Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Трансакционная теория. Понятие трансакции было впервые введено в научный оборот Дж






Понятие трансакции было впервые введено в научный оборот Дж. Коммонсом.

Трансакция - это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом. Такое опреде­ление имеет смысл (Коммонс) в силу того, что институты обеспечи­вают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосред­ственно своими действиями, т. е. за рамки физического контроля, и, следовательно, оказываются трансакциями в отличие от индивиду­ального поведения как такового или обмена товарами.

Коммонс различал три основных вида трансакций:

1. Трансакция сделки - служит для осуществления фактического
отчуждения и присвоения прав собственности и свобод и при ее
осуществлении необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них.

В трансакции сделки соблюдается условие симметричности от­ношений между контрагентами. Отличительным признаком трансак­ции сделки, по мнению Коммонса, является не производство, а пере­дача товара из рук в руки.

2. Трансакция управления - в ней ключевым является отношение
управления подчинения, которое предполагает такое взаимодей­ствие между людьми, когда право принимать решения принадле­жит только одной стороне. В трансакции управления поведение явно асимметрично, что является следствием асимметричности положения сторон и соответственно асимметричности правовых отношений.

3. Трансакция рационирования - при ней сохраняется асимметрич­ность правового положения сторон, но место управляющей сто­роны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. К трансакциям рационирования можно отне­сти: составление бюджета компании советом директоров, феде­рального бюджета правительством и утверждение органом пред­ставительной власти, решение арбитражного суда по поводу спо­ра, возникающего между действующими субъектами, посредст­вом которого распределяется богатство. В трансакцию рационирования отсутствует управление. Через такую трансакцию осуществляется наделение богатством того или иного экономическо­го агента.

Наличие трансакционных издержек делает те или иные виды трансакций более или менее экономичными в зависимости от об­стоятельств времени и места. Поэтому одни и те же операции могут быть опосредованы различными типами трансакций в зависимости от правил, которые они упорядочивают.

Причина возникновения фирм состоит в том, что существование рынка или ценовая координация связаны с определенными издерж­ками. Фирма как альтернативная форма координации позволяет сни­зить эти издержки.

Какие это издержки? В отличие от производственных издержек, определяемых объемом и технологией производства, Коуз относит к этим издержкам следующие:

1. издержки организации производства с помощью ценового меха­низма, сопряженные с выяснением того, каковы соответствую­щие цены. Эти издержки могут быть сокращены благодаря появ­лению специалистов, которые станут продавать такую информа­цию, но их нельзя устранить совсем;

2. издержки по проведению и заключению контрактов по каждой
отдельной трансакции обмена. Хотя есть рынки (например, то­варные биржи), на которых разработана техника сведения издер­жек контрактации до минимума, но и там они не устранены пол­ностью;

3. издержки использования ценового механизма: фактор производства (или его собственник) не должен заключать серию контрактов с
факторами, с которыми он кооперируется внутри фирмы. Долго­
срочные контракты являются более экономичными по сравнению с
краткосрочными по нескольким причинам.

Во-первых, удается избежать определенных издержек, сопряжен­ных с перезаключением каждого контракта, когда вместо нескольких краткосрочных контрактов заключается один долгосрочный.

Во-вторых, участники сделки могут предпочесть долгосрочный контракт краткосрочному в силу определенного отношения к риску и неопределенности, так как ограничения на область возможных дей­ствий продавца услуг фигурируют не в контракте, а появляются позднее, в ходе их исполнения, по воле покупателя. Покупатель не знает заранее, какой из возможных способов действия поставщика окажется для него предпочтительным. Поэтому условия предостав­ления услуг определяются в самых общих чертах, оговариваются лишь границы действий поставщика товаров и услуг, детали же не уточняются и определяются покупателем позже. Поставщику же услуг или товаров может быть вполне безразличным, какой способ действий будет избран покупателем.

Таким образом, возникновение фирмы является более вероятным в тех случаях, когда краткосрочные контракты становятся неудовле­творительными. Очевидно, что это важнее в случае поставки услуг труда, чем при покупке товаров. В последнем случае основные во­просы могут быть оговорены заранее. В пределах фирмы сокраща­ются издержки поиска информации о ценах, исчезает необходимость постоянного перезаключения контрактов, экономические отношения становятся более определенными и устойчивыми. В той мере, в ка­кой механизм администрирования ведет к экономии на трансакционных издержках, «иерархия» вытесняет рынок.

Следовательно, ключевыми моментами, лежащими в основе трансакционных издержек, являются неопределенность и проблемы доступа к информации.

Возникновение фирм, таким образом, связано существованием рыночных издержек. Почему же административная координация не мо­жет быть всеобъемлющей, почему вся экономика не может быть пред­ставлена одной большой фирмой? Другими словами, в чем причины, определяющие размеры фирмы? Если с появлением фирмы отпадают определенные издержки и фактически сокращаются издержки произ­водства, почему вообще сохраняются рыночные трансакции?

Во-первых, с увеличением размера фирмы может начаться со­кращение дохода от предпринимательской функции, то есть может возникнуть уменьшающаяся отдача от управленческого ресурса. Так, фирма будет расширяться до тех пор, пока издержки на организацию одной дополнительной трансакции не сравняются с издержками на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на организацию ее через другую фирму. Опти­мальные размеры фирмы будут определяться той точкой, где пре­дельные затраты использования рынка становятся равными предель­ным затратам использования административного контроля. До этой границы выгодна фирма, после - рынок.

Во-вторых, может оказаться, что по мере увеличения количества осуществляемых трансакций предприниматель будет не способен ис­пользовать факторы производства с наивысшей выгодой, то есть раз­местить их в таких точках производства, где они обладают наивысшей ценностью. Опять должна существовать точка, в которой издержки от непроизводительного расходования ресурсов будут равны издержкам сбыта при трансакции обмена на открытом рынке или потерям при организации этой трансакции другим предпринимателем.

В-третьих, цена предложения одной или нескольких факторов производства может возрасти из-за того, что у малой фирмы «дру­гих» преимуществ больше, чем у крупной фирмы.

В целом точка, в которой расширение фирмы прекращается, мо­жет определяться совместным действием нескольких из вышеприве­денных факторов. Первые два с наибольшей вероятностью соответ­ствуют высказываниям экономистов об «уменьшающейся отдаче от управленческого ресурса».

Таким образом, вклад Коуза в теорию фирмы состоит в принятии факта существования трансакционных издержек, и в этом заключает­ся разрыв с неоклассической теорией. Это относится не только к анализу фирмы, но также и к анализу рынка или права, рассматри­ваемых Коузом в качестве институциональных форм, призванных облегчить трансакции обмена. В этом смысле Коуз является основа­телем новой институциональной экономики, которую будет разви­вать дальше О. Уильямсон.

В последующие годы трактовка Коузом трансакционных издер­жек подверглась корректировкам и модификациям.

Трансакционные издержки - это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов. Трансакционными издержками служат затраты на совершение деловых операций, вклю­чая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответст­вующего выполнения контракта.

Издержки контроля - это издержки связанные с выполнением внутренних контрактов. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов.

Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтер­нативные способы заключения контрактов. Рынок может трактовать­ся как сеть внешних контрактов, а фирма - как сеть внутренних кон­трактов.

Рост трансакционных издержек из-за неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это в свою оче­редь обусловливает существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и возможности оп­портунистического поведения во многих случаях снимается развити­ем внутренних контрактов.

В свою очередь при росте фирмы растет численность занятых и расчлененность производственного процесса (характерный пример -конвейер с обособленными операциями), так что совокупность ре­зультат деятельности фирмы оказывается делом не одного или не­скольких работников, как в доиндустриальную эпоху, а многих под­разделений и множества работников. В результате теряется непо­средственная связь между трудом и его результатом, характерная для мелкого производства.

И сразу же появляется проблема безбилетника: сокращение ин­тенсивности труда одного из работников никак не сказывается пря­мым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться не­замеченным, а следовательно, искушает работников трудиться не в полную силу. Самоконтроль интенсивности труда перестает служить способом повышения эффективности производства, на его место вынужденно встает контролирующая инстанция. Появляются и растут издержки контроля за степенью интенсивности труда (деятельно­сти) каждого производственного звена. Чем крупнее становится фирма, тем выше оказываются эти издержки контроля.

Фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек - трансакционными из­держками, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее мини­мальный размер, и издержками контроля, которые задают верхнюю границу, ее максимальный размер.

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30-е годы в его статье «Природа фирмы». Оно было использовано для объ­яснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Р. Коуз связывал образование этих «островков сознательности» с их относительными преимуществами в плане эко­номии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.

В рамках современной экономической теории трансакционные издержки получили множество трактовок, иногда диаметрально противоположных.

Так К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы. Эрроу сравнивал действие трансакционных издержек в экономике с действием трения в физике. На основании подобных предположений делаются выводы о том, что чем ближе экономика к модели общего равновесия Вальраса, тем ниже в ней уровень трансакционных издержек, и наоборот.

В трактовке Д. Норта, - трансакционные издержки «состоят из из­держек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспе­чения прав и принуждения к их соблюдению». Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов.

В теориях некоторых экономистов трансакционные издержки существуют не только в рыночной экономике (Коуз, Эрроу, Норт), но и в альтернативных способах экономической организации, и, в частности, в плановой экономике (С. Чанг, А. Алчиан, Демсец). Так, согласно Чангу, максимальные трансакционные издержки наблюда­ются в плановой экономике, что, в конечном счете, определяет ее неэффективность.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что трансакци­онные издержки не заменяют собой, а лишь дополняют традиционно рассматриваемые производственные издержки.

В экономической литературе существует множество классифика­ций и типологий трансакционных издержек. Наиболее распростра­ненной является следующая типология включающая шесть типов трансакционных издержек:

1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совер­шена сделка или заключен контракт, нужно располагать информаци­ей о том, где можно найти потенциальных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складыва­ются из затрат времени и ресурсов необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством при­обретаемой информации.

2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения
значительных средств на проведение переговоров об условиях обме­на, на заключение и оформление контрактов. Основной инструмент
экономии такого рода затрат - стандартные (типовые) договоры.

Речь идет только о внутрифирменных издержках ведения перего­воров и заключения контрактов. Уровень издержек этого вида зави­сит, в первую очередь, от специфичности активов, которыми распо­лагают стороны: чем меньше такая специфичность, тем больше воз­можностей для стандартной контрактации, и тем меньше издержки ведения переговоров. Однако необходимо заметить, что чем большее количество людей участвуют в управлении фирмой, тем, очевидно, выше издержки ведения переговоров. Поэтому в кооперативах уча­стие в управлении непосредственное, эти издержки будут несколько выше средних.

3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга - это ком­плекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются лишь
некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает
чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества то­
вара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться
суррогатами (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Сюда
относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на
проведение собственно измерения, на существование мер, имеющих
целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери
от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требова­ний к точности.

Измерение - это квантификация информации. Фактически ника­кой товар, предлагаемый на продажу, не свободен от издержек по измерению его свойств. Квантификация предполагает затраты на соответствующую измерительную технику и собственно проведение измерения. Кроме того, приходится принимать меры, имеющие це­лью обезопасить участников сделки от ошибок измерения, что также требует затрат. Наконец, совершая сделку, необходимо заранее знать возможные потери от этих ошибок. Экономия на издержках измере­ния обусловила такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образ­цам и т. п.

Естественно, что издержки измерения растут с повышением тре­бований к их точности. В этом отношении громадная экономия из­держек измерения была достигнута человечеством в результате изо­бретения стандартов мер и весов.

В общем случае сравнительными преимуществами по этому виду издержек обладают кооперативы и акционерные фирмы с участием работников в управлении: кооперативная идеология (свойственная в значительной степени и полукооперативам, каковыми являются ак­ционерные фирмы с участием наемных работников) снижает стиму­лы к отлыниванию, а, следовательно, и издержки контроля, состав­ной частью которых являются издержки измерения.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Сюда входят как государственные, так и частные расходы, связанные с законодательным обеспечением спецификации прав собственности, и расходы на содержание органов защиты прав собственности (суд, арбит­раж, адвокатура, милиция и т. д.). «Предполагается, что экономические агенты действуют в соответствии со своими интересами, поэтому соблю­дение прав других (как система) возможно тогда, когда структура стиму­лов, определяемая санкциями за нарушение правового режима, не по­зволяет нарушать установленные правила» [Шаститко А. Е., 1998, с. 184].

Одним из главных средств экономии на издержках спецификации и защиты прав собственности является идеология, позволяющая за­частую более эффективно, чем формальные институты, обеспечить защиту прав собственности. С другой стороны, расходы на внедрение и поддержание в обществе такой идеологии следует также отнести к тако­го рода издержкам.

Несмотря на то, что издержки спецификации и защиты прав соб­ственности характерны, в первую очередь, для всего общества в целом, не свободны от этих издержек и его специфические институты, в том числе и институты кооперативной собственности. Ситуация, требую­щая спецификации прав собственности, возникает, например, при со­вместном владении средствами производства и частном характере при­своения доходов от этих средств.

Для анализа этого вида трансакционных издержек необходимо отделить издержки спецификации от издержек защиты прав собственно­сти. Если вторые связаны с числом собственников обратно пропор­циональной зависимостью (т. е., чем больше собственников, тем меньше трансакционные издержки обеспечения безопасности собственности от внешних посягательств [см. Шаститко А. Е., 1998, с, 236]), то для первых, в общем случае, наблюдается прямая зависимость между этими издержками и количеством собственников. Скорее всего, наименьшая ве­личина издержек спецификации и защиты прав собственности харак­терна для институтов коммунальной собственности (для частной собст­венности характерны высокие издержки обеспечения безопасности, а для государственной — высокая степень размывания прав собствен­ности). В качестве иллюстрации можно привести графическое под­тверждение данному тезису. На рис. 4.2 кривая Д (N) - удельные из­держки обеспечения безопасности прав собственности от внешних посягательств, а кривая В (N) - удельные издержки спецификации прав

собственности (форма и угол наклона обеих кривых произвольны: в общем случае мы не можем сказать ничего определенного ни о том, ни о другом). Точка А на кривой Т (N) (Т = B(N) + Д(И)) иллюстрирует слу­чай частной собственности, точка С — случай государственной и точка Е — коммунальной собственности.

Рис. 4.2. Издержки спецификации и издержки защиты прав соб­ственности:

АТС - средние трансакционные издержки спецификации и защи­ты прав собственности в расчете на одного человека; N - количе­ство человек в группе.

Из различных форм коммунальной собственности преимущест­вом в уровне такого рода издержек обладает кооперативная: коопе­ративная идеология снижает риск оппортунистического поведения, что, в свою очередь, уменьшает издержки спецификации и защиты прав собственности.

5. Издержки оппортунистического поведения. Оппортунизм, по Уильямсону, означает «предоставление неполной или искаженной информации, особенно когда речь идет о преднамеренном обмане, введении в заблуждение, искажении и сокрытии истины или других методах запутывания партнера. Он лежит в основе действительной или мнимой информационной асимметрии, которая существенно осложняет проблемы экономической организации» [Уильямсон О. И., 1996. с. 98]. Уильямсон выделяет ex ante и ах post оппортунистиче­ское поведение. Первое связано с информационной асимметрией до подписания контракта. Классическим примером ex ante оппортуни­стического поведения является случай рынка подержанных автомобилей, описанный Дж. Акерлофом в классической статье «Рынок " ли­монов": неопределенность качества и рыночный механизм». Продавец подержанного автомобиля, естественно, знает свою машину, в то вре­мя как для покупателя в большинстве случаев представляется крайне затруднительным (т. е. издержки получения информации запретитель­но высоки) определение действительных характеристик подержанного автомобиля. В результате владельцы лучших подержанных машин («слив») вынуждены продавать их по той же цене, по какой продаются худшие автомобили («лимоны») (см. [Акерлоф Дж., 1994]).

Действенным способом борьбы с такого рода оппортунистическим поведением является предоставление носителем потенциально недос­тупной другим сторонам сделки информации некоего залога. Для рынка подержанных автомобилей таким залогом будет предоставление про­давцами лучших машин гарантий своим покупателям. В случаях двусто­ронней асимметрии информации может возникнуть обмен залогами.

Ex post оппортунистическое поведение проявляется, в первую очередь, в двух основных формах: в форме отлынивания и вымога­тельства. Первая характерна для агентских отношений: «Если лич­ный вклад каждого агента в общий результат измеряется с большими ошибками, то вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью его труда. Отсюда — отрицательные стимулы, под­талкивающие к " отлыниванию" '. Если информация о действительном поведении агента является дорогостоящей, то тогда в известных гра­ницах он может действовать бесконтрольно, следуя своим собствен­ным интересам, не осязательно совпадающим с интересами органи­зации» [Капелюшников Р. И., 1994].

Отлынивание в большей степени характерно для больших групп, где доходы каждого конкретного индивида в меньшей степени зависят от его собственных действий, а издержки контроля высоки (зачастую, запретительно высоки). С другой стороны, отлынивание — это про­блема отношений между агентом и принципалом, проблема, информа­ционной асимметрии. Издержки отлынивания, таким образом, прямо пропорциональны размерам фирмы, а также сложности ее структуры управления. Для фирм одинакового размера, но с разными системами собственности издержки отлынивания будут достигать своего макси­мума при государственной собственности (речь идет, повторимся, только об общем случае: возможны любые исключения). Очевидно, что среди акционерных фирм наименьшие издержки отлынивания характерны для тех, где работники участвуют в управлении.

Способами борьбы с отлыниванием могут стать ужесточение контроля за деятельностью агента, создание такой системы стиму­лов, которая снижала бы его заинтересованность в отлынивании, либо, опять же, залог.

Вымогательство возникает в том случае, когда обе стороны обла­дают специфическими ресурсами, имеющими взаимодополняющий характер. То есть любая из сторон может потребовать увеличения причитающейся ей доли квазиренты на том основании, что без нее другая сторона вообще ничего не получит.

Очевидно, что в случае вовлечения обладателей специфических активов в процесс управления фирмой (там, где они являются совла­дельцами фирмы) трансакционные издержки вымогательства сни­жаются. Таким образом, некоторым преимуществом в этом виде из­держек обладают акционерные общества, в которых работники уча­ствуют в прибыли и управлении, а также кооперативы.

6. Издержки политизации. Под этим термином понимаются трансакционные издержки, возникающие в организации и связанные с самим характером принятия решений внутри организации. Если добровольный характер заключаемой на рынке сделки дает гарантию эффективности принятия решений, то отсутствие такой добровольности внутри организа­ции приводит к дополнительным издержкам. Причем это происходит как в том случае, когда решения принимаются на коллективной основе, так и тогда, когда решения принимаются централизованно, В первом случае возникают издержки коллективного принятия решений. Они состоят из трех элементов: «Во-первых... принятие решения большинством голосов не обеспечивает оптимальных результатов... Во-вторых, сам процесс вы­работки совместных решений может поглощать много времени, усилий и средств. Эти издержки тем больше, чем многочисленнее и неоднороднее состав участников, т. е. чем сильнее расхождение их интересов... В-третьих, ресурсы растрачиваются при попытках образования коалиций и в ходе их борьбы между собой» [Капелюшников Р. И., 1994].

Издержки коллективного принятия решений прямо пропорциональ­ны числу людей, участвующих в процессе принятия решений. Очевидно, что минимальными эти издержки будут при частной форме собственно­сти, а максимальными — при государственной, кооперативной, а также акционерной с участием работников в управлении фирмой.

Издержки влияния возникают из желания рационально дейст­вующих индивидов, не участвующих непосредственно в процессе принятия решений, получить выгоды от решений, принимаемых в административной системе. Они складываются из следующих со­ставляющих: «Во-первых, это потери в эффективности из-за искаже­ния информации агентами, которые поставляют ее вышестоящим инстанциям, и которые пытаются таким образом воздействовать на их решения... Во-вторых, это время и усилия, которые тратятся в попытках повлиять с выгодой для себя на решения, принимаемые другими. В-третьих, это затраты, необходимые для предотвращения политизации внутренней жизни, фирмы и сокращения издержек влияния» [Капелюшников Р. И., 1994]. Издержки влияния характер­ны, в первую очередь, для больших групп с централизованным управлением, где голос каждого члена группы не оказывает серьез­ного воздействия на принимаемое решение.

Величина трансакционных издержек влияния, так же как и некото­рых других видов трансакционных издержек (см. ранее), зависит от раз­мера фирмы и сложности ее управленческой структуры. Там, где отно­шения «принципал — агент» развиты сильнее, выше будут и издержки влияния. Понятно, что своего максимума издержки влияния достигают при государственной форме собственности, а минимума — при частной. Издержки влияния в кооперативах, как правило, не могут быть сущест­венными, поскольку кооперативные фирмы по большей части не на­столько велики. Кроме того, так как кооператоры сами управляют своей собственностью, в кооперативах, скорее всего, будет меньше уровень информационной асимметрии между агентами и принципалами. Также снижает издержки влияния и кооперативная идеология.

Таблица 2.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.