Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налогообложение фирмы.






Налоги в условиях рынка являются неотъемлемым элементом экономических отношений.

В связи с этим каждому предприятию, организации, осуществляющим коммерческую и предпринимательскую деятельность, необходимо иметь четкое представление о действующей системе налогообложения, т.е. сколько, когда и какие платить налоги.

Функционирующая в настоящее время налоговая система введена с января 2001 г Налоговый кодекс РФ (НК РФ) — первая и вторая части.

Налоговый кодекс РФ (часть первая) определяет систему налогов и сборов, взимаемых в бюджеты разных уровней, общие принципы налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков,

налоговых органов, а также формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений. Часть вторая (раздел VIII) НК РФ посвящена порядку исчисления и уплаты в бюджет федеральных налогов (НДС, акцизов, платежей с доходов физических лиц, единого социального налога, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, специальных налоговых режимов (раздел VIII. 1); региональных налогов (налога с продаж, транспортного налога).

Налоговый кодекс (ст. 8) так определяет налоги и сборы. Налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности

государства и/или муниципальных образований, а сборы — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи в бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды выполняют две функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция заключается в изъятии у предпринимателей и отдельных граждан части принадлежащей им стоимости в казну государства. Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или сокращая платежеспособный спрос. Регулирующая функция проявляется

через налоговый механизм, представляющий собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов — налоговых ставок, льгот, способов обложения, санкций.

Совокупность всех обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные

фонды, методы и принципы их построения и составляяют налоговую систему. Построение ее определяется уровнем экономического развития страны, государственной политикой, проводимой

на различных этапах. В целом налоговая система подчиняется интересам тех социальных групп и партий, которые в тот или иной момент находятся у власти.

В Российской Федерации все обязательные платежи в соответствии с Налоговым кодексом РФ разделены на три группы в зависимости от органа, который их устанавливает и изымает: федеральные, региональные, местные.

Федеральные налоги действуют на всей территории Российской Федерации. Они имеют решающее значение как главный ресурс российского государства. В консолидированном бюджете Российской Федерации на их долю приходится более 55% (2002 г.) всех налоговых поступлений (без учета передачи налоговых доходов в нижеследующие бюджеты).

Налоговый кодекс РФ устанавливает перечень федеральных налогов, размеры их ставок, объекты обложения, плательщиков, льготы, порядок зачисления налогов в бюджет или во внебюджетные фонды. К этой группе относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные пошлины и таможенные сборы; налог на доходы физических лиц;

налог на прибыль (доход) предприятий и организаций; единый социальный налог; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на пользование недрами; государственная пошлина; водный налог; лесной налог; экологический налог и некоторые другие (всего 16 налогов и сборов).

Почти все федеральные налоги, кроме налога на доходы физических лиц, налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, и некоторых других, взимаются в соответствии с

налоговым законодательством с юридических лиц.

Остальные федеральные налоги, называемые регулируемыми доходами бюджета, распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации в определенных соотношениях, которые устанавливаются Федеральным Собранием при принятии федерального бюджета на финансовый год.

Региональными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами и вводимые в действия решениями субъектов Федерации. Они обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. При введении региональных налогов представительные органы власти субъектов Федерации определяют следующие элементы налогов: налоговую ставку (в пределах, предоставленных федеральным законом); порядок и сроки уплаты; налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, а также форму отчетности по данному налогу. К региональным налогам относятся: налог на имущество предприятий; налог с продаж; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и некоторые другие.

Субъекты Федерации и органы местного самоуправления не имеют права введения на подведомственной им территории дополнительных налогов и сборов.

Местные налоги и сборы служат дополнением к действующим федеральным и региональным налогам. К ним относятся: налог на имущество физических лиц; земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

сбор за право торговли; целевые сборы с граждан и предприятий; налог на рекламу и др.

Местные налоги разнообразны, что затрудняет работу налоговых органов и усложняет расчеты с плательщиками. Четыре платежа (первые из перечисленных) обязательны и действуют на всей территории России. Для них центральная власть определяет максимальные ставки, а Министерство РФ по налогам и сборам для налога на имущество физических лиц и земельного налога разрабатывает расчеты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.