средней школы. Успешное их окончание давало возможность поступать в высшее учебное заведение на территории РП – Краковский и Виленский университеты. Вместо латинского языка ааодился польский. Во второй половине XVIIIвека образование стало более доступным и получило светский характер. Руководство образованием перешло из рук церковных учреждений к государственным органам.

В XVIII веке получило дальнейшее развитие книгопечатание. В 1776 году вышла в свет первая газета на территории современной Беларуси - < Газета Гродненская>. Книгоизданием занимался в Амстердаме Илья Копиевич. По поручению царя он подготовил первое пособие по математике на русском языке. Он напечатал также < Граматику латинскую и русскую> и < Руковедение в граматыку во славянорусскую>. Будучи приглашённым в Москву, И. Копиевич издалздесь первые русскоязычные учебники по грамматике и риторике. Он также стал одним из создателей в России нового гражданского шрифта, первого календаря, первой карты звёздного неба.

Среди известных учёных второй половины XVII –XVIII века особое место занимает Казимир Семёнович. Он – автор имевшей успех в Европе книги “Великое искусство артиллерии”, которая была издана в 1650 году в Амстердаме. К. Семёнович одним из первых создал проект многоступенчатой ракеты и считается предшественником создателя теории полётов в космос Циолковского. Большой вклад в науку XVIII века внёс Мартин Почобут – Одляницкий. Этот учёный изучил планету Меркурий, определил координаты многих населённых пунктов на территории Беларуси.

Одним из наиболее видных деятелей белорусской и русской культуры второй половины XVIII века стал уроженец Полоцка, поэт, учёный мыслитель и просвититель Симеон Полоцкий. Для Петра I С. Полоцкий напечатал ”Букварь языка славенска”. Большую славу принёс ему стихотворный перевод ”Псалтыри рифмотворной”, изданный с прекрасными гравюрами и ставший литературной основой сотен музыкальных произведений. По его инициативе было создано первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. С.Полоцкий стоял у истоков первого в России театра, открытого при царском дворе в 1672. Он создал рукописный сборник ”Ветроград многоцветный”, где в алфовитном порядке разместил стихи.

Своими размышлениями о человеке и его божьем начале стал известен уроженец Брестчины Казимир Лыщинский.В трактате ”О несуществовании Бога” он писал: ”Человек – создатель бога, а бог – создание человека. Таким образом, люди – творцы богов, и бог является не настоящей сущностью, а созданием разума…”. Он также высказал мнение о том, что наша планета – не центр Вселенной, а один из немногих населённый объектов.

Во второй половине XVII – XVIIIвека в обществе возрос интерес к истории. Уроженец Пинщины Адам Нарушевич создал ноготомную ”Историю польского народа”. Появился ряд мемуаров – воспоминаний участников и очевидцев событий.

В XVIII века центрами развития искусства становятся магнатские резиденции Радзивиллов в Несвиже, Сапегов – в Ружанах, Огинских – в Слониме. По проектам лучших европейских архитекторов возводятся и перестраиваются магнатские дворцово-замковые комплексы. По высказыванию знаменитого российского историка В.О.Ключевского, государство закрылось во дворцах.

В это же время начинается бурное развитие дворцово-парковой архитектуры. В магнацких резиденциях закладываются парки с многочисленными водоёмами, каналами, каменными гротами. В дворцово-парковой архитектуре нашла отражение идея французского просветителя Жан Жака Руссо о культе настоящей природы. В Беловеже гродненский меценат Антоний Тизенгаух обещал построить для него идиллическую хатку и отмежевать его от ”испорченной городской цивилизации, жизненных хлопот”. Здесь же, в соответствии со взглядами знаменитого философа, формировался пейзажный сад.

Жан Эмминюэль Жилибер основал и возглавил первую в Беларуси Гродненскую медецинскую академию, а также создал акушерскую и ветеринарную школы, клинический госпиталь, аптеку, роддом. Он заложил Гродно уникальный ботанический сад.

Основным стилем в архитектуре оставалось барокко. Этому стилю был присущи монументальность, которая проявлялась в увиличении масштаба зданий относительно окружающей среды, роскошь в украшении строений, двубашенный фасад. В 1743 – 1746 годах по проекту польского архитектора Я. Глаубица в Полоцке был перестроен в стиле виленского барокко ставший униатским Софийский собор.

В белорусских городах, получивших Магдебургское право, строились ратуши, которые являлись неотъемлемым признаком свободного города.

Самым ярким явлением в белорусской культуре второй половине XVIII века стал крепостной театр. Наибольшую известность приобрели частнособственнические ттеатры Радзивиллов в Несвиже и Слуцке. В них ставились пьесы по произведениям хозяйки Несвижа Францишки Уршули Радзивилл. Театр Михаила Казимира Огинского в Слониме был назван “Усадьбой муз”. Сам Михаил Огинский писал музыку, стихи, занимался меценатством. Многие воспитанники крепостных театров Беларуси выступали на сценах Варшавы и Петербурга.

В XVIIIвеке на первый план среди искусств вышла музыка. Она стала господствовать во дворцах и замках магнатов. Михаил Клеофаса Огинский – автор известного полонеза “Прощание с Родиной”.

Наиболее популярными музыкальными произведениями у шляхты были оперы с комическими сюжетом из жизни крестьян или самой шляхты.Так, инициатором создания оперы “Агатка” был виленский воевода, князь Кароль Станислав Радзивилл

Во второй половине XVII – XVIIIвека продолжали действовать кукольные театры – батлейка и школьные театры при иезуитских коллегиумах. Директрорам императорских театров в России являлся Осип Козловский. Буду участником русско- турецкой войны 1768 – 1774 года он написал полонез “Гром победы, раздавайся”.

В живописи популярными оставался портретный жанр. При дворе польских королей работали профессиональные европейские мастера. Так, европейским мастером был создан во второй половине XVIIIвека портрет Михаила Огинского. Несвижский художник Ю. Гески нарисовал портрет последнегокороля РП Станислава Августа Понятовского.

Изделия декоративно – прикладного искусства выпускали мануфактуры. По образцу Дрезденской королевской “мастерской по производству зеркал” была создана Уречская стекляннаямануфактура.Здесь выпускались зеркала, которые преобрели европейскую известность. Династии местных мастеров изготовляли также столовую посуду из цветного молочного стекла и хрусталя, украшенную нравировкой и гранением. Мировую славу имела Слуцкая мануфактура шелковых поясов.Широкий шелковый пояс был необходимой частью магнатского и шляхетского костюмов. В качестве образца для слуцких поясов служили изделия, привезённые из Малой Азии и Персии. Стоили привозные пояса очень дорого. Поэтому в ВКЛ было налаженосвоепроизводство. Первая персиярня возникла в Несвиже, откуда в середине XVIII века она была пересена в Слуцк. Первоначально на персиярнях работали турецкие, а потом местные мастера. На Слуцкой персиярне было 24 станка. В год на одном станке изготавливалось около 45 метров тканых поясов. Один пояс составлял 2 – 4 метра в длинну с узором на две половины и метками на обоих концах. Много поясов в качестве экспонатов было в Несвижском дворце Радзивилов.

Ещё одна ткацкая мануфактура Радзивиллов по изготовлению полотна для обивки стен, скатертей, безвосовых ковров существовала в Кореличах. Здесь местными мастерами вытканы гобелены с сюжетами на исторические темы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.