Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Он учреждал новые и новые епископаты и был первым, кто воздвиг епископов в руководителей епархий.






3-Он сам назначал епископов и побуждал их к самой усиленной деятельности по наблюдению за церквами, а также к регулярным созывам епархиальных синодов для должного воспитания и направления деятельности духовенства.

4-Карл Великий ввел реформу богослужения: в центр богослужения он поставил проповедь, причем на понятном народном языке.

5-Он установил единообразный порядок для всех богослужений в церквах своего государства, ориентируясь при этом на порядок богослужений в папском Риме.

6-Он заботился о поднятии духовного уровня священнослужителей, насаждая богословские школы в монастырях и при епископальных церквах. Каждый священник должен был получить богословское образование.

7-Он вводил также систему общежитий для духовенства, наподобие жизни в монастырях, - с целью поднятия его духовного уровня.

Карл Великий придавал большое значение жизни отдельных церквей. Каждый прихожанин должен был знать наизусть молитву " Отче наш" на своем родном языке и был обязан регулярно посещать богослужения своей церкви. Каждый епископ был обязан регулярно посещать церкви своей епархии и следить за их духовным и нравственным состоянием. Карл руководил сам франкской государственной церковью, даже в догматических вопросах. Папе римскому было предоставлено лишь право совещательного голоса, но не решающего. Карл создал " франкское богословие", призвав на это дело множество иностранных богословов, особенно британских, которые постоянно жили при его дворце.

 

8.3. 5 Собор во Франкфурте-на-Майне (794 г.) по вопросу отношения к иконам

Карл Великий уделял особое внимание также строительству храмов и соборов по последнему слову архитектурного искусства. В его дни был построен знаменитый по красоте и величию собор в Аахене. В вопросах богословия и в церковных спорах он был весьма самостоятелен и далеко не всегда прислушивался к голосу римского папы. В жгучем вопросе об иконопочитании Карл Великий занял очень решительную позицию против придавания иконам какого бы то ни было религиозного значения. Под его воздействием принял такое же решение против иконопоклонения и созванный им генеральный собор во Франкфурте-на-Майне в 794 году, которому подчинился и сам папа.

 

8.4. 6 Аахенский собор (809 г.) по вопросу о Филиокве

И еще один важнейший в истории христианства шаг, который сделал Карл Великий. Это было на соборе в Аахене в 809 году, при обсуждении вопроса о Духе Святом, а именно - исходит ли Дух Святой вместе с Сыном от Отца, или Дух Святой исходит от Отца и Сына (учение, называемое в богословии " филиокве"). Филиокве, то есть учение об исхождении Духа Святого от Отца и Сына было принято в вероучении франкской государственной церкви, и Карл Великий на соборе в Аахене настоял на его принятии, и филиокве был принят. Но это решение собора в Аахене шло вразрез с решением собора в Константинополе - об исхождении Духа Святого и Сына Божия от Отца, принятого во всей восточной церкви. Решению Карла Великого в этом вопросе о Духе Святом подчинился и римской папа, вводя его в вероучение западной католической церкви, что привело в конце концов к расколу между православной и католической церквами, который продолжается и по настоящее время. 7 Восточная церковь из-за вопроса о Духе Святом стала считать католическую церковь еретической церковью, приняв для себя название " православной" церкви.

Умер Карл Великий в 814 году. Наследовал ему его сын Людовик, вошедший в историю под наименованием Людовика Благочестивого (Он глубоко уважал духовенство и легко поддавался его влиянию), при котором Франкское государство распалось на отдельные королевства.

 

8.5. 8 Духовные просветители славян - Кирилл и Мефодий

В девятом веке подвизались два родных брата - Кирилл и Мефодий, которые именуются духовными просветителями славян. Они были греками, воспитывались при дворе византийского императора. Их отец, по имени Лев, жил в городе Фессалониках, где занимал большой военный пост. Мефодий был старшим братом, сначала он пребывал на военной службе, а затем на горе Олимпе постригся в монахи. Кирилл был вовсе не Кириллом, а Константином, имя же Кирилла он принял в конце своей жизни, перед самой смертью, при пострижении в схимники.

Кирилл задался целью создать славянский алфавит, славянскую азбуку. И этому труду он посвятил все свое время. Мефодий был его помощником в этом труде. Кирилл является основоположником славянской письменности. Первоначальным ядром, из которого впоследствии развивалась письменность всех славянских народов, стала азбука, составленная Кириллом и называемая в его честь " кириллицей".

Деятельность Кирилла и Мефодия в Моравии была встречена враждебно католическим духовенством, которое считало, что Писание может читаться только на латинском языке и писаться только латинским алфавитом. В Рим отправлялись одно донесение за другим. Римский папа Николай I пригласил Кирилла в Рим, чтобы иметь с ним весьма крупную беседу. Но пока Кирилл ехал из Моравии в Рим, папа Николай I успел скоропостижно умереть. Его преемник Адриан II не был столь враждебно настроен к трудам Кирилла. Вскоре, в 869 году, Кирилл умер. Перед смертью он сказал своему брату Мефодию: " Мы с тобой, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства". Римский папа возвел Мефодия в сан епископа и одобрил богослужения на славянском языке. Но вскоре католические священники настроили против него и папу римского, и местных властителей. Мефодий был лишен сана и арестован. В течение трех лет он подвергался жестоким истязаниям, его били, выбрасывали на мороз без одежды. В 874 году папа Иоанн VIII потребовал его освобождения и возвел его в сан архиепископа Моравского. Однако вскоре Мефодия опять предали суду за то, что он не признает своей иерархической зависимости от папы римского. Папа запретил ему совершать богослужения на славянском языке. Мефодий ездил в Рим и сумел убедить папу, который отменил запрещение службы на славянском языке, с оговоркой, что Евангелие сначала следует читать по-латыни, а уже затем повторять прочитанное и на славянском языке.

Говоря о славянских народах, следует отметить, что в девятом веке, кроме Болгарии и Моравии, возникло третье славянское государство - Киевская Русь, объединившая все восточное славянство. В то время Киевская Русь была языческой страной. Христианство на Руси было введено в десятом веке

9. 9 Христианство в X веке

9.1. 10 Возникновение христианства на Руси

Сейчас, наконец, мы перейдем к рассмотрению очень важного вопроса - к возникновению христианства на Руси в десятом веке. Крупное государство, Киевская Русь, объединившее все восточно-славянские племена, возникло в девятом веке. Славяне - это крупнейшая в Европе группа народов, имеющая общность происхождения и близость языков. Из восточных славян впоследствии сформировались такие национальности, как:

- из восточных славян – украинцы, белорусы, русские;

- из западных славян - поляки, чехи, словаки;

- из южных славян - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы.

Предполагается, что сформировались древнейшие славянские племена в Средней и Восточной Европе. Под именем венедов славяне были известны в I веке после Р.Х. историкам Плинию Старшему и Тациту. К VI веку относятся первые сведения о народе " рос" или " русь", жившим в Среднем Приднепровье. Главным богом у восточных славян считался Перун 11. Он именовался богом грома и молнии. Подобным богом в свое время у язычников-греков был Зевс, а у язычниковримлян - Юпитер. Подобное же божество у индийцев называется Индрой. У Индры было еще и другое название - " Парьяна", что значит " молниеносная туча". Слово " перун" созвучно " парьяна". Как это можно объяснить? Большая группа языков, а именно - славянские, индийские, иранские, германские, италийские (в том числе и латинский), греческий и армянский языки - представляют из себя одну языковую группу, называемую группой индоевропейских языков. Все эти языки в доисторические времена развились из одного общего языка.

По верованиям славян, Перун в весенние дни являлся на землю со своими молниями, поливал землю дождем и выводил из-за туч ясное солнце, пробуждая природу. И в то же время, по верованиям славян, Перун был божеством очень грозным и карающим. " Сбей тебя Перун", " чтоб тебя Перун взял", - говорили наши предки, прогневавшись на кого-либо. Они верили в Перуна как в воинственное и победоносное божество и просили его даровать им военные успехи. В Киеве на Перуновом холме был поставлен деревянный идол, изображающий Перуна, с серебряной головой и золотыми усами. Такой же идол был и в Новгороде. Этим идолам приносились в жертву животные, а нередко и маленькие дети и пленные, которые закалались перед идольским изображением и сжигались в огне. Итак, наши предки именуются язычниками или идолопоклонниками, они поклонялись не Творцу, а творению, они преклонялись перед силами природы, а не перед Самим Творцом, создавшим природу. Слово Божие, говоря о язычниках, открывает нам страшную истину: " Приносили жертвы бесам, а не Богу" (Вт.32, 17).

 

9.2. 12 Рюрик - основатель Русского государства

Основателем первого Русского государства считается Рюрик. Сведения о нем носят довольно туманный характер. Имеется предание о том, что он был варягом. Варягами назывались дружины норманнов (датчан, шведов, норвежцев), перешедшие в качестве наемников на службу к русским. Это предание усиленно пропагандировалось в восемнадцатом веке немецкими историками, старавшимися оправдать немецкое засилие в Русском государстве и отрицавшими способность русских к самостоятельному развитию. По их мнению, без немцев русские ничего не могли бы сделать. Против таких утверждений решительно выступал великий русский ученый М.В.Ломоносов.

В IX веке (в 862 году) Рюрик обосновался в Ладоге, а через два года присоединил к ней владения своих братьев - Белоозеро и Изборск. Затем он перенес свою столицу в Новгород. Не все жители Новгорода остались в восторге от Рюрика, многие бежали от него в Киев и другие города.

 

9.3. 13 Сын Рюрика - Олег

В 869 году Рюрик передал княжение своему сыну Олегу, который продолжал политику своего отца по сосредоточению и укреплению власти. Олег прибыл в Киев, где княжили Аскольд и Дир. Он, как говорит предание, велел спрятать лодки, на которых приплыл, и в них скрыл свою дружину, а Аскольду и Диру послал сказать, что пришли их земляки, идущие в Грецию, которые хотят повидаться с ними. Аскольд и Дир подошли к реке, но тотчас же были окружены спрятанными дружинниками Олега. Вышедший из засады Олег сказал им: " Вы не князья! " Здесь же на берегу Днепра Аскольд и Дир были убиты, их тела погребены на холме, недалеко от берега. Это место называется Аскольдовой могилой. Основатель первого Русского государства Рюрик умер в 879 году. После его смерти на Руси продолжал княжить его сын Олег. В дальнейшем в течение семисот лет во главе Русского государства стояли потомки Рюрика.

 

9.4. 14 Поход Олега на Византию

В 907 году Олег задумал повторить поход Аскольда и Дира в Византию. При приближении русских к Константинополю греки заперли город и приготовились к самой решительной обороне. Олег со своим войском стал окружать Константинополь, разрушая византийские православные храмы и избивая жителей. Перепуганные греки предложили Олегу большую дань. От дани он, конечно, не отказался. Кроме того, в результате переговоров греки и русские достигли взаимного соглашения. Русским было разрешено приходить в Константинополь для торговли, но только без оружия и притом группами в количестве не более пятидесяти человек в сопровождении императорского византийского чиновника. В таком случае им разрешалось торговать беспошлинно. При заключении этого договора византийский император целовал крест, а Олег клялся оружием и своим богом Перуном. Возвратился Олег из Константинополя в Киев с золотом, дорогими тканями, невиданными доселе овощами и винами. Народ весьма дивился всему этому и прозвал Олега " вещим", то есть кудесником или волхвом. Умер Олег в 912 году. С его смертью в летописи связано известное сказание, послужившее в дальнейшем мотивом для стихотворения А.С.Пушкина " Песнь о вещем Олеге". По этому сказанию, Олег очень печалился о своем любимом коне и посетил его останки. И вот из конского черепа выползла ядовитая змея и смертельно ужалила Олега, который возомнил себя всемогущим владыкой.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.