Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и основные философские интерпретации культуры. Философия и диалог культур в современном мире






Слово культура – одно из широко употребляемых и изучаемых. Культура является объектом изучения не только философии, но и ряда частных социально-гуманитарных дисциплин. Среди них особое значение имеют сегодня культурология, социология, психология, этнология, социальная антропология, история, археология, лингвистика, семиотика, а также такие эмпирические области знания, как этнография, искусствоведение, литературоведение, сравнительное языкознание, религиоведение и др. По данным ЮНЕСКО существует более 600 определений того, что можно назвать культурой. Кроме того, существуют десятки подходов к ее изучению, теоретических концепций культуры.

Раздел философии, в котором объектом исследования является культура, называется философией культуры. Термин «философия культуры» в начале XIX в. ввел немецкий романтик А.Мюллер. Философия культуры – это общая теория культуры, касающаяся ее сущности, генезиса, наиболее общих закономерностей развития, классификации ее видов, форм и направлений, ее взаимоотношения с природой и обществом.

Главный вопрос философии культуры – это вопрос о существовании культурных универсалий, которые могут служить для осмысления сущности культуры, ее предназначения, и ее судьбы. К культурным универсалиям относятся все общечеловеческие формы общественной жизни: общественное производство, труд и игра, досуг и общение, образование и воспитание, духовная жизнь (искусство, мораль, правовое сознание и др.). Они изначально складываются как деятельность по преобразованию природной среды, человека и как форма созидания нового. Следует отметить, что в не философии существуют тенденции, связанные с отрицанием существования универсалий культуры. Так, культурология выделяет явления культуры путем простого перечисления ее отдельных элементов (прежде всего – обрядов, традиций, обычаев), не ставя задачи установления, как внутреннего единства этих элементов, так и связи культуры в целом с другими явлениями общественной жизни.

Само слово «культура» появилось в Древнем Риме, где оно означало, прежде всего «агрокультуру», т.е. возделывание, обработку почвы. Этот первоначальный смысл в дальнейшем был трансформирован в другой и стал означать – возделывание, развитие человека. В этом понимании подчеркивалось, что культура – это выход в мир людей, как устройство этого мира по законам гармонии.

Закономерно поэтому, что пространство культуры включает:

– «возделанную» среду обитания людей, возникающую в процессе человеческой деятельности и насыщенную продуктами этой деятельности;

– мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение регулируется социальными нормами и потребностями;

– мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенными общими культурными ценностями совместной жизни;

– мир языков культуры – динамичных знаковых систем, созданных людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации.

В современной философии можно выделить несколько основных философско-методологических подходов к исследованию культуры: аксиологический, системно-деятельностный, структурно-семиотический, психоаналитический, экзистенциально-герменевтический, игровой и другие.

Аксиологический подход довольно долго считался общепринятым и был особенно популярен в 60-х – 70-х гг. XX века. Этот подход получил обоснование в трудах Г. Г. Карпова, А. А. Зворыкина, Г. П. Францева, Н. С. Злобина, В. М. Межуева и др.

В рамках данного подхода культура представляет совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (Г. П. Францев). Это позволяет понимать культуру как выражение различных сторон и сфер общественной жизни, каждая из которых в тот или иной момент времени может являться значимой для человека (социальной группы, или общества), рассматриваться и квалифицироваться как ценность.

Системно-деятельностный подход формируется в 70-е гг. XX в. в работах М. С. Кагана, Ю. А. Жданова, В. Е. Давидовича, Э. С. Маркаряна и др. В рамках этого подхода культура определяется как специфический способ человеческой деятельности, система особых средств решения встающих перед людьми проблем. Сильной стороной данного подхода является то, что он представляет по существу интегративный анализ культуры и сочетает в себе множество иных подходов, взаимо­дополняющих друг друга. В этом аспекте культура представляет собой особого рода сложную систему, которая обладает не только достаточно строгой внутренней структурой, но одновременно несет на себе черты индивидуальной це­ленаправленной творческой деятельности людей. Последнее придает данной системе большую гибкость, требует при ее исследовании выде­лять не только объективные факторы и элементы, но и субъективно-ценностные компоненты, сопровождающие культурную деятельность. Ключевым понятием системно-деятельностной концепции культуры является понятие «способа деятельности», которое предполагает ответы на вопросы «каким образом» и благодаря «какой системе средств» осуществляется тот или иной процесс человеческой деятельности.

Семиотический подход был разработан в трудах Ф. де Соссюра, Р. О. Якобсона, Н. С. Трубецкого, Р. Барта и др. С точки зрения семиотического подхода культура рассматривается как универсальная знаковая система, основная функция которой заключается в накоплении, хранении, преобразовании и передаче социально-исторического опыта человечества. Специфика культуры раскрывается посредством таких понятий, как «информация», «коммуникация», «знание», «смысл», «значение», «текст», «знак», «символ», «структура», «код» и др.

В контексте семиотического подхода все феномены культуры рассматриваются как факты коммуникации, а она сама является знаковым универсумом. Содержанием культуры является социально значимая информация, сохранение и передача которой от одного поколения людей к другому возможны только при условии ее закрепления в знаковой форме, средствами различных семиотических систем.

Психоаналитический подход в изучении культуры складывается на основе философской интерпретации идей З. Фрейда, который понимал культуру как сферу символизации энергии либидо, механизм социального контроля и сублимации бессознательных психических процессов. Этот подход также разрабатывается в трудах К. Юнга, Э. Фромма, Г. Маркузе, Т. Адорно и др.

Так, согласно Э. Фромму, культура предоставляет человеку возможности преодоления изначальной антиномии его духовной свободы и биологической не-свободы на пути творчества и культурной самоидентификации, сдерживая проявления агрессии и разрушительного насилия, которые рассматриваются как регрессия к архаической стадии развития.

Игровая концепция культуры складывается в творчестве Й. Хейзинга, Х.-Г. Гадамера, Г. Маркузе, Р. Барта и др. В этой концепции культура выступает как сфера нравственно-эстетических ценностей, способ и результат духовной деятельности и развития человека, а конститутивную роль в ней играет понятие игры. Игра выступает как основание и фактор культуры. Она рассматривается в качестве обязательного компонента любой человеческой деятельности; а также как движущая сила исторического изменения культуры.

Игра оказывается наиболее существенным, с точки зрения исследования культуры, феноменом, репрезентирующим сложный и необъективируемый средствами логического мышления переход от природного к культурному измерению человеческого бытия.

В итоге, суммируя рассмотренные подходы в понимании культуры, мы можем сделать вывод, что культура – это человеческий опыт, воплощаемый в программах поведения, ценностях и знаниях, а также коды, посредством которых они передаются и воспроизводятся; это особое качественное состояние общества с определенными материальными и духовными показателями цивилизационного развития.

В отечественной социальной философии принято выделять две основные сферы существования и развития культуры – материальную и духовную.

Согласно такой классификации, материальная культура возникает в процессе практического, материально-чувственного освоения человеком окружающей действительности. Она включает в себя орудия и средства производства, продукты трудовой, предметно-практической деятельности человека, предназначенные для удовлетворения его материальных потребностей и необходимые для воспроизводства и развития социума. Материальная культура включает также преобразованную человеческим трудом природу, антропогенные ландшафты, сельские и городские поселения, дороги и коммуникации, все архитектурные и социотехнические объекты, из которых слагается искусственная среда жизни человечества. Материальная культура представлена совокупностью материальных технологий, способов деятельности и поведения, результатом которых является реальное изменение наличных условий существования, в том числе, изменение и совершенствование биологической природы человека, а также воспроизводство человеческого рода.

Духовная культура представляет собой систему духовных ценностей, являющихся продуктом интеллектуального и художественного творчества. Она трактуется как совокупность знаний, навыков, умений, а также ценностей и норм, регулирующих различные виды человеческих отношений. Если материальная культура возникает и развивается вследствие преобразования человеком своей биофизической среды, как внешней, так и внутренней, то духовная культура сопряжена с развитием человеческого сознания, духовной жизни людей, она направлена на формирование и совершенствование человеческой личности, раскрытие сущностных сил человека, обеспечивая ценностно-нормативную регуляцию его поведения и деятельности.

Разумеется, границы между материальной и духовной культурой весьма условны и подвижны, и их выделение в относительно самостоятельные сферы можно произвести лишь в абстракции, отвлекаясь от реальной сложности и многоплановости культурных явлений. Любой продукт материальной деятельности человека может быть рассмотрен как знак, несущий в себе информацию о специфике знаний, навыков, технологий, используемых при его создании, а также заключает в себе информацию о возможностях своего применения, представляет собой определенную ценность, а стало быть, обладает значением, является элементом человекомерной, интеллигибельной реальности. Весь универсум человеческой жизни, включая его природное, социальное, историческое и антропологическое измерения, пронизан ценностными отношениями, наделен смыслом, поэтому разделение культуры на материальную и духовную часто подвергается критике в рамках системных концепций культуры, интегрирующих в себе различные ее проекции и измерения. Любой элемент культуры представляет собой воплощенное единство материального и духовного.

В структуре культуры выделяют такие различные формы, как элитарная, народная, массовая культура, а также две ее разновидности – субкультуру и контркультуру.

Элитарная культура формируется благодаря появлению письменности и развитию «книжной» формы передачи культурного наследия. Она предполагает формирование стройной иерархии ценностей и норм, выполняющих селективную функцию по отношению к циркулирующей в обществе информации. Такая культура канонична, для нее характерен особый язык, часто непонятный для «непосвященных», а также набор специфических социокультурных кодов, являющихся атрибутами элитарной социализации индивидов.

Народная (или «популярная ») культура, напротив, демократична, она вырастает на основе этнической культуры, фольклора, традиционных мифологических верований, языческих культов, народного быта. Передается из поколения в поколение в форме преданий, легенд, устного народного творчества, благодаря непосредственному общению поколений в семье, в контексте повседневной бытовой и трудовой жизни народа. Такая форма культуры чрезвычайно подвижна, изменчива, поскольку не подлежит письменной фиксации и кодификации, но вместе с тем консервативна, так как механизмом ее сохранения является культурная традиция. Взаимодействие и взаимопроникновение элитарной и народной культур рассматривается как непременное условие исторической целостности и продуктивного развития любой национальной культуры.

Специфическим феноменом культурной жизни современных обществ является массовая культура. Она представляет собой тиражируемую и распространяемую средствами массовой коммуникации социальную информацию и продукцию культурной индустрии, обращенную к многомиллионным аудиториям радиослушателей, теле- и кинозрителей, читателей, других потребителей усредненной и стандартизированной культурной продукции. Массовая культура – противоречивое явление XX века, порожденное индустриализацией, урбанизацией и быстрым прогрессом информационных технологий, она обладает диффузным характером, быстро распространяется и разрушает локальные общности посредством размывания традиционной системы этнической и культурной идентификации. Массовая культура обладает такими характерными особенностями, как мозаичность, фрагментарность, поверхностность, стереотипность. Среди ее негативных черт отмечают коммерческий характер, нравственный релятивизм и конформизм, агрессивность, культивирование успеха и материальных форм престижеобретения, стремление подменить потребность личности в творчестве и саморазвитии потребностью в развлечениях и материальном комфорте. Она насаждает идеологию индивидуалистического утилитаризма и консьюмеризма, а следствием ее распространения, как правило, является размывание традиционных ценностей, «усреднение» и унификация культурного пространства, стереотипизация мышления масс, позволяющая легко манипулировать их сознанием и поведением, воздействуя на примитивные формы чувственности, подсознательные структуры менталитета и архетипы коллективного бессознательного.

Под субкультурой понимают культуру специфической социальной группы, система ценностей и образ жизни которой существенно отличается от общепринятых стандартов и норм. Субкультуры, как правило, имеют локальный, замкнутый характер и отличаются специфическим языком, особыми нормами поведения, односторонним развитием тех или иных культурных практик, представлений и ценностей. Они формируются вследствие неполноценного, затрудненного доступа данных социальных субъектов к культурному наследию человечества, а также из-за наличия определенных препятствий для свободного творческого развития и самовыражения личности. Принято выделять криминальную субкультуру (субкультуру преступных и мафиозных групп), субкультуру национальных меньшинств, субкультуру религиозных сект, а также коммун, исповедующих утопические социальные идеалы. Существуют профессиональные и демографические субкультуры (молодежная субкультура, субкультура моряков и т. п.). Субкультуры являются следствием дифференциации культурного пространства, которая обусловлена урбанизацией, профессиональной специализацией различных видов деятельности, усилением социальной мобильности, что приводит к формированию гибридных культурных форм, оторванных от традиций и обладающих рядом особенностей, отделяющих субкультуру как от национальной, так и от общечеловеческой культуры.

Контркультура представляет собой такую субкультуру, которая не просто отличается, но противостоит, находится в открытом конфликте с доминирующей культурой, характерной для нее системой ценностей, образом жизни, нормами и правилами поведения и деятельности. Контркультура, как правило, отличается подчеркнутым нонконформизмом, неприятием и разрушением культурных стереотипов и норм, идеологическим и политическим экстремизмом, раскрепощением чувственности и подчеркнутым либертинизмом.

Структурное разнообразие культуры позволяет выделять в ней другие формы и разновидности: мировую и национальные культуры, общечеловеческую и классовую, религиозную и светскую, глобальную и локальную, восточную и западную и т. д.

Функции культуры:

– социализации или человекотворческая. Социализация обеспечивает «вписывание» человека в конкретные социальные роли, она становится важной формой постоянной регуляции отношений человека с социально значимыми формами «бытия – в культуре». При этом культура выступает в качестве своеобразной социальной наследственности, значение которой не меньше биологической наследственности;

– познавательная или информационная. Эта функция основывается на том, что культура в целом и каждый ее фрагмент в отдельности, является носителем определенного объема социально значимой информации. И культура в своей динамике способна накапливать эту информацию о мире, об обществе, о человеке и передавать ее от поколения к поколению. Она выступает при этом как социальная и интеллектуальная память для человека и человечества. Так как оформление и трансляция культуры реализуется посредством многообразных языков культуры, то, следовательно, культура принципиально говорит на разных языках «высокой», «массовой», маргинальной, элитарной и прочих культур и субкультур;

– коммуникативная. Культурная коммуникация выступает как средство воспроизведения, хранения и созидания различных культурных программ. Под культурной коммуникацией принято понимать процесс взаимодействия между социальными субъектами с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков);

– аксиологическая или ценностная. Через эту функцию культура способствует формированию у человека социально значимых ценностей, идеалов и норм, выступающих регуляторами человеческой деятельности во всем ее многообразии;

– игровая, развлекательная, компенсаторная. Эта функция культуры связана с восстановлением физических и духовных сил человека.

Сделаем промежуточные выводы. Культура, являясь качественной характеристикой бытия каждого человека и общества в целом, многолика и многообразна, она проявляется в разных формах. Эти формы относительно самостоятельны в своем статусе, вместе с тем, они взаимодействуют, функционируя в культурном пространстве общества.

Культура – феномен меняющийся, эволюционирующий, динамичный. Под динамикой культуры понимают ее способность адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования. Выделяют следующие основные типы культурной динамики:

– культурогенез, что означает порождение новых культурных форм, интеграция их в социальную практику;

– трансляция культурных традиций, что обеспечивает преемственность социального опыта и стабильность конкретных типов социальных систем;

– диффузия культуры, которая предполагает заимствование и освоение образцов культур;

– трансформация (обновление, видоизменение, деградация, распад).

Одним из главных вопросов динамики культуры является вопрос о взаимодействии в ней традиций и новаций.

Традиция понимается как совокупность социально признанных стереотипов поведения и деятельности людей, являющихся исторически устойчивыми элементами культурного наследия. Содержание традиции складывается из различных общественных установлений, обычаев, обрядов, санкционированных обществом или отдельной социальной группой форм поведения и деятельности, остающихся относительно неизменными на протяжении жизни нескольких поколений.

Традиция– это процесс сохранения и передачи значимых культурных программ от поколения к поколению, а также между различными сообществами. Зачастую термин «традиция» используется для описания самих сохраняемых и передаваемых программ. Например, одной из важнейших традиций культуры белорусского народа является толерантность, т.е. терпимость к взглядам, нормам поведения, привычкам отличных от тех, которых придерживается отдельный человек или определенная общность.

Другой стороной диалектически единого процесса культурной динамики является новация. Культура не может существовать без постоянного обновления своей формы и содержания. Новации обеспечивают динамизм культурной жизни, пластичность культурных форм, возникновение качественно новых элементов культуры. Новация процесс создания или спонтанного формирования новых культурных программ. Часто термином «инновация» называются сами новые культурные программы.

Динамика культуры без новаций невозможна. Более того, они обеспечивают выработку адекватных меняющейся реальности форм, образов культуры, расширяют возможности культуры в целом в меняющемся мире. Новации всегда предлагают определенную модель «бытия–в–культуре», отвечающую изменениям ситуаций людей данной эпохи.

Общеизвестно и общепринято, что предначертанная культуре задача – объединить людей в единое человечество. В связи с таким пониманием задачи культуры целесообразно уделить внимание проблеме взаимодействия или диалога культур. Это понятие используется для обозначения непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами. Культурный диалог находит осуществление в обмене хозяйственными навыками, производственными технологиями, специалистами профессионалами, в межгосударственных отношениях, политических и правовых связях, во взаимодействии художественных, религиозных и других аспектах культуры.

В области диалога культур можно выделить следующие уровни:

– этнический, характерный для отношений между локальными этносами (например, между Россией и Японией);

– цивилизационный, основанный на диалоге различных типов цивилизаций (например, Востока и Запада). Диалог культур на этом уровне наиболее продуктивен с точки зрения культурно-инновационного обмена. Именно перекрестки культур Востока и Запада, традиций античности и арабского мира становились очагами появления инноваций, уникального в мировой культуре.

Различают также формы и принципы взаимодействия культур, к которым относят: мирные, добровольные, нацеленные на партнерское, взаимовыгодное сотрудничество, и принудительные, реализуемые в результате колониального, военного завоевания.

В заключение нужно сделать краткий анализ этапов взаимодействия культур:

– культурный шок, возникает в результате первоначальной реакции индивидуального, группового или массового сознания на встречу с иной культурой, как отражение принципиальной нестыковки различных культур, конфликта между привычными культурными ценностями и привнесенными иной культуры (например, ситуация индивидуальной эмиграции);

– культурный конфликт, в который может переходить культурный шок. Культурный конфликт возникает как следствие глубинных различий в фундаментальных принципах культур (например, конфессиональные различия, приводящие к религиозным войнам);

– культурный мир, который выражается в отказе от монополии на истину, в принятии многообразия культурных форм.

Суммируя вышеизложенное, отметим, что культура динамична, то есть она способна адаптироваться к внешним и внутренним условиям своего существования. Важной проблемой динамики культуры является проблема взаимодействия традиций и новаций. Не менее важная проблема – проблема взаимодействия и диалога культур, которые, надеемся, объединят людей в единое человечество.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.