Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Понятие и виды трудовых споров.






Тема. Трудовые споры в системе защиты трудовых прав

Вопрос 1. Понятие и способы защиты трудовых прав

Статья 37 Конституции закрепляет право граждан на трудовые споры как способ защиты своих трудовых прав. Более того, в этой же статье говорится о праве на индивидуальные и трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Ст. 352 ТК называет 4 способа защиты трудовых прав:

1) самозащита;

2) защита прав и интересов работников профессиональными союзами;

3) гос. надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4) судебная защита.

В ст. 352 нет коллективных трудовых споров и забастовок, но они есть в ст. 62 ТК, т.к. это не основные способы защиты.

Самозащита проявляется в отказе от выполнения трудовых обязанностей, если работа угрожает жизни и здоровью или не предусмотрена трудовым договором (например, ст. 142 ТК).

Защита прав

В узком смысле - непосредственное восстановление нарушенных и оспариваемых прав, осуществляемое управомоченными органами в установленной процессуальной форме.

В широком смысле - деятельность компетентных органов, уполномоченных разрешать трудовые споры, охватывающая все стадии процесса и направленная на пресечение трудовых правонарушений, восстановление или оспариваемых трудовых прав.

В трудовом праве защита прав понимается в широком смысле.

4 формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование и применение.

Защита трудовых прав реализуется в форме в виде использования и применения.

Работник ------------> Суд (КТС и т.д.) -------------> Работодатель

(использование) (применение права, решение)

 

Вопрос 2. Понятие и виды трудовых споров.

(В.Ф. Гапоненко и Ф.Н. Михайлов) Трудовые споры - это разногласия между работником (работниками) и работодателем об установлении и применении действующих норм трудового и иного соц. законодательства, которые не были урегулированы при непосредственных переговорах с работодателем и стали предметом разбирательства в специально уполномоченных на это органах.

Динамика развития трудового спора:

1) правонарушение (действительное или мнимое);

2) различная оценка сторонами трудового отношения (возникновение разногласий);

3) попытка урегулирования разногласий при непосредственных переговорах (факультативная стадия);

4) передача конфликтной ситуации на рассмотрение юрисдикционного органа - возникновение трудового спора.

Классификация трудовых споров (по субъектному составу):

1) индивидуальные (работник - работодатель)

2) коллективные (работники (их представители) - работодатели (их представители)

Классификация трудовых споров по предмету спора:

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.