Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кадр из эпизода с Красной Армией






Мягкий монохромный тон песчаных карьеров прекрасно гармонировал с теплыми и холодновато-серыми тонами шинелей, с телесным цветом лиц. Этот фон давал мне возможность использовать отдельные чистые цвета живописной палитры для обогащения колорита изображения.

Так, например, в эпизоде похорон комбрига Баева лавина из более чем тысячи всадников с развевающимся красным знаменем устремлялась от камеры вверх к изогнутой линии горизонта – она замыкала монохромное пространство земли в сферической перспективе (19) (как у Петрова-Водкина). Несмотря на символическое значение знамени, его цвет не акцентировался. Он скорее был органической частью неделимого целого. Во многом помогла и тональная перспектива, она заметно смягчила локальный цвет знамени.

Итак, пространство надо было строить с помощью линий, поверхностей, объемов и глубины. Но предстояло еще найти и " общий знаменатель", объединяющий среду со всем, что в ней находилось. Для достижения эффектов глубины и зрелищности большинство кадров (в особенности общие планы) снималось объективом 40 мм, который для широкого формата соответствует объективу 20 мм при съемке на 35-миллиметровой пленке. В картине мы применяли и другие объективы (от 40 до 150 мм).

В одном из таких кадров на общем плане неслась конница, а параллельно с ней в моих руках " неслась" камера. Объектив 40 мм компенсировал тряску при движении по рельсам узкоколейки (я находился на платформе вагона), один из всадников должен был на скаку поднять с земли упавшее красное знамя. Сложность состояла и в том, что мы могли снять лишь один дубль – дело было в Закарпатье, где перед нами Сергей Бондарчук закончил съемки " Ватерлоо", лошади были так измотаны, что даже на овес не смотрели. Слава Богу, каскадер с первого же захода блистательно выполнил этот опасный трюк. Должен сказать, что каскадеры-спортсмены за всю картину не повредили ни одной лошади и сами обошлись без единой травмы. Достаточно вспомнить кадр, в котором две тачанки на полном ходу сталкиваются, превращаясь в сплошное месиво. Каскадеры с лошадьми вышли из этой " каши" целыми и невредимыми. Только настоящие профессионалы могли позволить себе так рисковать! Организатором и участником всех этих " авантюрных" номеров был знаменитый Петр Тимофеев.

Алов и Наумов любили плотные кадры, заполненные людьми, ценили динамику движения в разных ритмах. Поскольку короткофокусные объективы придают изображению жесткий характер, нас спасали белые пиротехнические дымы. Управлять ими, как известно, сущее наказание (вмешиваются различные природные факторы – ветер, дождь и прочее).

Огромное пространство Севастопольской бухты. Бегство белых: тысячная массовка, корабли, лошади, на первом плане – актерская игровая сцена (кадр снимался с операторского крана), из железнодорожных вагонов выводят лошадей – факт исторически достоверный: Врангель действительно возил лошадей не только в вагонах, но и на кораблях. Затем камера разворачивается на общий план этого " вавилонского столпотворения": конники, обозы, напуганные люди, узлы, чемоданы – вся эта масса постепенно устремляется к большому пароходу. Современные суда, стоящие на заднем плане, удалось замаскировать дымом. Мастера-пиротехники творили чудеса, маневрируя между ними со своими дымовыми шашками. Это была " свободная съемка", где многое получалось именно благодаря непредвиденности, свойственной документальному кино. Съемка такого рода требовала от всей операторской группы мгновенной реакции и предельной слаженности действий.

Севастопольская бухта. Бегство " белых"

Два раза в жизни мне пришлось снимать военные сцены, связанные с переходом через Сиваш (20). Для этой картины по всем правилам пресловутой " кинематографической географии" мы снимали " Сиваш" под Севастополем, так как в этом районе находились военные части. За несколько дней до съемки прошли проливные дожди, и все вокруг было затоплено водой. Лишь на горизонте виднелось море (телеграфные столбы и дорогу замаскировали белыми дымами). Основные и обратные точки пришлось снимать в одном направлении (за камерой было водохранилище), меняя композиции, перегруппировывая отдельные массы людей, обозов, пушек, лошадей. На экране это получилось достаточно убедительно. Второй раз, в " Сибириаде", мы снимали настоящий Сиваш, но точная география ничуть не способствовала результату. После выхода на экраны фильма " Бег" было получено много писем от участников и очевидцев снятых нами событий, где отмечалась достоверность именно " севастопольского" Сиваша. Драматизм каждой сцены достигался не благодаря ландшафту, который должен был воссоздавать реальность событий, а скорее благодаря людям, их лицам, действиям. Достоверными прежде всего оказались солдаты, принимавшие участие в массовых съемках, и персонажи фильма. Именно они помогли создать ощущение подлинности происходящего.

Большие возможности давала съемка в условиях зимней натуры, хотя распределить актеров в свободном пространстве на фоне белого снега было сложно. Чтобы сохранить единую гармонию неярких тонов актерских лиц, костюмов и окружающих предметов, необходимо было найти определенные крупности планов, добиться нужного соотношения освещения и цвета. Для получения более сложной цветовой палитры я иногда старался оживить эту кажущуюся однотонность отсветами мягких лучей заходящего зимнего солнца.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.