Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позиционно уравненная последовательность






При выборе из пары пьес, какую каким способом учить, лучше выбирать случайно.

20. Межгрупповые схемы. Стратегии составления групп

межгрупповая С.Э. — предъявление каждого из исследуемых условий независимой переменной разным группам испытуемых. Сочетание двух типов набора испытуемых (распределение по группам и отбор из популяции) с тремя стратегиями построения групп дает пять возможных С. межгрупповых сравнений:

1. случайное распределение групп;

2. попарное распределение групп;

3. случайное распределение групп с выделением слоев;

4. случайный отбор групп;

5. случайный отбор групп с выделением слоев

1 При использовании схемы случайного распределения групп каждый испытуемый может с равной вероятностью попасть в одну из них.

2 При попарном подборе групп испытуемые сначала располагаются по степени выраженности одной из характеристик, связанной с изучаемым видом деятельности. Испытуемые с одинаковой степенью выраженности этой характеристики попадают затем в разные группы.

3 Применение схемы случайного распределения слоев начинают с классификации испытуемых по некоторому значимому признаку, также связанному с деятельностью, которая исследуется в эксперименте. А затем внутри каждого класса, или слоя, проводится случайное распределение по экспериментальным группам.

Все три метода устраняют систематическое смешение независимой переменной с индивидуальными различиями испытуемых. Надежность повышается за счет увеличения числа испытуемых.

4 Чтобы результаты эксперимента можно было распространить на интересующую нас популяцию, выборка испытуемых должна быть репрезентативной. Внешнюю валидность эксперимента можно оценить по тому, насколько близок к этой недостижимой цели метод отбора испытуемых. (Эксперимент с мысленной тренировкой курсантов) Здесь случайная стратегия применялась для отбора испытуемых, а не для распределения по группам, это имеет место, когда все имеющиеся в наличии люди должны участвовать в эксперименте.

5 выделение слоев - сначала популяцию разделяют на классы, или слои, а затем внутри каждого слоя применяют случайный отбор.

 

Эксперимент с межгрупповым сравнением не м.б. идеальным, т.к в реальном эксперименте с межгрупповым сравнением группы могут работать одновременно, но предъявить разные экспериментальные условия одной и той же группе невозможно. Основным препятствием для достижения внутренней валидности в эксперименте с межгрупповым сравнением является потенциальная возможность влияния на полученные результаты индивидуальных различий испытуемых в каждой из групп.

21. Моделирующие эксперименты. Способы проверки внешней валидности.

Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д.

Крафт и Элворт проанализировали статистику несчастных случаев во время ночных посадок. И им удалось найти ключ к разгадке: по боль­шей части это случается в аэропортах, расположенных несколько ниже по сравнению с близлежащими городами. Такие эксперименты можно назвать искусственными Они проводятся в том случае, когда простое воспроизведение реальной ситуации не позволяет сделать эксперимент внутренне валидным. Если проводить этот эксперимент в настоящих аэропортах, неизбежно систематическое смещение независимой переменной с различными побочными факторами. Применение тренажера, имитирующего реальный мир, позволило устранить это смешение. Сокращение несистематической изменчивости достигалось не только за счет большей точности в оценке работы испытуемого, но и благодаря возможности провести достаточное количество замеров за более короткое время, чем в реальном полете.

ВНЕШНЯЯ ВАЛИДНОСТЬ:

ВОПРОСЫ СООТВЕТСТВИЯ

 

Достичь в эксперименте соответствия независимой переменной, как правило, довольно просто. Нужно только, чтобы вводимые условия были либо типичными для реальных ситуаций, либо вполне вероятными.

В искусственных экспериментах возникают также вопросы о соответствии дополнительных переменных, стабильных по своему уровню. В целом ряде случаев такие переменные являются ключевыми, и их уровень должен соответствовать реальному миру. Нужно стараться также воспроизводить в эксперименте те дополнительные (по отношению к основной задаче) действия, которые в реальности выполняются одновременно с ней. Кроме того, следует выяснить, как скажется на внешней валидности искусственного эксперимента отсутствие эмоциональной напряженности (которая, как правило, характерна для соответствующих реальных ситуаций). И, наконец, следует специально проанализировать последствия предъявления испытуемому всех экспериментальных проб за короткий (сжатый по сравнению с экспериментом, дублирующим реальность) период времени.

22. Научные эксперименты. Теоретические конструкты и операциональная валидность.

Научные эксперименты:

- Их результаты могут не сразу найти практическое применение, как, например, новый метод обучения испанскому языку или лучший способ информировать покупателя о ценах на продукты в универсаме.

- выделение единичной независимой переменной указывает на то, что если полученные данные будут использованы для лучшего понимания поведения, необходима более точная экспериментальная гипотеза. Когда Дион предположила, что поиск лучше вести без бинокля, она привела ряд доводов, как-то: ограниченность обзора в бинокле, отсутствие восприятия глубины. Если бы гипотеза подтвердилась, то это могло бы быть следствием либо всех названных причин, либо некоторых из них, либо каких-то причин, не упомянутых вовсе. Чтобы выделить действительную причину, требуются дальнейшие эксперименты. В некоторых экспериментах требуется большое мастерство, чтобы «очистить» независимую переменную. Например, при изучении направленного обоняния исследователь очень постарался, чтобы точно задать условия независимой переменной — разницу во времени — и ликвидировать другие переменные, т.е. щелчки реле.

- Третья особенность перечисленных экспериментов — использование «чистых» условий. Это один из способов контролировать «шум» в эксперименте.

операциональная В.—разновидность внешней В. для лабораторного эксперимента; соответствие (или степень соответствия) применяемых методических процедур тем теоретическим понятиям, которые входят в экспериментальную гипотезу.

Как и в случае с внешней валидностью, вопрос здесь тот же: правильный ли эксперимент проведен для проверки экспериментальной гипотезы. Переменные в экспериментах с выделением независимой переменной, как правило, выражены в довольно абстрактных понятиях; экспериментальные же ситуации — гораздо конкретнее. Поскольку в экспериментах приходится делать конкретные вещи, эксперимент полного соответствия невозможен. Можно лишь постараться, чтобы конкретные экспериментальные операции репрезентировали понятия, содержащиеся в экспериментальной гипотезе.

23. Искусственное смешение. Артефакты. Методы контроля.

искусственное С. — сопутствующее С. независимой или базисной переменной в лабораторном эксперименте, вызванное своеобразием условий и процедур его проведения. Для контроля искусственного С. независимой переменной (например, введение лекарства — факт инъекции) контрольной группе испытуемых предъявляется не просто пассивное условие этой переменной (отсутствие инъекции), но специальное контрольное условие (инъекция без лекарства), и, таким образом, при сравнении результатов экспериментальной и контрольной групп воздействия сопутствующего влияния усредняется.

Давид Гаффан провел эксперимент «по определению роли гиппокампа в двух различных актах памяти: образовании ассоциаций и узнавании». Предположим, что обе группы обезьян были абсолютно равноценны. Тогда условия чистого эксперимента требуют, чтобы у животных первой группы был поврежден только гиппокамп и никакая другая часть мозга и чтобы животные второй группы вообще не подвергались операции. Но повредить только гиппокамп невозможно, т.к рассечение свода влечет за собой значительное повреждение кожи, мышц и костей черепа. Для контроля искусственного смешения у второй группы просто проводили операцию, но не трогали гиппокамп. Тогда группы отличались только состоянием свода. Т.е смешение между состоянием свода и состоянием окружающей области устранено.

Артефакты – результат исследования, являющийся следствием изменения зависимой переменной под влиянием побочных переменных. Артефакт есть следствие ошибок или недостаточного контроля условий проведения исследования.

Активное условие рассечение свода вызывает активный уровень другой переменной. Связь такого рода вызывается исключительно действиями экспериментатора. Если сравнение производится с группой, на которую не было оказано никакого воздействия (неактивный уровень), различие будет не только в уровне независимой переменной, но также в уровне артефактной переменной. Если бы был возможен чистый эксперимент, то артефакта бы не было, так как экспериментатор манипулировал только с независимой переменной. Если животные, у которых удалена часть мозга, сравниваются с животными, не оперированными вообще, то независимая переменная (удаление или неудаление части мозга) смешивается с артефактной переменной (повреждение других тканей). Поэтому необходимо ввести в эксперимент прооперированную контрольную группу животных для сравнения с оперированной экспериментальной группой.

24. Естественное смешение. Понятие расширенной переменной.

естественное С. --- натуральная, не зависящая от методических процедур связь независимой (или базисной) и сопутствующей ей переменных, не позволяющая проверить точную гипотезу в лабораторном эксперименте (например, плач ребенка может быть вызван тем, что из комнаты вышла мать, или же тем, что он просто остался один). Способ контроля естественного С. независимой переменной аналогичен введению контрольного условия, используется расширенная переменная (уход человека): при одном из ее условий (уход матери) сопутствующая переменная смешивается с основной, а при другом (уход ассистента) — нет; при сравнении этих двух условий воздействие сопутствующей переменной можно «вынести за скобки». Естественное С. базисной переменной (например, связь памяти с восприятием) контролируется так же, как и искусственное — привлекается контрольная переменная (здесь — интервал отсрочки выполнения тестовой задачи): «чистое» воздействие основной независимой переменной (рассечение свода) на базисную (нарушение памяти) определяется как разность ее воздействий при одном из условий контрольной переменной (длинная отсрочка), затрагивающем и базисную, и сопутствующую переменные (память и восприятие), и при другом (короткая отсрочка), затрагивающем только сопутствующую (восприятие).

расширенная (wider) П. — результат введения нового условия независимой П. для контроля сопутствующего смешения. Дон Флинер и Робертом Кернс. Специфическая реакция на отсутствие матери, таким образом, выявилась для более позднего возраста по сравнению с предыдущими данными. Проблема заключается в том, что, раз начав плакать, ребенок будет плакать, даже если почти ничего (или ничего) не будет происходить. Флинер и Кернс расценили предыдущие эксперименты как ошибочные, поскольку из результатов не было ясно, плачет ли ребенок потому, что ушла именно мать. Они устранили это смешение, введя в эксперимент ассистентку А, которая была некто, но не М — мать. Экспериментатор должен активно удерживать сопутствующую переменную на одном и том же уровне.

25. Статистические решения и экспериментальные выводы.

На основании результатов эксперимента Флинера и Кернса можно было сделать три заключения, каждое из которых относится к тому, что могло бы быть получено в бесконечном или идеальном эксперименте:

1. Подтвердилась гипотеза, что дети данной возрастной группы плачут больше, если уходит мать.

2. Подтвердилась гипотеза, что дети плачут больше, если уходит ассистентка.

3. Ни одна из приведенных гипотез не подтвердилась.

Правило статистического решения. Три рассмотренных выше возможных заключения из результатов эксперимента делаются на основе правила статистического решения. Здесь оно состояло в том, что нуль-гипотеза может быть отвергнута только в случае, если вероятность получения различия, удовлетворяющего нуль-гипотезе, меньше, чем 0, 05 (т.е. меньше 1 из 20). Из числа испытуемых и стандартного отклонения можно вывести величину различия, которая при справедливости нуль-гипотезы может быть превышена лишь с вероятностью 0, 05. Нахождение этой величины называется статистическим выводом. Такая величина для эксперимента Флинера и Кернса оказалась порядка ±3. Вероятность, используемая для отвержения нуль-гипотезы, называется альфа-уровнем. Если применяется более строгий критерий, это означает, что нуль-гипотеза отвергается, если подтверждающая ее разница встречается в меньшей доле случаев. Наиболее часто это 0, 01

Величина различия между условиями, необходимая для отвержения нуль-гипотезы, определяется двумя факторами. Первое — это надежность. Чем больше надежность, тем меньше различие, допускающее отвержение. Ошибки 1 типа. Первый риск состоит в возможности ошибки I типа: отвержение нуль-гипотезы, когда она верна. Ошибки II типа. Ошибочное неотвержение нуль-гипотезы, когда она на самом деле неверна.

Валидность выводов

Хотя ребенок, естественно, привязан к матери и поэтому очевидно, что с уходом матери он будет плакать сильнее, этот эффект вполне может затушеваться другими факторами. Возможно, например, что некоторые матери из-за занятости на работе проводят со своими детьми сравнительно мало времени, и поэтому привязанность детей к ним не столь велика. Ассистенты по внешнему виду и манере повеления могут оказаться похожими на мать в большей или меньшей степени. Некоторые дети вообще плачут почти все время в течение эксперимента.

На пути к окончательным выводам остаются три трудные проблемы.

- одного значимого различия недостаточно, если ожидается сильное влияние независимой переменной. Статистическая проверка наиболее пригодна в тех случаях, когда действие исследуемого фактора «зашумлено» другими случайными факторами.

- использование слишком большого числа испытуемых обнаруживает действие определенных дополнительных факторов.

- универсальность результатов. Можно ли отнести выводы ко всей соответствующей популяции, если они справедливы даже не для всех исследовавшихся испытуемых? Мы не можем принять экспериментальные выводы только на основе постоянных и достаточно сильных выявленных различий между условиями. Эксперименту будет недоставать внешней валидности, если он не будет удовлетворять хотя бы одному из целого ряда условий. Более того, он не будет обладать даже внутренней валидностью, если не организовать достаточный контроль за систематическим смешением.

26. Многоуровневые эксперименты.

Рассматривается как средство установления связи между 2 неперерывными переменными. С его помощью можно выяснить какие изменения происходят с ЗП, но по мере того, как шаг за шагом изменяется НП.

2 признака МЭ: 1.НП имеет более, чем 2 уровня. 2.существует специальный порядок предъявления этих 3х или более условий НП, которые контролируются специальной схемой, подразумевающей уравнивание порядковых позиций каждого уровня в общей последовательности условий.

Преимущества МЭ: меньше шансов упустить эффект, лучший контроль над сопутствующим смешением (док-ва действия НП не убедительно, если явно возможно сопутствующее смешение, т.е. активным уровнем дополнит.переменной). преимущество МЭ на 2 уровнях состоит в способности вводить переменные в количественных и качественных видах, что способствует дальнейшему развитию понимания и обеспечивает проверку экспериментальной гипотезы. В МЭ экспериментальная гипотеза состоит в том, что ЗП должна измеряться постепенно по мере изменения НП. Любое изменение можно представить либо в абсолютных величинах, либо в пропорциональных.

27. Кроссиндивидуальная схема. Латинский квадрат.

Кроссиндивидуальная схема - предъявление каждому из испытуемых (или их групп) всех исследуемых уровней независимой переменной в определенной последовательности, прячем позиции каждого уровня в наборе этих последовательностей — численно уравнены. Применяется как наиболее оптимальная в лабораторных многоуровневых экспериментах. В соответствия с различными вариантами позиционного уравнивания выделяют:

1. реверсивное (обратное) уравнивание,

2. полное уравнивание,

3. латинский квадрат,

4. сбалансированный квадрат;

 

ЛАТИНСКИЙ КВАДРАТ - это набор таких последовательностей уровней независимой переменной, в которых каждый из уровней встречается в каждой позиции только один раз.

Наиболее распространенная схема кросс-индивидуального многоуровневого эксперимента, основанная на позиционном уравнивании предъявления уровней независимой переменной

Схема — случайный выбор и использование экспериментатором одного из вариантов этих наборов, когда каждая последовательность уровней предъявляется одному испытуемому (или одной группе). Способ контроля эффектов однородного и, главное, неоднородного переноса при относительно небольшом числе испытуемых. Возможность возникновения эффектов ряда и центрации сохраняется;

или

Латинский квадрат — квадратная матрица п х п, каждая его первая строка и столбец являются перестановками элементов из множества воздействий (число их равно n). Используется при планировании межуровневых экспериментов, где требуется оценить влияние порядка предъявления уровней независимой переменной. Контролируются эффекты однородного и неоднородного переноса. Сохраняются эффекты ряда и центрации.

28. Проблема представленности индивида в результатах многоуровневых экспериментов.

29. Факторные эксперименты и представление о взаимодействии переменных.

факторным называется эксперимент с использованием по крайней мере двух независимых переменных.

В итоге факторного эксперимента определяются основной результат действия каждой из независимых переменных и взаимодействие между ними. Основной результат действия независимой переменной — это разность между общими средними значениями зависимой переменной по каждому из уровней. Взаимодействие — это разность между двумя разностями по каждому из уровней второй независимой переменной.

Одна из независимых переменных помещается на горизонтальной оси, и затем по соответствующим значениям зависимой переменной строятся отдельные графики для каждого из уровней другой независимой переменной. Если отрезки, полученные таким образом для второй независимой переменной, параллельны, взаимодействие отсутствует (т.е. нулевое). Если отрезки расходятся вправо или влево, взаимодействие называют расходящимся. А если они пересекают друг друга, то это пересекающееся взаимодействие.

Факторные эксперименты часто применяются для проверки гипотез с одним отношением, т.е. для определения результата влияния одной независимой переменной на поведение. Центральная задача в таких экспериментах — устранить сопутствующее смешение, как естественное, так и искусственное.

Однако главное преимущество факторных экспериментов — это возможность проверять настоящие комбинированные гипотезы. Например, для проверки гипотезы, известной теперь как закон Йеркса--Додсона, оптимальная сила напряжения, способствующего хорошему изучению, должна понижаться с увеличением трудности задач — нужно было использовать задачи различных уровней трудности различения.

30. Классификация экспериментальных планов.

Существуют довольно много критериев, по которым можно классифицировать экспериментальные планы. Остановимся на самых основных. Критерии:

1. Содержательный критерий. Позволяет оценить разнообразие экспериментальных процедур при проверке психологических гипотез. Типы экспериментов:

А) Естественный

Б) Искусственный

В) Лабораторный

Соответственно критерием здесь является соответствие НП, ЗП и ДП моделируемым реальным условиям или теоретическим конструктам.

 

2. Критерий Кэмпбелла (относительно формального планирования). Это критерий истинного эксперимента, по отношению к которому можно выделить:

 

· Доэкспериментальные планы

· Экспериментальные планы

· Квазиэкспериментальные планы

 

Истинный эксперимент, по Кэмпбеллу. Основные характеристики истинного эксперимента:

 

а) Рандомизация. Это отбор испытуемых из популяции, этот отбор решает одновременно проблему репрезентативности выборки испытуемых и обеспечение эквивалентных по своему составу групп.

 

б) Эквивалентность состава групп испытуемых. Достижение желаемой эквивалентности означает контроль источников угроз внутренней валидности со стороны факторов межиндивидуальных различий.

 

3. Число осуществляемых экспериментальных воздействий.

 

o Планы с одной НП.

 

o Факторные планы (с двумя НП; с тремя и более НП).

 

Сколько бы факторов не изменялось в данной экспериментальной ситуации, каждый из них должен быть оценен с т.з. шкалы, в которой представлены изменения переменной (шкалы наименований, порядка, интервалов, отношений).

 

4. Шкала, в которой измерена НП. На основе этого критерий выделяются:

 

u Качественные схемы (уровни НП заданы в классификационных признаках);

 

u Количественные схемы (между условиями НП может быть показан порядок в величине учитываемого признака).

 

Использование количественных изменений НП означает переход к многоуровневому эксперименту (вариант факторного).

31. Корреляционные исследования.

(или пассивно-наблюдающее) — направлено не на установление причинно-следственных отношений между переменными, а на выявление статистической зависимости между двумя и более переменными. Применяется при невозможности манипуляции переменными. Не может доказать наличие причинно-следственных отношений, но может доказать их отсутствие.

 

32. Контроль в корреляционных исследованиях.

1. Планы с одной группой испытуемых. Каждый субъект группы представлен минимум двумя измерениями переменных (два разных показателя или один показатель через промежуток времени). Нет возможности экспериментального контроля и исследователь прибегает к статистическому контролю (контроль вариабельности всех переменных)

 

a. X и Y – разные свойства изучаемой реальности, представлены показателями разных методик.

 

 

Синхронные корреляции: временная последовательность применения методик не имеет значения или показатели относительно стабильны®в указанный временной промежуток значения могут считаться измеренными одновременно.

 

Вариаты – переменные, относительно которых подчеркивается их спонтанный характер.

 

Вариаты характеризуются значениями, измеренными в один и тот же промежуток времени.

 

b. X1, x2 и т.д. – разброс значений одной и той же вариаты, измеренные в разные промежутки времени. Подсчитываются аутохонные корреляции (корреляции вариаты с самой собой).

 

Оценка адекватности плана корреляционного исследования:

 

· Оценка возможности охвата всего диапазона измеряемой переменной: увеличение числа измерений (увеличение выборки)

 

· Его уточнение с целью формулировки гипотезы о связи: контроль несистематической изменчивости ПП.

 

2. Планы с двумя и более группами испытуемых. Для контроля различия групп по одной вариате, выступающей в качестве аналога НП, применяется стратегия подбора однородных групп. Чётко задан критерий различия, например, порядок рождения. Остальные переменные должны быть уравнены (экономический уровень семьи, количество детей в семье). Контролируется эквивалентность состава групп с точки зрения ПП. Составление групп с определенным уровнем этих ПП®на каждом уровне основной переменной уровни ПП представлены равномерно. Вторая форма контроля – подбор пар (если число испытуемых не велико).

32. Контроль в корреляционных исследованиях.

Методы контроля в корреляционных исследованиях могут быть двух видов. Первый — индивидуальный подбор пар испытуемых. Если сравниваются две группы, то каждому индивиду первой группы подбирается индивид второй группы, который имеет тот же уровень определенных побочных переменных. Данный метод связан с двумя трудностями. Первая: чем больше переменных, по которым уравниваются испытуемые, тем меньше испытуемых оказывается в распоряжении исследователя. Отсюда понятно, что много побочных переменных проконтролировать невозможно. Вторая: оставшиеся испытуемые — не совсем типичны для сравниваемых групп, и полученные отношения оказываются непредставительными. Таким образом, имеется опасность как слишком слабого, так и слишком строгого контроля.

Другим методом является выделение однородных подгрупп, как это делалось в исследовании порядка рождения. Например, была выделена подгруппа испытуемых с семьей из пяти человек, и уже внутри этой подгруппы выяснялось влияние порядка рождения. Число различных подгрупп совпадает с числом уровней побочной переменной. Таким образом, оказывается возможным обнаружить, как и в случае с двумя независимыми переменными в активном эксперименте, существует ли значимое взаимодействие между рассматриваемыми переменными. В корреляционных исследованиях это может, также, помочь пониманию отношений между переменными. Например, небольшое понижение линии тестовых оценок интеллекта для работников сельского хозяйства может быть следствием большего желания завести еще одного ребенка. Если бы имелись данные о таком желании, может, удалось бы показать, что оно лежит в основе влияния порядка рождения. Это следовало бы, во-первых, из понижения линии тестовых оценок интеллекта в зависимости от порядка рождения для однородных подгрупп как городских, так и сельских жителей, не желающих следующего ребенка, и, во-вторых, из отсутствия такого понижения для подгрупп, желающих ребенка.

33. Понятие квазиэксперимента.

Это любое исследование, направленное на установление причинной зависимости между 2мя переменными, (НП и ЗП) в котором отсутсвует предварительняа процедура уравнивания групп или сравнение с контрольной группой заменено сравнением результатов неоднократного тестирования группы до и после воздействия.

Квазиэксперимент — разновидность эксперимента, когда экспериментатор не оказывает непосредственного воздействия на участников или условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих его процессов. Если исследователь интересуется результатами двух разных методов обучения чтению в начальной школе, он может либо разделить детей на две группы и контролировать обучение (настоящий эксперимент), либо изучать уже существующие группы, которые учатся читать по разным методам (квазиэксперимент). виды квазиэксперимента: 1.отсутствует предварительная процедура уравнивания групп. 2.Отсутствие контролирующей группы. 3.в качестве воздействия выступает реальное событие произошедшее с испытуемым.

Квазиэксперементальные планы: 1) планы эксперементов для неэквивалентных групп. 2) планы дискретных временных серий.

1. Выбираются две естественные группы, например два параллельных школьных класса. Обе группы тестируются. Затем одна группа подвергается воздействию (ставится в особые условия деятельности), а другая – нет. Через определенное время обе группы проходят тестирование повторно. Результаты первого и второго тестирования обеих групп сопоставляются; для сравнения используют t-критерий Стьюдента и дисперсионный анализ.

 

2. План дискретных временных серий чаще всего используется в психологии развития, педагогической, социальной и клинической психологии. Суть его состоит в том, что первоначально определяется исходный уровень зависимой переменной на группе испытуемых с помощью серии последовательных замеров. Затем исследователь воздействует на испытуемых экспериментальной группы, варьируя независимую переменную, и проводит серию аналогичных измерений. Сравниваются уровни, или тренды, зависимой переменной до и после воздействия. Главный недостаток плана дискретных временных серий в том, что он не дает возможности отделить результат влияния независимой переменной от влияния фоновых событий, которые происходят в течение исследования. Чтобы ликвидировать эффект “истории”, рекомендуют использовать экспериментальную изоляцию испытуемых.

Модификацией этого плана является другой квазиэксперимент по схеме временных серий, в котором воздействие перед замером чередуется с отсутствием воздействия перед замером

34. Основные квазиэкспериментальные планы

Квазиэксперемент - Это любое исследование, направленное на установление причинной зависимости между 2мя переменными, в котором отсутсвует предварительняа процедура уравнивания групп.

Квазиэксперементальные планы: 1) планы эксперементов для неэквивалентных групп. 2) планы дискретных временных серий.

1. Выбираются две естественные группы, например два параллельных школьных класса. Обе группы тестируются. Затем одна группа подвергается воздействию (ставится в особые условия деятельности), а другая – нет. Через определенное время обе группы проходят тестирование повторно. Результаты первого и второго тестирования обеих групп сопоставляются; для сравнения используют t-критерий Стьюдента и дисперсионный анализ.

Существует множество других вариантов квазиэкспериментальных планов для неэквивалентных групп: так называемые “лоскутные планы”, планы “множественных серий замеров”, план с контрольными выборками для предварительного и итогового тестирования и т. д.

 

2. План дискретных временных серий чаще всего используется в психологии развития, педагогической, социальной и клинической психологии. Для классификации этих планов можно выделить два основания: исследование проводится 1) с участием одной группы или нескольких; 2) с одним воздействием либо серией Суть его состоит в том, что первоначально определяется исходный уровень зависимой переменной на группе испытуемых с помощью серии последовательных замеров. Затем исследователь воздействует на испытуемых экспериментальной группы, варьируя независимую переменную, и проводит серию аналогичных измерений. Сравниваются уровни, или тренды, зависимой переменной до и после воздействия. Используя такие планы, мы с самого начала должны отдавать себе отчет в том, что в них отсутствуют средства контроля внешней валидности. Невозможно проконтролировать взаимодействие предварительного тестирования и экспериментального воздействия, ликвидировать эффект систематического смешения (взаимодействия состава групп и экспериментального воздействия), проконтролировать реакцию испытуемых на эксперимент и определить эффект взаимодействия между различными экспериментальными воздействиями.Главный недостаток плана дискретных временных серий в том, что он не дает возможности отделить результат влияния независимой переменной от влияния фоновых событий, которые происходят в течение исследования. Чтобы ликвидировать эффект “истории”, рекомендуют использовать экспериментальную изоляцию испытуемых.

Модификацией этого плана является другой квазиэксперимент по схеме временных серий, в котором воздействие перед замером чередуется с отсутствием воздействия перед замером

 

Понятие квазиэкспериментального плана было введено Кэмпбеллом и Стэнли с целью преодолеть некоторые проблемы, которые встали перед психологами, желавшими исследовать поведение в несколько менее строгой обстановке, чем лабораторная. Квазиэкспериментальный план используется в исследованиях, в которых независимые переменные (элементы, влияние которых на результат измеряется в эксперименте) выбираются из естественной среды. Эти планы похожи на исследования в естественных условиях.

Квазиэкспериментальные планы являются попыткой учета реа-
лий жизни при проведении эмпирических исследований.. Квази-
экспериментальные планы создаются специально с отступлением от
схемы " истинного эксперимента".

35. Эффект экспериментатора (эффект Пигмалиона)

Термин обозначает некий аспект внешности или поведения экспериментатора, оказывающий влияние на поведение участиика исследования. Дружелюбное, грубое или покровительственное отношение экспериментатора может создать ситуацию, в которой участники действуют не так, как обычно — просто потому, что они реагируют на поведение психолога. Сходным образом, на результат исследования может повлиять возраст, пол, расовая принадлежность, физическая привлекательность и другие качества экспериментатора. из-за неосознанного предубеждения во время записи данных и общих процедурных деталей исследования экспериментатор также может получить результат, согласующийся с его невысказанными ожиданиями.

Психологический эксперимент предполагает взаимодействие исследователя с испытуемым. Общий контекст и мотивация участия в психологическом эксперименте могут быть разными. Обычной для научных исследований является ситуация призыва «добровольцев» (по объявлению, личному приглашению и другим образом). Несколько иной является ситуация «клиента», когда сам испытуемый ищет возможность участия в психологическом эксперименте (для самообследования из-за познавательного интереса). Испытуемый активно строит предвосхищения относительно ожидаемых от него стратегий поведения или желательных ответов. Испытуемый обязательно выдвигает гипотезы об ожидаемых от него результатах. И чем более неопределенной является для испытуемого ситуация, тем более активно он строит ее образ и отмечает в вербальных и невербальных проявлениях экспериментатора все те признаки, которые сигнализируют ему успешность или неуспешность его деятельности. Эффекты взаимодействий экспериментатора и испытуемого включают, таким образом, как «эффект экспериментатора», так и «эффект испытуемого».

 

К примеру, ожидания испытуемого будут обусловлены в первую очередь, его мотивацией участия в эксперименте. Он может стремиться к участию или оказывать тихое сопротивление; он может искренне желать предоставить полную информацию о себе, либо так же искренне захочет ее исказить; он может быть высокоинтеллектуальной личностью, либо человеком с развитием ниже среднего уровня; он может хотеть понравиться экспериментатору и будет всячески ловить его одобрение – все это (а также многое другое) значительно искажает результаты эксперимента со стороны испытуемого. С другой стороны, испытуемый активно строит образ того, чего от него ждет экспериментатор. Считывая невербальные сигналы экспериментатора, он будет всячески «подстраиваться» под ожидаемый экспериментатором результат, замечая положительные (улыбка) или отрицательные (слегка нахмуренная бровь) подкрепления. Но это все не сравнится с главным искажением, которое вносит сам экспериментатор! Как мы уже говорили, вначале возникает гипотеза, которая затем нуждается в проверке путем эксперимента. И ключевым моментом будет то, нравится эта гипотеза экспериментатору или нет. Если гипотеза нравится, экспериментатор будет ожидать определенного результата – подтверждения гипотезы. Если гипотеза не нравится – ожидаемый результат будет совершенно другим! Экспериментатор подсознательно будет уверен, что гипотеза не подтвердится.

 

Множество исследований показало влияние таких характеристик экспериментатора на результаты эксперимента, как его пол, возраст, престиж в глазах испытуемого, привлекательность, доброжелательность, враждебность, тревожность, предварительное знакомство с испытуемым и т.д. Так, при решении трудных задач мужчины проявляют большие включенность и старательность, если экспериментатор женщина; при тестировании детей женщины добиваются более высокой результативности, чем мужчины.

Р. Розенталь назвал «эффектом Пигмалиона» непроизвольное способствование экспериментатора в проявлении именно тех закономерностей, в истинности которых он убежден. Этот эффект наведения испытуемого на нужную стратегию был подтвержден исследованиями невербальной коммуникации (например, улыбка экспериментатора предстала в качестве средства позитивного подкрепления ожидаемых форм поведения) и в так называемых экспериментах на «вербальное обусловливание» (в них неопределенные «гм-м» экспериментатора значимо изменяли частоту подкрепленного таким образом ответа испытуемого). Чтобы устранить эффект Пигмалиона, разделение испытуемых на группу экспериментальную и группу контрольную должно производиться без ведома экспериментатора. Использование компьютеров для считывания и переработки данных тоже ограничивают вмешательство исследователя и связанную с этим субъективность.

36. Типы испытуемых в психологическом эксперименте.

Психологический эксперимент — это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых. Кемпел разделяет 2 варианта отбора групп испытуемых: 1) участвуют естественные группы, не отбираются. 2) добровольцы.

Психологический эксперимент предполагает взаимодействие исследователя с испытуемым. Общий контекст и мотивация участия в психологическом эксперименте могут быть разными. Обычной для научных исследований является ситуация призыва «добровольцев» (по объявлению, личному приглашению и другим образом). Несколько иной является ситуация «клиента», когда сам испытуемый ищет возможность участия в психологическом эксперименте (для самообследования из-за познавательного интереса). Испытуемый активно строит предвосхищения относительно ожидаемых от него стратегий поведения или желательных ответов. Испытуемый обязательно выдвигает гипотезы об ожидаемых от него результатах.

Испытуемый приходит к экспериментатору, имея свои жизненные планы, мотивы, цели участия в эксперименте. И, естественно, на результат исследования влияют особенности его личности, проявляющиеся в общении с экспериментатором. Этими проблемами занимается социальная психология психологического эксперимента.

К примеру, ожидания испытуемого будут обусловлены в первую очередь, его мотивацией участия в эксперименте. Он может стремиться к участию или оказывать тихое сопротивление; он может искренне желать предоставить полную информацию о себе, либо так же искренне захочет ее исказить; он может быть высокоинтеллектуальной личностью, либо человеком с развитием ниже среднего уровня; он может хотеть понравиться экспериментатору и будет всячески ловить его одобрение – все это (а также многое другое) значительно искажает результаты эксперимента со стороны испытуемого.

37. Эффект пребывания в условиях эксперимента (эффект Хотторна)

Влияние испытуемых на результаты эксперимента связано с тем, что уже само участие в исследовании порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являются причинами специфических эффектов. ЭФФЕКТ ХОТОРНА - если испытуемым известна принятая экспериментатором гипотеза, то вполне вероятно, что они непроизвольно или намеренно будут вести себя соответственно ожиданиям экспериментатора. Вообще, одно лишь участие в эксперименте оказывает на испытуемых такое влияние, что очень часто они ведут себя так, как ожидают от них экспериментаторы. Частный случай эффекта Хоторна - эффект плацебо.

Для устранения эффекта Хоторна достаточно держать испытуемых в неведении о принятых гипотезах и давать им инструкции как можно более безразличным тоном.

 

 

Эффект Хотторна проявился при проведении социально-психологических исследований на фабриках. Привлечение к участию в эксперименте, который проводили психологи, расценивалось испытуемыми как проявление внимания к ним лично. Поэтому, участники исследования вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы. Хоторнское исследование. Задача исследования состояла в изучении факторов, влияющих на производительность труда рабочих. Были проведены многочисленные эксперименты, из которых наиболее известна серия, названная «исследование сборки реле в тестовой комнате». Вносились изменения в расписание перерывов, общее время работы и в размер премии, выплачиваемой за определённый объём сделанной работы. Считается, что производительность труда в этой небольшой группе быстро достигла высокого уровня и оставалась неизменной, даже если условия труда ухудшались.

Было предположено, что рабочие сохраняют производительность труда, так как думают, что они составляют особую группу, находящуюся в центре всеобщего внимания, ведь они участвуют в эксперименте. Так возникло понятие хоторнского эффекта, состоящего в изменении поведения людей, если они знают, что их изучают.

По результатам эксперимента, учёные сделали следующие выводы:

рабочие не замечают разницы в условиях труда, они больше всего волнуются о том, чтобы их считали особенными;

проведение исследования способствовало изменению взаимоотношений между людьми на производстве;

результаты экспериментов показали, что руководителям компаний нужно уделять больше внимания гуманному обращению с работниками, чтобы создать сплочённыеколлективы работников и руководителей.

 

Для эксперимента со сборкой реле из группы рабочих завода были выбраны шесть женщин. Их работа заключалась в сборке реле для телефонной компании

 

 

Искажения, вносимые испытуемым: - Эффект Хоторна, - Само участие в эксперименте влияет, - Испытуемый пытается помочь экспериментатору.

(Розенберг) – Испытуемый знает, что его могут оценивать в эксперименте и хочет показать себя с лучшей стороны, пытается вести себя как идеальный человек.

- присутсвие внешнего наблюдателя влияет на деятельность, - разные мотивы участия(по принуждению, добровольно), - эффект плацебо. Влияет не любой наблюдатель, а значимый., чем более сложны задача, тем больше эффект наблюдателя. Тревожный испыт. более подвержен эффекту наблюдателя.

38. Этика психологического исследования.

 

Этика – система принципов, обеспечивающее моральное поведение. Психологи должны: 1) обращаться с испытуемым с уважением и не нарушать права. 2)заботится о благополучье животных. 3) быть честными при сборе и обработке данных. Принципы: 1) компетентность (осознают границы своей компетентности и пределы своих способностей, повыш.уровень своей компетентности) 2)честность (психологи кристально честны в своей научной работе, преподавании) 3) профессиональная и научная ответсвенность 4) уважение к правам людей 5)забота о безопасности испытуемых и не вводить их в заблуждение 6)социальная ответсвенность.

Этика требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента сократить или прервать свое участие в процессе исследований в любое время. Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного дискомфорта, причинения вреда и опасности. Если риск таких последствий существует, то исследователь обязан проинформировать об этом испытуемых, достичь согласия до начала работы и принять все возможные меры для минимизации вреда. Процедура исследований может не применяться, если есть вероятность того, что она причинит серьезный и продолжительный вред участникам. после сбора данных исследователь обеспечил участникам полное разъяснение сути эксперимента и устранил любые возникающие недоразумения. Информация об участниках эксперимента, полученная в ходе исследования, является конфиденциальной. Для проведения исслед. с детьми и психиатрическими больными, ограниченными в своей способности понимать и принимать решения, традиционно требуется получить согласие со стороны родителя или опекуна.

Фальсификация данных, как вид мошенничества может принимать различные формы:
1. Плагиат. Представление «заимствованных» идей как собственных.
2. Фабрикация данных исследования.
3. Сокрытие или изменение части данных для лучшего представления конечного результата.
4. Сбор некоторого количества данных и додумывание недостающей информации до полного набора.
5. Сокрытие всего исследования, если результаты не соответствуют ожидаемым.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.