Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические типы врача. Психологически важные качества врача.






Схема Ж.Лакана предполагает существование пяти факторов, влияющих на процесс взаимодействия врача и пациента - 1) пола, 2) возраста, 3) национальности (расы), 4) вероисповедания и 5) сексуальной ориентации.

Исследования соматически больных показало, что все перечисленные факторы оказываются значимыми, однако более существенными являются личностные и характерологические свойства. Пациент расценивает «идеального врача» как лица одного с ним пола, сексуальной ориентации и более старшего по возрасту.

Наиболее существенными в образе «идеального врача» с точки зрения пациента являются способности к эмпатии и стиль общения. Описано четыре психологических типа врача, составляющих альтернативные пары: «сопереживающий» или «эмоционально-нейтральный», «директивный» или «недирективный» (В.А.Ташлыков).

В понятие «сопереживающего» типа врача включают такие качества как способность глубоко понять и вчувствоваться в проблемы пациента, эмпатировать, сопереживать совместно с больным колебания его состояния, разделять его психологические проблемы, нередко принимать концепцию болезни, выдвинутую пациентом.

Тип врача, называемый «эмоционально-нейтральным», подразумевает сочетание таких качеств как эмоциональная дистанцированность врача от глубинных проблем пациента, ориентация на симптомы, нежелание поддерживать пациента в его «субъективных» эмоциональных кризисах с ориентацией на технократический подход к лечению.

Под «директивным» психологическим типом врача понимается врач, выступающий в роли учителя, указующего как следует поступать и что делать в ситуации болезни. «Директивный» врач не склонен дискутировать с пациентом на профессиональные темы. Он выстраивает неравноправные взаимоотношения, определяя себе более значимую роль. В своей деятельности он руководствуется паттерналистской моделью медицины, которая рассматривает взаимоотношения врача и пациента как отношения учителя и ученика, родителя и ребенка. «Директивный врач» исключает возможности сомнений пациента в его возможностях, негативно относится к перепроверке диагнозов у иных врачей, склонен обижаться и давать негативные эмоциональные реакции на пациента в случаях критики его действий.

Недирективный» психологический тип врача противоположен «директивному». Он включает ориентацию на партнерство в отличие от ориентации на руководство, склонен принимать к рассмотрению точку зрения больного как при диагностике, так и при выборе методов и способов терапии.

Представленные пары качеств врача могут составлять четыре типа: сопереживающий недирективный, сопереживающий директивный, эмоционально-нейтральный недирективный и эмоционально-нейтральный директивный.Ориентация пациента на тот или иной эталон типа врача связана с личным опытом взаимодействия с рядом авторитетных лиц в различные периоды жизни. У пациента при поиске идеала происходит сличение образа врача с образами любимых родителей, уважаемого учителя и других значимым людей.

Профессионально значимые качества врача.

Коммуникативная компетентность врача - профессионально значимое качество. Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом- от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей медицинских учреждений. Умение общаться или коммуникативная компетентность, обеспечивает взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных клинических задач. Психологическая сторона отношений «врач - больной» важная составляющая медицинского процесса. Пациент ориентируется не только на профессионализм, но и на чисто человеческие, личностные качества врача: насколько он внушает доверие и уважение, внимателен и отзывчив, располагает к себе, вызывает желание общаться. Возможно даже, что в отдельных случаях психологические качества врача для больного более важны, чем профессиональные знания, умения, навыки. В многочисленных исследованиях приводятся различные представления больных об образе врача. Самыми существенными были признаны следующие качества: уважительность, внимание к пациентам, любовь к профессии, доброта, вежливость, душевность, то есть преобладали коммуникативно значимые черты.

Исследования Ташлыкова В.А.(1974) позволили составить общий для большинства больных образ «идеального» врача. Он включал в себя следующие 10 черт: ум, внимательность, увлеченность работой, чувство долга, терпеливость, чуткость, интуиция, серьезность, доброта, чувство юмора.

 

  1. Синдром хронической усталости. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников.

Профессиональная деформация.

В профессиях, связанных с взаимодействием человек-человек, огромное значение имеет ориентация на другого как равноправного себе участника взаимодействия. Врачебная деятельность очень разнообразна. И профессия оказывает влияние на психическую жизнь профессионала. Это влияние описывается термином «профессиональная деформация». Профессиональная деформация развивается постепенно. Причинами ПД являются как социальные, так и индивидуальные. К социальным причинам относят: необходимость соблюдения врачом многочисленных инструкций, которые регламентируют его деятельность, но задаются извне и не пропущены через собственный опыт и понимание. Только лишь опора на эти инструкции мешают врачу воспринимать пациента как целостную личность, врач воспринимает пациента как совокупность симптомов или объект манипуляций. Другая крайность ПД – уверование врачом в своё могущество и власть над больным, для которого медицинская помощь является последним шансом защититься от болезни. В силу данных феноменов, профессионал становится статичным, неподвижным, всегда знает, как лучше, что должно быть, что с этим делать. Это проявляется в переживаниях чувства неудовлетворённости профессией, собой и пр. но если существуют переживания, то можно говорить о возможности осознания факта ПД и перспектив работы с ним.

Синдром хронической усталости.

Профессиональная усталость – это, прежде всего усталость от другого человека. Это специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом с большим количеством людей. Особенно это касается профессии врача, т.к. она предъявляет большую требовательность к личности профессионала и предполагает принятие ответственности за жизнь и здоровье другого человека. Одной из основных причин профессиональной усталости у врачей является особенности работы в здравоохранении (дежурства, смены и пр.), а также требование профессии в эмоциональном отношении к жизни в целом, что предполагает определённое отношение к врачебной деятельности, мотивацию этого отношения, взаимоотношения с коллегами, стиль жизни медработника и его проблемы не связанные с работой. Утомление снижает работоспособность человека и эффективность его труда, что создает постоянную психотравмирующую ситуацию в виде ощущения собственной несостоятельности, что может привести к невротическому срыву. Наиболее частым симптомом является раздражительность, которая проявляется в повышенной возбудимости, нетерпеливости, обидчивости, несдержанности. Вспышки раздражительности сменяются раскаянием и извинениями перед окружающими, ощущениями вялости, усталости, а также плохой сон, рассеянность, тревожность, неустойчивость настроения, головные боли.

В этом плане у врачей встречается два типа отношения к своему состоянию: 1) отрицающее – не обращает внимания на собственное психологическое состояние, считая его следствием простого переутомления, не обращается за помощью к специалистам; 2) пренебрежительное – недооценивает свою усталость, не изменяет свой стиль жизни, который несовместим с психологическим здоровьем. Часто самодиагностика и самолечение путём употребления транквилизаторов, спиртного для снятия напряжения и пр.

Утомление врача отрицательно сказывается на его пациентах. Врач сокращает время приема каждого пациента, стремится быстрее закончить прием, что создает у пациента впечатление, что врач хочет от него отделаться. Снижается производительность труда из-за трудностей концентрации внимания, трудностей постановки диагноза, выборе метода лечения. Внешне производит впечатление рассеянного, занятого своими проблемами, некомпетентного. Невнимательность может привести к неосторожным высказываниям с психической травматизацией больного и даже к врачебным ошибкам, которые, в свою очередь, приведут к переживаниям собственной профессиональной несостоятельности и травматизации самого врача. ПУ может усугубляться и возникновением конфликтов с администрацией, коллегами и пациентами.

Синдром «эмоционального выгорания» у медработников.

ЭВ – это психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Врачебная профессия требует от профессионала не только профессионального мастерства, но и большой эмоциональной самоотдачи. «Сгорание» не означает опустошение и исчезновение сил – они постепенно возобновляются при получении удовлетворения от своего дела, осознания своего мастерства в профессии, при повышении мастерства и постоянном личностном развитии. Врач постоянно имеет дело со смертью и страданиями других людей. Поэтому часто возникает для врача проблема «невключения» своих чувств в ситуацию, что не всегда удаётся.

При синдроме ЭВ у профессионала наступает своеобразное исчезновение или деформация эмоциональных переживаний. Его симптомы схожи с симптомами хронической усталости и составляют каркас для ПД. Возникает утомление, истощение после активной профессиональной деятельности, возникают психосоматические проблемы (колебания АД, головные боли, симптомы со стороны ССС, ЖКТ, бессонница). Другим признаком является возникновение негативного отношения к пациентам, отрицательная настроенность к выполняемой деятельности, исчезает тяга к совершенствованию в своей профессии, недовольство собой, чувство вины, тревожность, пессимизм, депрессия, которые могут проявляться в виде агрессивных тенденциях, реакциях гнева, раздражительности по отношению к коллегам и пациентам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.