Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как свойство наших суждений о вещах понимал истину Томас Гоббс (б).






1.6.21.Субстанция, с точки зрения Гоббса, акциденцией не является (б). «Акциденция» - это свойство материи, которое может изменяться, и является объективным источником ощущений. «Субстанция» - это понятие Декарта. В частности, критикуя онтологическое доказательство бытия божия, Гоббс отрицает божественную субстанцию Декарта, т.к. последовательное отрицание врожденных идей логически приводит к тому факту, что человек не может иметь врожденной идеи бога (божественной субстанции).

1.6.22.Естественным состоянием Гоббс называет «склонность людей вредить себе взаимно...» (б). В работе «Основы философии о государстве и общественном устройстве» он писал: «...естественным состоянием людей, раньше чем они вступили в общество, была лишь война, и не простая, но война всех против всех». В этой войне, указывал Гоббс, не может быть победителей, потому единственный выход для человечества - образование общества, которое основано не только на «общественном соглашении», но обязательно предполагает общественную власть.

1.6.23.Только когда каждый человек добровольно отрекается от права владеть самим собой, возникает государство, по Гоббсу (г). В «Левиафане»он писал о процессе формирования «общественной власти», которая «держит в узде и направляет все действия людей к общественному благу».

Государство заменяет законы природы законами общества, считал Гоббс (в).

1.6.25.Монархическую государственную власть оправдывал Гоббс (а). Только сильная абсолютистская государственная власть способна устранить все остатки «естественного состояния» человека - «войны всех против всех». Она призвана ликвидировать все споры и беспорядки. Правитель-суверен, опираясь на разум, должен заботиться о материальном и духовном совершенствовании своих подданных. Его же власть ограничивается законами.

1.6.26.Душа человека - это человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта, по мнению Джона Локка (в). Он отрицал теологические представления о познании души, а также - декартовские «врожденные идеи» и лейбницевские «врожденные принципы». Душа, по Локку, - «tabula rasa», чистая доска, заполняемая письменами опыта посредством чувственного познания.

Ощущение является основой всякого познания, согласно Локку (а).

Размышление, по Локку - это процесс возникновения сложных идей на основе обобщения простых идей (г). Сложные идеи не могут появиться непосредственно на основании чувств или рефлексии. Так, представление о пространстве мы получаем на основе чувственного восприятия расстояния, размеров отдельных тел и т.д.

1.6.29.К номинальной сущности относятся, по Локку, все внешние отличительные черты золота (а). «Реальная» его сущность в том, что оно состоит из частичек, недоступных нашему восприятию. Следовательно, мы ее не знаем (определенный скептицизм).

1.6.30.Свобода человека, по мнению Локка, ограничена свободой других людей, точнее, «естественным законом», который гласит: «никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе». «Естественный закон» Локка отражал основные интересы человека его времени - равенство, личную свободу и свободу предпринимательства (в).

1.6.31.Идею «разделения властей» впервые предложил Локк (в). Он различал власть «законодательную» и «федеративную». Его обоснование такого разделения повлияло навсех французских просветителей.

1.6.32.Необычный для философского произведения геометрический метод изложения применил Спиноза в своей «Этике» (в).

1.6.33.Учение о субстанции лежит в основе философской системы Спинозы. «Истинной является лишь одна субстанция, атрибутами которой являются мышление и протяженность или природа», - писал философ. Учение о субстанции дается в первой части «Этики» (в).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.