Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раннеромантический роман о художнике: «Генрих фон Офтердинген» Новалиса.






Новалис создавал роман в конце 1799 — начале 1800 г. Замысел романа окончательно сформировался весной 1799 г. под влиянием старинных хроник, найденных поэтом в библиотеке историка Функа в г. Артерн, который Новалис посетил по долгу службы как инспектор солеварен.

По одной из версий у Генриха фон Офтердингена был прототип в жизни — легендарный миннезингер, чьё историческое существование не подтверждается, но о нём упоминается в нескольких хрониках как об участнике состязания певцов в Вартбурге в 1206 г.

Важнейшим стимулом для написания романа оказался роман Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера». Новалис был восхищён поэтическим искусством Гёте и одновременно возмущён апологией практической жизни, которой Вильгельм Мейстер жертвует своим артистическим призванием. В противовес поэтическому практицизму Гёте Новалис вознамерился в «Генрихе фон Офтердингене» дать апологию поэзии.

Роман остался незаконченным. Первую часть Новалис успел довершить, вторая сохранилась кусками связного текста и в отдельных отрывках, в программных записях; существенны также сообщения Людвига Тика, пересказавшего по разговорам с Новалисом и по оставшимся его бумагам, как предполагалось вести роман в дальнейшем.

Первая часть романа, которая называется «Ожидание», повествует о странствиях молодого человека, поэта, романтика и максималиста. Двадцатилетнему Генриху, ученику капеллана, снится сон о том, что он бредёт по тёмному лесу, выходит к горам и в пещере находит непередаваемой красоты голубой цветок. Голубой цветок — это символ немецкой романтической поэзии, другими словами — символ кристальной поэзии и совершенной жизни человека.

Юный Генрих покидает дом отца, родную Тюрингию и отправляется на родину матери. По дороге он встречает многих людей различных профессий и складов ума. Всех он слушает с присущей ему внимательностью и интересом. Из каждой выбранной истории герой извлекает что-то новое для себя, обнаруживает новые стороны жизни. И в своей «погоне за голубым цветком» всё ближе и ближе подходит к нему. Первая часть состоит из девяти глав, последовательно приводящих Генриха к познанию главных сил мироздания. Первая глава, где возникает символический голубой цветок, и последняя, в которой Клингсор рассказывает сказку о царстве Арктура, изображающую в аллегорической форме главные силы мироздания, создают символически-аллегорическое обрамление всего повествования, переводя немногочисленные бытовые подробности остальных глав в мифологический план.

Итогом всего романа становится знакомство Генриха и Матильды. Она превращает всю жизнь поэта в музыку, а музыка для романтиков — высшее постижение истины. Священное пламя его души будет хранить тоже любовь. Генрих говорит здесь о конце пути, но он имеет в виду только тот отрезок его, который ему виден: роман не случайно не оканчивается встречей с Матильдой, её появление завершает только период «ожидания» — так названа первая часть. В финале Матильда — голубой цветок будет способствовать новым превращениям Генриха, которые дадут ему возможность восстановить гармонию в мире. Символ многозначен, его смыслы восходят к основным идеям романтизма.

 

11. Гейдельбергский романтизм(1806-1815) – это течение в немецкой литературе 19 века, связанное с деятельностью второго после йенского поколения романтиков которое сгруппировалась вокруг Гейдельберского университета, возникает одновременно с Поздним романтизмом. Главными представителями гейдельбергского романтизма стали Людвиг Афин фон Арним, Клеменсо Бретано, Генрих фон Клейст так же братья Гримм. Большое влияние на возникновение гейдельбергского романтизма оказали исторические события. В это время прекращает своё существование Германская Империя и Германия находится под властью Наполеона. В тоже время появляется мода на всё французское. Литературный центр смещается из Йена в Гейдельберг. Рушится идея свободы и всесилия личности. Гейдельбергских романтиков больше интересует вопрос нации и народа, но в тоже время они не отвергаю йенский романтизм, а лишь немного корректируют его и вносят свои изменения. Особенности гейд. романтизма: 1.интерес ко всему немецкому; центральное понятие – народный дух (т.е. мировая душа народа, суть которой – нация). Историю народа можно возродить с помощью мифологии и фольклора; 2.гейдел. романтики – одни из первых собирателей фольклора. Главное внимание романтики сосредотачивают на анализе судьбы Германии, ее вкладе в общемировую историю, ее месте в мировом пространстве. Их волновала проблема народности, пробуждения национального самосознания и его воплощения в искусстве. Они по-новому осмысляют проблему двоемирия. Эстетика двоемирия основана на противопоставлении истории и духа нации, противопоставлении исторического быта и духовного бытия. История народа материальна, изменчива, дух же нации вечен, бесконечен, идеален. Так формируется оппозиция «история нации – душа нации», историческое пространство культуры – духовное пространство культуры. На смену индивидуальной личности приходит коллективная личность, родовой человек, который растворяется в нации, коллективе. Он подчиняется надличностному началу. Именно нация становится главной конструктивной силой. Нация становится субъектом творчества. Сборник народных песен «Волшебный рог мальчика» - Афин фон Арним и Клеменсо Бретано. «Волшебный рог мальчика» – подлинная сокровищница немецкого народного творчества, уникальная и по объему, и по жанровому разнообразию. Эта книга способствовала пробуждению духовного самосознания нации. Наряду с тенденциозно подобранными религиозными духовными песнями XVI—XVII вв. в сборнике представлены песни, выражающие любовь народа к своему отечеству, солдатские песни и песни социального протеста, в которых воплощена вековая ненависть простого люда к угнетателям: феодалам и церковникам. Многие песни носят балладный характер, их герои — благородные разбойники наподобие Робина Гуда, защитники бедняков и поборники справедливости. Замечательны любовные народные песни, подлинные в своей безыскусности и отмеченные глубиной чувства; 3.обращение к народной культуре.

 

12. Генриха фон Клейста считают лучшим драматургом романтизма. Он погружён в трагическую судьбу человека, что и является главной темой его произведений. Он считал, что каждый должен быть сам за себя и сам по себе, одиночество неизбежно. Считал, что в драмах очень важны диалоги. Вершиной творчества является трагедия «Пентесилея» (1808). Она создавалась в эпоху наполеоновских триумфов, кризиса феодально-абсолютистских режимов в Германии. Усиливается разлад поэта с действительностью, с самим собой. Новое художественное осмысление получают в драме вопросы человеческого бытия, отчужденности личности, её противостояния бездушному и жестокому миру. Действие трагедии разворачивается таким образом, что мы не сталкиваемся с главной героиней непосредственно уже в первом явлении, а узнаем о ее появлении со слов других героев. Клейст не дает длинных предисловий, вступлений, касающихся истории жизни персонажа, характеризующих его личность, потому что его не интересует персонаж как таковой. Драматург изучает психологию чувств своей героини, а сценический жанр не дает возможности для пространных описаний, размышлений, внутренних монологов, поэтому, чтобы впоследствии не делать отступлений, отвлекающих зрителя от стремительно развивающегося действия, Клейст предельно четко формулирует основной конфликт пьесы при первом же непосредственном появлении главной героини на сцене в пятом явлении. Пентесилея, царица воинственных женщин-амазонок, жившая по законам своего государства, отступает от них ради чувства, ради любви, охватившей всё её существо. Человеческое, индивидуальное, личностное проступают в Пентесилее именно тогда, когда, нарушая устав амазонок, она выбирает себе мужа, героя троянской войны Ахилла. Она хотела бы покориться любимому, не завоевать его, а быть завоёванной им. Но веление царства амазонок, согласно которому мужчину надо обязательно победить в бою, ещё живо в героине, и она противоречит своему внутреннему чувству, стремясь к власти над избранником. Как романтической натуре Пентесилее свойствен максимализм чувств. Она – воплощённая любовь, она же – воплощённая гордыня. Узнав настоящее счастье и поняв, что без любви, без Ахилла не сможет жить, Пентесилея страшно мстит ему за оскорбленное самолюбие, обманутое доверие, а затем одним усилием воли убивает в себе душу. Проблематика трагедии охватывает множество тем, касающихся как частных межличностных отношений, так и общественных, но все же в центре внимания стоит духовная жизнь отдельной личности. Клейст анализирует внутренний мир и психологию человека не изолированно, вне контекста, в котором тот находится, а полагает, что жизненная позиция, ценностные ориентации и духовное состояние индивидуума социально и духовно обусловлены, он рассматривает психику как продукт социализации, поэтому утверждение, что «Пентесилея» решает субъективные, чисто психологические проблемы, было бы неверно. Основной конфликт трагедии заключается во внутреннем противостоянии чувства общественного долга и запретной любви. Тем не менее, конфликт не личностный, а социальный, это противостояние рационального, общественного сознания человека его чувственной, первичной природе. В душе героини сталкиваются две силы, одна из которых, чувство долга, обусловлена внешними факторами, социальным статусом и воспитанием, а другая, потребность любить, является составляющей ее природной сущности. Клейст противопоставляет свою героиню всему остальному миру и возвышает над ним. «Пентесилея» тесно связана с судьбой ее создателя. Клейст вложил в образ главной героини много личного. Именно в этом, самом романтическом произведении Клейста намечается кризис его романтического мироощущения: автор сомневается во всесилии романтического индивида, в правомерности его максимализма. Индивидуалистическое сознание Пентесилеи приводит ее к самоуничтожению.

 

13. Как художник и мыслитель Гофман преемственно связан с йенскими романтиками, с их пониманием искусства как единственно возможного источника преобразования мира. Творчество Гофмана в развитии немецкого романтизма представляет собой этап более обостренного и трагического осмысления действительности, отказа от ряда иллюзий йенских романтиков, пересмотра соотношения между идеалом и действительностью. Ощущение двойственности бытия, мучительного разлада между идеалом и действительностью пронизывает все его творчество, однако, он никогда не теряет из виду земную реальность. Идея несоответствия действительности идеалу все больше укреплялась на позиции неприятия современных общественных нравов и современного социального устройства. Не категории прекрасного и возвышенного, а категории добра и правды, все чаще и чаще ложатся в основу идеала писателя. В итоге эстетический идеал постепенно уступает свое место идеалу этическому, социальному, хотя и он в целом не выходит за рамки романтического мировоззрения. Художник Гофмана проявляет себя в столкновении с этим миром, его искусство противостоит убогой реальности. Гофман отстаеивает права художника на свободу творчества, на собвственную позицию в неприемлемой для него социальной действительности. Гофманское двоемирие – это конкретное художественное воплощение романтического разлада между реальной жизнью и идеалом, которое осмысляется писателем диалектично. Его положительный герой всегда многозначен и сочетает в себе противоположные качества: небесное и земное, прозаическое и поэтическое. Гофман лучше других романтиков понимал, что искусством, поэтическим словом действительности не изменить, и показывал невозможность ухода романтических героев в мир мечты, поэтической иллюзии. Гофманская ирония акцентирует иллюзорность романтической мечты, фактическую неосуществимость идеала в действительности и всегда имеет трагический подтекст. Столкновение энтузиаста с реальностью можно увидеть в произведении Гофмана «Золотой горшок», что и составляет центральный конфликт произведения. Мечты Ансельма колеблются между жела­нием обрести солидное положение в обществе (стать надворным советником) и устремлением в воображаемый поэтический мир, где человеческая личность на крыльях фантазии чувствует себя безгранично свободной и счастливой. Быт и поэзия противопоставлены друг другу. Быт в романтическом представлении Гофмана — страш­ная и бездуховная сила. Быт притягивает к себе человека, лишает его высоких устремлений. Власть быта олицетворена в образе дочери чи­новника конректора Паульмана— Веронике, власть поэзии — в об­разе золотисто-зеленой змейки Серпентины. Вероника по-своему привлекательна, но желания ее мелочны и убоги. Единственным прибежищем от удручающей власти быта, по мысли писателя, оказывается мир поэтической мечты. Но Гофман понимает и его иллюзорность. Ироническая концовка подчеркивает это. Князь духов Саламандр утешает автора, горестно завидующего счастью Ансельма, утверждая, что сказочная Атлантида — лишь «поэтическая собственность» ума. Она—плод воображения, пре­красная, но недостижимая мечта. Романтическая ирония Гофмана ставит под сомнение осуществимость романтического идеала.

 

 

14. В творчестве Генриха Гейне (1797-1856) в большей степени, чем в произведениях Гофмана, Клейста, Шамиссо, отразился процесс эволюции немецкого романтизма. Со многими сложностями этого процесса связана и глубокая противоречивость творческого метода писателя, что, в частности, получило выражение в связях романтика Гейне с эстетическими принципами ранних немецких романтиков, по отношению к которым он был не только критиком и ниспровергателем, но и достойным воспреемником. Гейне был замечательным поэтом и публицистом. Свой творческий путь Генрих Гейне начал как романтик. Но он не уходил в прощлое, не увлекался мистицизмом. Поэт живо чувствовал реальную действительность, уделял внимание общественным проблемам, широко использовал устное нарочное творчество, постопенно приближаясь к реалистическому методу отображения жизненных явлений. Излюбленным приёмом, к которому часто прибегал поэт, являлась ирония. Изданный в 1827 году сборник «Книга песен» включает в себя стихи, написанные поэтом в первое десятилетие его творческой деятельности. Характерной особенностью «Книги песен» является широкое использование поэтом фольклорных мотивов. Тема социального протеста звучит в четырехтомном прозаическом произведении Гейне – «Путевые картины» (1826-1831). В 40-е годы Гейне создаёт лучшие образцы своей политической лирики – сборник «Современные стихотворения» (1844) и поэму «Германия» («Зимняя сказка», 1844). Эти произведения свидетельствовали о том, что поэт вступил на путь реализма. Произведение «Германия» стала крупнейшим произведением и вершиной его творчества. Одна из важнейших проблем, волновавшая Гейне и нашедшая отражение в поэме, - это проблема объединения раздробленной феодальной Германии. В 1851 году прикованный к постели он продолжает писать и в это время выходит его сборник «Романцеро». Так же велика была популярность Гейне и в России. Его стихи переводили Лермонтов, Тютчев и др.

 

15. Становление романтизма во французской литературе связано с историческим событиями, в первую очередь с Великой Французской революцией, но что касается французского романтизма 30-х годов, то он в меньшей степени опирается на революцию. Выделяют политические и литературные причины того, что французский романтизм является Поздним. Одна из них говорит о том, что Наполеон ненавидел всё новое (а он сам был классицистом), поэтому романтизм в его годы был невозможен. Романтизм воспринялся французами как иноземное явление. Сначала не было основы для романтизма, но затем национальной основой становится сентиментализм Руссо (руссоизм). Формируется идея культурной относительности: у разных народов в разное время существуют разные культурные установки и ни одна из них не может считаться правильнее других. Появляется интерес к разным сущностям и проявлениям зла как социального, так и выраженного на метафизическом уровне, интерес к далёкому прошлому, в частности французская литература быстро подхватывает модель исторического романа Скотта (Гюго, Дюма). Образ романтического героя преображается в кого-то другого. Раскрывая внутренний мир человека посредством психологического анализа, французские романтики акцентируют неизбывность конфликта личности с обществом, воссоздают «местный колорит», что влечет за собой интерес к нюансам исторической психологии и национального характера. Французские романтики открывают, что историческое время, специфика национальной психологии и индивидуальная неповторимость личности предопределяют поступки человека. Французский романтизм принято делить на 4 этапа: 1. 1795-1815 – возникновение первых проявлений романтизма. Формируется теория. Школа Шатобриана и теория Жаршена дэ Сталь; 2. 1815-1827 – широкое распространение романтизма. Появляется исторический роман, поэзия, романтические журналы. Параллельно развивается реализм. Выделяется несколько направлений: 1) лирико-философский романтизм (Альфонс де Ламартин и Альфред де Виньи); 2) историко-живописный (Гюго); 3) неистовы романтизм (тайны ужасов) Ш. Нодье; 3. 1843-1848 – кризис и угасание романтизма (Дюма, Франсуа Рене де Шатобриан).

 

15. Этапы французского романтизма; причина продолжительности его существования.

Фр. романтизм вырастает из французской революции.

Расцвет приходится на 30-е годы

Причины запоздалого Романтизма: политические (наполеон - консерватор. не любил романтизм. в открытую он был невозможен) и литературные (романтизм воспринимали как иностранное явление и считали что у него нет фр. основы)

основа фр. романтизма - руссоизм (сентиментализм), концепция естественного человека, отношение человека к миру, разрыв с цивилизацией.

Из интереса к внутреннему вырастает психологизм. В основе психологизма - меланхолия.

Противостояние идеальной внутренней жизни человека и современного социума - двоемирие

Идея культурной относительности: у разных народов в разное время свои разнообразные культурные установки, и ни одна из них не может считаться правильной.

Увлечение всем Иным. Интерес к разным сущностям и проявлениям зла (социальное, метафизическое)

Проявление экзотики (действие в экзотических странах)

Интерес к далёкому прошлому.

Исторические романы как у В. Скотта

10-20 лет Романтизм и реализм взаимодействуют.

Сначала возникает теория, критика и эстетика, затем проза, драматургия и поэтика

Периоды:

1) 1795-1815. Возникновение 1ых проявлений романтизма, формулируется теория. Противостояние Шатобриана (один из первых теоретиков) и Жермены де Сталь.

2) 1815-27 Начинает широко распространятся. Появление исторического романа, журналов романтиков. Ближе к концу - поэзия

Течения: - лирико-философский романтизм (Альфред де Виньи, Альфонс де Ламартин)

-историческо-живописный (Гюго) - неистовый (Шарль Нодье)

3) 1827-43 Расцвет. Гюго, жорж санд. возникает психологическое направление романтизма. формирование реализма

4) 1843-48 кризис и угасание. дюма

Двадцатые—тридцатые годы. В Англии и Германии романтизм уже угас, а во Франции как раз это время разгара.После 1830 года начинается медленный спад романтизма. И все же во Франции романтизм держался очень долго по особым, индивидуальным причинам: почти на весь век растянулось творчество величайшего романтика — Виктора Гюго. Виктор Гюго никогда не изменял знамени романтизма. И пока жив был Виктор Гюго — романтизм не уходил из французской литературы. Держался здесь с Виктором Гюго.

 

16. Романтики открывали частного, субъективного человека. Интерес к внутреннему миру человека способствовал возникновению психологизма, в основе которого лежит категория меланхолии. Романтическая меланхолия трактуется как мировоззренческая категория, как универсальное мироощущение современного человека. Сущность такой меланхолии в противопоставлении идеальной внутренней жизни личности и современного социума. Авторы показывают влияние жизни на человеческую судьбу, но при том жизни не социально-конкретной, а жизни, человеком пережитой; именно французы дают такой тип произведений, в котором главное не действие, а переживание человека. Появился Человек с внутренним психологическим конфликтом. Именно этот тип произведения (психологический роман, в котором всему произошедшему причина - человек) был создан Франции романтиками. Художественный психологизм Шатобриана отражает интеллектуальную рефлексию, которая сводит все нюансы чувств, все впечатления и размышления героя к единому психологическому состоянию, с которым органично сливается и изображенный в произведениях романтический универсум. В нем преобладают экспрессивные приемы, психологические обобщения разворачиваются в пластических картинах и образах. Психологические вариации неизменно возвращаются к одной главной теме. Отсюда известная однотонность, обилие повторов. Его произведения раскрывают внутренний мир человека, показывают размышление над вопросами человеческого сознания, заимствуя у чувственного мира лишь внешнюю форму для выражения своих идей. Исследователи творчества Шатобриана как важнейшую черту его художественного новаторства отмечают новый подход к проблемам психологической мотивации. В произведениях Ж. де Сталь противопоставляется культ разума и индивидуальное чувство человека, окрашенное национальным колоритом. Творчество Ж. де Сталь представляет иной тип романтического обобщения, и созданные ею романы демонстрируют особенности романтического осмысления взаимоотношений героя и среды. В творчестве писательницы определяются контуры социально-психологического романа, который получает законченное жанровое воплощение в реалистической литературе. Литературное творчество Ж. де Сталь глубоко связано с системой ее философско-эстетических воззрений. Очевидно, что в эстетике Ж. де Сталь определяется представление о романе как художественном изображении внутренней жизни человека. В этом проявляется ее связь с национальной традицией жанра. В то же время в работах Сталь постепенно формируется критическое отношение к формам психологического анализа, созданным французской аналитической прозой. Романтическая аффектация, отличающая психологизм Ж. де Сталь, создает особую дистанцию между героями и обыденной действительностью, подчеркивает исключительность их духовных переживаний. Ориентация на подчеркнуто экспрессивные, живописные детали поведения – позы, жесты, монологи – снижает роль психологической рефлексии в романе Ж. де Сталь. Совершенно своеобразное развитие субъективный психологизм получил в романе Б. Констана «Адольф». Важной проблемой для Констана становится психологическая зависимость человека от общества. Адольф следует общественной модели поведения в сущности бессознательно, подчиняясь давлению общепринятых представлений. Эта внутренняя несвобода героя и в то же время присущее ему стремление к независимости составляют неразрешимое противоречие. Предмет художественного осмысления в «Адольфе» — сложный и противоречивый человеческий характер. Констан при этом выбирает своего героя из числа обыкновенных людей, лишая его переживания какой-либо романтической условности и исключительности. Лишь в самом широком смысле слова психологический конфликт «Адольфа» может быть обозначен привычным для классической прозы понятием — столкновением чувства и долга. Таким образом, формы выражения собственно романтического психологического конфликта в романе Констана приобретают реалистический характер. В «Адольфе» впервые появляется типичная для реалистического психологизма многосторонняя обусловленность внутренней жизни и интерес к обыденным и социально типичным характерам.

 

 

17. Французский психологический роман («Исповедь сына века» А.Мюссе)

Альфред Де Мюссе – известный французский поэт и прозаик позднего романтизма. Участник романтического кружка " Сенакль", возглавляемого Виктором Гюго. Изучал живопись, медицину, юриспруденцию. 1828г. – «Баллада сновидений», 1830г. – «Испанские и итальянские повести». Вёл разгульный образ жизни, был отверженным и одиноким. В начале 30-х годов разочаровывается в современной действительности. Причиной послужила революция 1830 года. 1830г. – поэма «Бесплодные желания. В это время он начинает пробовать себя в других жанрах. Пробует писать пьесы с целью прославиться (1830г. – пьеса «Венецианская ночь» (с треском провалилась). 1830-33 – «О чём мечтают молодые девушки», «Капризы Марианны», «С любовью не шутят»). Третий период творчества – тема несчастной любви (стихотворный цикл «Ночи», 1836 – «Исповедь сына века»).

«Исповедь сына века»

Оставаясь приверженцем романтизма, Мюссе подводит своеобразный итог художественного воплощения этой хорошо известной в литературе проблемы, рисуя одинокого героя, живущего в разладе с окружением и самим собой. Автор стремится показать своего героя как типичного представителя целого поколения, о чем свидетельствует и само название романа, и прямые указания в тексте. В тоже время Мюссе делает печальный вывод по поводу " болезни века": его герой не только разочарован и несчастлив, как другие романтические персонажи - начиная от героев Шатобриана, Б. Констана, - его Октав зол на весь мир и идет навстречу злу, не сопротивляясь. Сам автор, кажется, разочарован и в современной ему действительности, и в возможностях что-либо изменить. Этот горький роман звучит обвинением эпохе и современникам: «Все, что было, уже прошло. Все, что будет, еще не наступило. Не ищите же ни в чем ином разгадки наших страданий». Наступил деловой, бездушный век, в котором денежные отношения вытесняют отношения «душевные» и убивают способность к настоящей любви. Октав ведет праздную жизнь в Париже. Деятельность персонажа развертывается вне сферы практической жизни и мыслима только в сфере интимно-семейных отношений, в сфере отношений с его возлюбленными. Отношения эти носят печать «болезни века». В начале — иллюзии, жизнь в мире мечты, убежденность, что «любовь — основа мира». Затем приходит отрезвление, тяжелейшее разочарование и в любимой женщине, и в друге. Измена любовницы причинила Октаву тяжелую душевную рану. Под влиянием своего друга Дежене он опускается до многочисленных, ничего не значащих любовных связей. Октав впадает в болезненное состояние, ведь для него разрушена «основа мира». Любимая и друг оказались коварными, неверными, лживыми существами. Октав впадает в безумное отчаяние, неверие, разочарование. Он испытывает безумную злость ко всему окружающему. Это и есть «болезнь века». Герой становится до крайности экзальтированным, живет лишь эмоциональными порывами, слезы льются из него беспрерывно. Вдобавок Октав становится настоящим дьяволом, олицетворением зла. Он — сама злость, и эта злость знаменует собой наступление бесчеловечной, бессмысленной, бесперспективной эпохи — XIX века — в понимании Мюссе. После смерти отца Октав возвращается в родную провинцию, где влюбляется в молодую вдову Бригитту Пирсон. Между ними возникают сложные и бурные отношения, наполненные многочисленными размолвками, ревностью Октава к возлюбленной. Октав то готов отпустить от себя Бригитту, то порывается ее убить. Октав весь состоит из противоречий, метаний и страстей. В финале, готовясь совершить убийство Бригитты, он обращается к Богу, но это об­ращение и его бессильно опустившаяся рука с кинжалом — результат случайного порыва. Увиденный Октавом крест на груди спящей возлюбленной спасает ее от смерти.

18. Выступление против классицистической драматургии (предисловие к драме Гюго «Кромвель»).

Классицизм занимал особенно прочные позиции в театре. И хотя романтические драмы уже существовали, ни одна из них не была поставлена на сцене. Гюго решил обратиться к опыту Шекспира (понятого в романтическом духе). Он создал произведение не в жанре трагедии, а в жанре романтической исторической драмы. Драма «Кромвель» повествовала об английской буржуазной революции XVII в. Ее вождь Кромвель был показан как сильная личность. Но, в отличие от цельных героев классицизма, Кромвель испытывает нравственное противоречие: свергнув короля, он готов изменить революции и стать монархом. Драма была новаторской, но недостаточно сценичной. Однако «Предисловие» к ней сыграло огромную роль в победе романтизма. В «Предисловии к " Кромвелю"» Гюго излагает свои представления об истории общества и литературы. Человечество прошло в своем развитии три эпохи, считает поэт.

Первобытная эпоха – восторг перед вселенной, поэзия этого времени – лирика, а величайшее произведение – Библия.

Античная эпоха – создание общества. Эпос – Гомер.

Новый период – принятие христианства. Драма – Шекспир.

Схема развития истории, предложенная Гюго, сейчас кажется наивной, ошибочной. Но ее значение в борьбе с классицизмом было очень велико. Она разрушала основу эстетики классицизма— представление о неизменности эстетического идеала и выражающих его художественных форм. Благодаря этой схеме Гюго смог доказать, что появление романтизма закономерно. Более того, с точки зрения романтика, классицизм даже в момент своего расцвета не имел права на существование. В самом деле, классицистическая трагедия ориентировалась на античные драмы, которые, согласно Гюго, были эпическими произведениями, а новое время требует драмы.

Гюго считает, что «особенность драмы — это реальность». Поэтому, вопреки утверждению классицистов, что нужно изображать только «приятную» природу, Гюго указывает: «...Все, что есть в природе, есть и в искусстве». Он призывает разрушить границы между жанрами, соединить комическое и трагическое, возвышенное и низкое, отказаться от единства времени и единства места, так как эти единства, придавая лишь внешнее правдоподобие драме, заставляют писателя отступать от правдивого изображения действительности. Великий образец такого искусства, свободного от условных правил, дает Шекспир в своих драмах. Однако Гюго считает, что подражание Шекспиру не принесет успеха романтику. Самому писателю ближе национальная традиция, прежде всего Мольер. Призыв подражать природе не приводит Гюго к реализму. Для него характерно утверждение романтических принципов типизации. Сравнивая драму с зеркалом, Гюго пишет: «...Драма должна быть концентрирующим зеркалом». Если классицисты типизировали какую-то одну человеческую страсть, то Гюго стремится в каждом образе столкнуть две такие страсти, одна из которых выявит идеальное, возвышенное в человеке, а другая — низменное. Идеи, заложенные в «Предисловии к " Кромвелю"», стали основой эстетики французских романтиков в конце 20 —30-х годов XIX в.

20. Творчество А. де Виньи

Вошёл в литературу в дни зарождения первого кружка романтиков. В журнале кружка «La Muse Franç aise» (1823—1824) опубликовал поэму «Dolorida», стихи «Sur la mort de Byron» (Ha смерть Байрона) и статью о Брюгере де Сорсюме, переводчике Шекспира на французский язык. В своих критических статьях Виньи опирался на традицию Шекспира и Байрона вместо традиции классиков, Корнеля и Расина. Следуя в «La Dryade» и в «Dolorida» Андре де Шенье, Виньи утверждал свою особую линию консервативного романтизма, но все же многими элементами своего творчества продолжал классиков. В 1822 Виньи опубликовал сборник «Poè mes», куда вошли три песни неоэллинской поэмы «Hé lé na», античные поэмы: «La Dryade», «Symé tha», «Le Somnambule», библейские поэмы: «La fille de Jephté» (Дочь Иевфая), «Le bain d’une dame romaine» (Ванна римской дамы), «La femme adultè re» (Прелюбодейка) и современные поэмы: «La prison» (Тюрьма), «Le bal», «L’ode au malheur» (Ода несчастью). В последующие годы Виньи печатает поэмы о сильных, отчаявшихся, одиноких, полные гордой героики: «Moï se» (Моисей, 1822), «Le Dé luge» (1823), мистическую поэму «Eloa» — о проникшемся людскими страданиями падшем ангеле; эта тема была модной в то время, ей также посвящено «Chute d’un ange» (Падение ангела) Ламартина. Вместе с ранее указанными поэмами и рядом других («Le Trappiste», «Le Cor» (Рог), «Madame de Soubise», «La Fré gate „La Serieuse“, ou la plainte du capitaine» (Фрегат «Серьёзная», или жалоба капитана) и др.) они вошли в сборник «Poè mes antiques et modernes» (Античные и новые поэмы, 1826), которым надолго закончился первый период поэтической деятельности Виньи. Начиная с 1826, он переходит к роману и драме. Он пишет исторический роман «Cinq-Mars, ou une conjuration sous Louis XIII» (Сен-Мар, или заговор времён Людовика XIII). В 1828 он переводит «Венецианского купца» Шекспира, в 1829 — «Отелло». За переводами следует оригинальная историческая драма Виньи «Le maré chal d’Ancre» (1831) и комедия «Quitte pour la Peur» (1833). Обе драмы прошли, в сравнении с другими романтическими постановками тех сезонов, в особенности с драмами В. Гюго и А. Дюма, — незаметно. С 1836—1837 Виньи до своей смерти прожил уединённо в своём имении, откуда лишь изредка выезжал. Там он написал свои «Poè mes philosophiques» (Философские поэмы), «La colè re de Samson» (Гнев Самсона, 1839), «La sauvage» (Дикая, 1843), «La mort du loup» (Смерть волка, 1843), «La maison du berger» (Дом пастуха, 1844), поэму о жёнах декабристов — «Wanda» (1847), «Les Destiné es» (Судьбы, 1849), «Le mont des Oliviers» (Холм масличный, 1862) и другие поэмы, проникнутые богоборческим протестом одинокого отчаяния. Полностью эти поэмы появились лишь после смерти Виньи в сборнике «Les Destiné es». После его смерти вышел и его дневник — «Journal d’un Poè te», полный глубочайшего пессимизма, отчаяния, одиночества и религиозного стоицизма обречённого верующего. Виньи, наряду с Гюго, был одним из создателей французского романтизма. Как и многие поэты его поколения, Виньи восхищался Байроном, видел в нем поэта-титана, бросающего вызов небу и аду. Байроническая маска бесстрастия и холодности, согласно Виньи, вовсе не проявление некоего сатанинского начала, а своеобразный барьер, поставленный «несчастливым гениальным человеком», дабы избавиться от «леденящего жалостливого любопытства» людей посредственных. Одновременно это и реакция на мир, лицемерный, эгоистический. Виньи превозносит «страстность, гармоничность и богатство» поэзии Байрона, «горячность и чистоту» ее стиля, «изящество и правдивость описаний». Эти раздумья Виньи позволяют лучше понять его творческие поиски начала 20-х годов. Его поэзии присуща широта - географическая (страны Востока и Европа, дикая природа и шумный Париж), временная (библейские времена, античность, средневековье, современность), эмоциональная (наслаждение и мука, печаль и веселье, любовь и ревность, мимолетные движения души и повесть о многолетних страданиях). Виньи не грешил многословием.

21. Общая характеристика романтизма США; его специфика по сравнению с западноевропейским.

В конце 18-го века на Американском континенте завершилась борьба между европейскими колонизаторами – голандцами, испанцами, французами и англичанами. Победили англичане. Колонисты вытесняли коренных жителей континента – индейцев и захватывали лучшие земли. Жители Нового Света общались между собой на английском языке. На этом же языке создавалась американская литература, в первую очередь произведения романтиков. Прежде всего надо отметить, что национальные европейские литературы основывались на прочном фундаменте, который складывался на протяжении многих веков. Если европейские романтики имели в своём арсенале многовековую литературу, традиции и воспоминания о прошлом, то романтики США были этого лишены. Как известно, романтизм в европейских литературах явился реакцией на исторические события Великой французской революции и связанное с нею просветительство. Отправным моментом возникновения американского романтизма была борьба за независимость в 18-м веке, когда американский народ вел «одну из первых и наиболее великих в истории человечества действительно освободительных и одну из немногих в истории человечества действительно революционных войн». К началу Войны за независимость появляются первые произведения, положившие начало романтическому направлению в американской литературе, в которых в той или иной степени были изложены некоторые основные принципы романтизма в США. Здесь в первую очередь следует назвать Филиппа Френо. Как полагают исследователи, его статья стала первым литературным манифестом нового направления. В 20-30-е годы 19-го ст. в американской литературе наблюдается дальнейшее развитие романтизма, а произведения американских писателей-романтиков становятся известными далеко за пределами республики и приобретают мировое признание. Американские писатели использовали опыт коллег ряда европейских стран, создававших свои произведения в русле романтического направления. И следует отметить, что расцвет американского романтизма приходится на период, когда в западноевропейских странах на первый план выступило новое направление – реализм. Крупнейшие представители американского романтизма – Ирвинг, Купер, По, Мелвилл и другие в своих произведениях выражали протест против нового миропорядка. Неслучаен тот факт, что романтики обращались к утопиям. Американские романтики широко использовали фольклор фронтира(различного рода песни и баллады, устные рассказы и легенды) и устное народное творчество коренных жителей континента – индейцев.

21. Общая характеристика романтизма США; его специфика по сравнению с западноевропейским.

 

Подхватывает идею прекрасного идеала

Предпосылка для развития - Французская революция

Толчок к романтизму (20-е гг) - разочарование в обретении независимости

Особенные черты:

-смещенные хронологические рамки (20-80-е)

-тесная связь с идеями просвещения (сохраняется просветительский культ разума)

Этапы развития:

1) ранний (20-40-е) задача - создание самобытной нац. литературы. в произведениях - художественное освоение америки, ее природы, обычаев, нравов, истории.

Романтический нативизм - движение за освоение американского начала

представители - Ирвинг, Купер

2) зрелый (40-61) входит трагизм. углубление в историю. начинают задумываться о человеке, его поведении, о переселенцах

Романтический гуманизм.

Сфера интересов - интеллект, нравственность, чувства

Э.А. По, Готорн, Мелвин

Расцвет - 50-е гг.. называют американским ренессансом

3) поздний (1861-1880-е)

в прозе зарождается реализм, в поэзии сохраняются романтические тенденции

В нач. 20-х новые жанры: путевая проза, новелла, роман.

Нац. европ. литературы основывались на фундаменте, кот. складывался на протяжении многих веков. у американцев НЕТ нац эпоса. их нац. литерутра тогда только формировалась. развитие американского романтизма приходится на период когда в европ. странах на первый план уже вышел реализм. поэтому в сочинениях америк. романтиков появились реалист. тенденции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.