Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ранний романтизм в Англии: озерная школа. Характерные темы лирики лейкистов (на примере прочитанного).






Романтизм как художественный метод: основные черты.

В 19 веке складывается понятие «мировой литературы». Именно романтики стали переводить худож. лит-ру. Происходит культурный обмен (заимствование лит-ры). В 19 веке в литературный процесс входит Америка. Романтизм охватывает все сферы жизни общества (музыка, искусство, наука (медицина), философия).

Основные черты романтизма:

1) Отрицание идей Просвещения. Не все подвластно разума человека, не все вещи может изменить человек самостоятельно.

2) Основная идея романтизма—идея свободы личности (свобода от норм и правил). Стремление создать свободное искусство. Главное для них--не воспринимать жизнь, а создавать свой образ. Отсюда субъективность романтического мира. Высшая сфера жизни—искусство и творчество. Творчество—способ познать себя. Романтики отрицают правила искусства.

3) Романтическое двоемирие. Идеал—основное понятие романтизма. Лиризм романтизма; погружение в чувства, переживания; погружение в прошлое; уход в мир собственных фантазий (отсюда фантастка, мистика, сказка).

4) Образ романтического героя:

Идеалистический: идеальный, положительный (но не обязательно), выражает тоску автора по идеалу. Самодостаточная личность, противопоставляющая себя окружающему миру.

Универсалистский: герой-художник; личность, не противопоставляющая себя обществу; личность, стремящаяся к гармонии.

Байронический герой (создан Байроном): молодой человек, рано разочаровавшийся в жизни; эгоист; часто путешествует, ищет себя, идеала не находит.

Демоническая личность (архидьякон Фроло): Первоначально кажется отрицательным героем. В душе происходит борьба, часто срывается.

Отверженный (Квазимодо): Общество отталкивает героя, герой живёт в замкнутом мире.

5) Историзм. Возникает жанр исторического романа (В. Скотт). Исторические события передают атмосферу прошлого, изображает судьбы человека

6) Народность. Обращение к фольклору

7) Изменение литературных жанров (з-за субъективности). Жанры: Истор. роман, фантастическая(детективная) новелла, романы в стихах, лиро-эпическая поэма, роман-мф. Расцвет лирики (стираются границы жанров: стихотворные вставки в романах)

 

Ранний романтизм в Англии: озерная школа. Характерные темы лирики лейкистов (на примере прочитанного).

Англию можно считать прародиной романтизма. Раннее буржуазное развитие вызвало там и первые антибуржуазные устремления, ставшие впоследствии характерными для всех романтиков.

Для английского романтизма характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом, острое ощущение противоречивости, даже катастрофичности исторического процесса.

Во время развития романтизма, в английской литературе сменилось три поколения. Старшее было представлено Блейком, Вордсвортом, Кольриджем, Саути и Вальтером Скоттом, среднее — Байроном, Шелли, Китсом и плеядой прозаиков-эссеистов — Де Квинси, Лэмом, Хэзлиттом, Хантом; далее шли младшие романтики.

Признанными зачинателями английского романтизма явились Вордсворт и Кольридж, основатели «Озерной школы».

Уильям Вордсворт родился на севере Англии, в Камберленде, краю озер. Учился он в местной школе и в Кембриджском университете. После поездок по стране и путешествия на континент (прежде всего во Францию) Вордсворт вернулся на родину и поселился здесь вместе с друзьями-поэтами. Отсюда и наименование «лейкистов» — «озерников».

Поэтами «озерной школы» идеализируется старина, добуржуазные, патриархальные отношения, представлено неприятие современного промышленного общества. «Вина и скорбь» -первое известное произведение Вордсворта, в котором он отразил трагический для крестьян и всего народа ход промышленного и аграрного переворота. Самое страшное последствие этих событий для поэта - духовное обнищание человека, озлобленного нищетой и бесправием.

Лейкисты требовали от поэта изображения не великих исторических событий и выдающихся личностей, а повседневного быта скромных тружеников, простых людей, тем самым явившись продолжателями традиций сентиментализма. Они акцентировали внимание читателя на психологических последствиях всех социальных изменений, сказавшихся на нравственном облике скромного труженика. Задачей поэзии, по мнению Вордсворта и Колриджа, нужно считать обращение к жизни простых людей, изображение обыденного. В трактовке деревенской тематики проявилось беспокойство судьбами крестьянства. Об ужасающей бедности и разорении крестьян свидетельствуют стихотворения «Алиса Фелл, или Бедность», «Последний из стада», «Мать моряка», «Мечты бедной Сюзанны». Поэт восхищается житейской мудростью своих героев, их достоинством, жизненной стойкостью перед лицом многих невзгод, утратой близких и любимых. Его умиляет высшая мудрость, заключенная в неиспорченном жизненном опытом детском сознании («Юродивый мальчик», «Нас семеро»).

Вордсворт, Колридж и Саути апеллировали к внутреннему миру человека, интересовались диалектикой его души. Возродив интерес англичан к Шекспиру, поэтам английского Ренессанса, они взывали к национальному самосознанию, подчеркивали в противовес универсальным классицистским канонам самобытное, оригинальное в английской истории и культуре. Одним из главных принципов новой школы было широкое использование фольклора.

Пейзажную лирика Вордсворта. Он умел передать краски, движения, запахи, звуки природы, умел вдохнуть в нее жизнь, заставить переживать, думать, говорить вместе с человеком, делить его горе и страдания. Например, в «Сонете, написанном на Вестминстерском мосту» (1803) перед читателем предстает утренняя величавая панорама города, где «утро - будто в ризы - все кругом одело в Красоту», «все утопает в блеске голубом», а в «сердце мощном царствует покой».

Философской лирике Вордсворта (стихотворения «Утраченная любовь», «Далекому другу», «Венеция, Англия и Швейцария», «Лондон, 1802») свойственны элегические настроения, вызванные образами безвозвратно ушедшего прошлого, юности, с которой расстался поэт, утратив все иллюзии и надежды, веру в будущее, безоблачное счастье. В «Описательных набросках» (1791-1793) и политических сонетах Вордсворт приветствует свободу, раскрепощение человеческого духа, воспевает борцов за революцию.

Любовная лирика. У молодого Колриджа представлена стихами, посвященными его невесте Саре Фрикер («Поцелуй», 1793; «Вздох», 1794). Здесь радостное ожидание счастья, данное в барочной причудливой форме, омрачено смутным ощущением его невозможности.


4. В.Скотт – создатель жанра исторического романа (анализ одного из произведений).

Вальтер Скотт (1771—1832), шотландский баронет, его семейные анналы входили в национальную летопись. Внук врача, сын юриста, он и сам стал юристом, занялся адвокатурой, а затем, женившись, получил должность шерифа, обязанности которого исполнял до конца своих дней. Вот почему свои стихи он опубликовал впервые только тридцати трех лет, художественную прозу — в сорок два года. До 1827 г. писал стихи анонимно.

Наследие Вальтера Скотта велико: массивный том стихотворных произведений, 41 том романов и повестей, 12 томов писем, 3 тома дневников.

Его исторические романы распадаются по национальной тематике на две группы — «шотландские («Уэверли» (1814), «Пуритане») и «английские» («Айвенго» (1819), «Кенильворт»). Некоторые его романы созданы на материале истории Франции или Византии: «Квентин Дорвард», «Граф Роберт Парижский».

«Уэверли» является первым историческим романом. В. Скотт пришел к историческому роману, тщательно обдумав его эстетику, отталкиваясь от популярных в его время готического и антикварного романов.

Главными компонентами истор. романа являются описание, повествование и диалог. В романах Скотта нет ненужных деталей и излишних подробностей. Задачей автора является возбудить интерес у читателя, вот почему общая характеристика места действия (шотландский замок, цыганский табор, монастырь, хижина отшельника, шатер полководца) должна сильно действовать на воображение и создавать определенный настрой. Описание создает впечатление необычайной точности. С помощью диалога легче всего можно было представить стиль и облик эпохи, обстановку, в которой находился герой. Композиция исторического романа Скотта отражает понимание исторического процесса писателем: обычно судьбы его героев тесно связаны с тем крупным историческим событием (с революцией, мятежом, бунтом), изображение которого занимает центральное место в произведении. Вопреки своим личным планам и намерениям, каждый персонаж Скотта неизбежно оказывается втянутым в водоворот событий, исход которых определяется характером борьбы социальных сил, волей великих исторических личностей (Кромвель, Людовик XI, Ричард I), а также вмешательством вождей и народных заступников, образы которых Скотт создавал, черпая материал из хроник, легенд и преданий. Романтизм в мировоззрении В. Скотта определил художественную структуру его произведений. Скотт строит сложные авантюрно-романтические сюжеты, в которых отводит место многочисленным случайностям, изменяющим (вопреки логике развития характеров) ход событий; встречается у него и фантастика (правда, преподносимая как народные суеверия); идеализированные, «байронические» характеры действуют наряду с реалистическими образами.

Роман «Айвенго» (1820) занимает особое место в творческой биографии В. Скотта. «Айвенго» также открывает цикл романов о средневековье и о крестовых походах.

Более того, события относятся к 1194 г., когда король Ричард Львиное Сердце возвратился в Англию из австрийского плена. В «Айвенго» сосредоточены различные противоборствующие интересы: политические, национальные и социальные.

Колорит средневековья выражен не только в реалиях быта, в речи героев, описании обычаев и нравов, но и в мощной балладной эпической традиции, воспевающей благородство, смелость и справедливость демократического короля. Разнообразие сцен и эпизодов, быстрая смена событий свидетельствуют о верности шекспировской традиции в изображении эпохи и характеров. Главный пафос романа заключается в утверждении места личности в историческом процессе. Жизнь частная неотделима от судьбы государства, монарха. Сочетание любовной и авантюрно-приключенческой линий придают убедительность и динамику сюжету исторического повествования. Король в романе идеализирован, приближен к балладному образу мудрого и справедливого правителя, а образ Айвенго - типично романтический, вполне соответствующий трактовке монарха, который ему покровительствует. Одно из главных достоинств романа в том, что каждый персонаж от знатного рыцаря или храмовника до свинопаса или шута строго индивидуализирован, каждый по-своему говорит, носит одежду, общается с другими героями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.