Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 2. Пусть дана фраза, например: Прочти в газете мои новые стихи






Пусть дана фраза, например: Прочти в газете мои новые стихи. Условимся, что слово А относится к слову В, если слово А отвечает на вопрос, связанный со словом В. Разрешаются только вопросы: кого? что? какой? (какая, какое, какого и т.д.), чей? (чья, чье, чьего и т.д.)

Что?

Какие?

Где? Чьи?

Прочти в газете мои новые стихи

 

Рассмотрим теперь фразу: Раскапывайте погребенных в земле слепых исполинов.

Эту фразу можно понимать по-разному, т.к. по-разному можно устанавливать связи между словами.

З а д а н и е 1. Для каждого слова фразы укажите (при помощи стрелок), какие слова могут к нему относиться (в земле считается одним словом).

З а д а н и е 2. Определите, сколькими способами можно определить эту фразу.

Задание 3. (1) Ниже приводится набор простейших сюжетных единиц форма­лизма Ленерт.

I Аффективные сюжетные единицы, характеризующие эмоциональное состояние одного персонажа:

М ↓ а + успех   М ↑ е М упорство     + ↑ t − разрешение проблемы   М ↓ а − неудача   + ↑ е − смешанное чувство   - ↑ t + поражение   − ↓ m M проблема   − ↑ е + скрытое блаженство   + ↑ t + смена позитивных состояний   + ↓ m M активация   − ↑ е − негативный комплекс   − ↑ t − смена негативных состояний М ↓ m M мотивация   + ↑ е + позитивный комплекс   M ↑ t M изменение намерений  

II. Аффективные сюжетные единицы, связывающие эмоциональные состо­яния двух персонажей:

?? − + М

 

 

− + М М М

Негативная реакция
Внешняя мотивация
Возможность, обеспечиваемая извне
Проблема, обусловленная извне
Позитивная реакция

 


(2) Постройте с помощью формализма Ленерт структуру сюжета сказки «О курочке Рябе» по следующему тексту:

Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба. Снесла раз курочка яичко, да не простое яичко, а золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка пробежала, хвостиком махнула — яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба, и говорит им курочка Ряба: «Не плачь дед, не плачь баба. Снесу я вам яичко другое, не золотое, а простое».

 

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

№ п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины Коды форми-руемых компетенций Планируемый результат обучения
  Модуль 1 Тема 1. Прикладная и математическая лингвистика в системе лингвистического знания. Тема 2. Круг задач и методы прикладной и математической лингвистики Тема 3. Когнитивный инструментарий прикладной лингвистики Тема 4. Автоматизированные системы контент-анализа текста Тема 5. Прикладные аспекты квантитативной лингвистики. Авторизация текста.   ОК-9 ОК-13 ОК-15 ОК-16 ПК-8 ПК-20 ПК-21 ПСК-5.1 Студент должен знать: - сущность, области применения формализованных методов лингвистического анализа текста; - особенности применения когнитивных и компьютерных методов языкового описания текста; уметь: - критически осмысливать информацию, - формулировать исследовательские задачи и выбор путей их решения; - осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии; - использовать технические средства и методики экспериментальных исследований письменного текста и звучащей речи на практике; - применять естественнонаучные и математические методы при решении профессиональных задач, использовать средства измерения; владеть: - логическим мышлением, методами анализа, систематизации, обобщения, письменной и устной коммуникации, включая ведение полемики и дискуссии;
2. Модуль 2 Тема 6. Психолингвистика и нейролингвистика как приложения лингвистических знаний Тема 7. Формальный аппарат прикладной и математической лингвистики. Тема 8. Терминоведение и терминография. Тема 9. Компьютерная лексикография.   ОК-13 ПК-8 ПК-20 ПК-21 ПСК-5.1 Студент должен знать: - основные принципы и правила хранения, поиска, обработки и передачи информации; - состав, функции и конкретные возможности справочно-информационных, информационно-поисковых систем; уметь: - работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, - использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, прикладные программные средства, современные средства телекоммуникации, автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных; -применять полученные знания и навыки при освоении и разработке методик лингвистического описания; владеть: -терминологией изучаемых разделов дисциплины и соответствующими методиками работы с устными и письменными текстами; - навыками применять полученные знания при освоении и разработке методик лингвистического описания; - навыками работы со справочно-информационными и информационно-поисковыми системами

 

7. Учебно-методическое обеспечение*

Литература

а) Основная литература:

1. Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник. М.: Флинта: МПСИ, 2013.− 416 с.

2. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика. Изд.6-е. − М.: URSS. – 2016. – 368 с. 3. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. Теория судебной экспертизы. М.: Норма, 2013. – 284 с. 4. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. М.: Проспект, 2014. – 464 с. 5. Судебная экспертиза: типичные ошибки / под ред. Е.Р.Россинской. – М.: Проспект, 2013. – 544 с. Конец формы

в) Дополнительная литература:

1. Актуальные проблемы современной лингвистики: учеб. пособие /сост. Л.Н. Чурилина – М: Флинта: Наука, 2010.

2. Алпатов В.М. История лингвистических учений. – М.: Языки славянской культуры, 2005.

3. Алпатов В.М. и др. Лингвистические задачи. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.

4. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М.: УРСС, 2001.− 360 с.

5. Введение в когнитивную лингвистику: учеб.пособие / В.А. Маслова. – М.: Флинта: Наука, 2011.

6. Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения. – М: Галерия, 2003.− 236 с.

7. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Комкнига, 2007.

8. Горелов И.Н. Разговор с компьютером: психолингвистический аспект проблемы. – М.: Наука, 1987.

9. Городецкий Б.Ю. Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения//Новое в зарубежной лингвистике. Вып.12., М., 1983.

10. Журавлев А.П. Звук и смысл. М., 1981.

11. Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. – М.: URSS, 2009.− 384 с.

12. Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка. М., 2010.

13. Левицкий Ю.А. Общее языкознание. М., 2008.

14. Лейчик В.М. Прикладное терминоведение и его направления// Прикладное языкознание. Спб, 1996.

15. Ленат Д.Б. Искусственный интеллект//Современный компьютер. М., 1986.

16. Леонтьев А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М., 2010.

17. Маслова В.А. Современные направления в лингвистике. М., 2008.

18. Мишланов В.А., Голованова А.В., Салимовский В.А. Основы прикладной лингвистики: теория и практика судебной лингвистической экспертизы текста. – Пермь, 2011

19. Морозов Н.А. Лингвистические спектры как средство для отличения плагиатов от истинных произведений того или другого известного автора / Известия Академии Наук (Отделен. русск. языка и словесности). Том XX, 1915 г., кн. 4.

20. Искусственный интеллект. Справочник. Кн.1. Системы общения и экспертные системы. М., 1990.

21. Пиотровский Р.Г., Бектаев К.Б., Пиотровская А.А. Математическая лингвистика. – М., 1977.

22. Пиотровский Р.Г. Инженерная лингвистика и теория языка. Л., 1979.

23. Потапова Р.К. Речь. Коммуникация, информация, кибернетика. М., 2010.

24. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Научная редакция, текстологи-ческий комментарий И. В. Пешкова. — Изд-во “Лабиринт”, М., 2001. − 192 с.

25. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 1996.

26. Семиотика: Язык. Природа. Культура: курс лекций / Н.Б. Мечковская. – М.: Академия, 2008.

27. Соснина Е.П. Введение в прикладную лингвистику: учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2000.

28. Тьюринг А. Может ли машина мыслить? Пер. и примечания Ю.В. Данилова. - М.: ГИФМЛ. – 1960.

29. Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шредингера. Язык и сознание. – М.: Языки славянской культуры, 2013. – 448 с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.