Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I. Судебная система Российской Федерации






КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

 

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Учебно-методический комплекс

Для магистрантов заочной формы обучения

Направление подготовки 030900.68 Юриспруденция

(квалификация (степень) «магистр»)

Магистерская программа: «Судебная власть»

 

 

Ростов–на–Дону

2013 г.

Автор:

Швандерова А.Р. к.с.н., доцент кафедры теории и истории права и государства Ростовского филиала ФГБОУВПО «РАП»

Рецензенты:

Власов В.И., д.ф.н., профессор, профессор кафедры «Теории и истории права и государства» Ростовского филиала ФГБОУВПО «РАП»

 

Зырянов В.Н., д.ю.н., профессор, Директор Ростовского юридического института Российской правовой академии Министерства юстиции РФ

 

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).

Одобрен на заседании кафедры «Теории и истории права и государства» Ростовского филиала ФГБОУ ВПО Российской академии правосудия (протокол № ___ от ___ ____________2013 г.).

Утверждён Учебно-методическим советом Ростовского филиала ФГБОУ ВПО Российской академии правосудия ___ ____________ 2013 г., протокол № ___.

 

 

© РФ ФГБОУ ВПО «РАП», 2013 г.

© Швандерова А.Р.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………….....................4

 

Объём дисциплины и виды учебной работы ……………………………..….11

 

Тематический план………………………………………………………………12

 

Программа курса….………………………………………………………….......13

 

Планы семинарских (практических) занятий………………………………...19

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины и

организации самостоятельной работы магистрантов……………….….……38

 

Контрольные задания……………………………………………………………44

 

Примерная тематика магистерских диссертаций……………………………..50

 

Литература……………………………………………………………………....52

 

Вопросы для подготовки к зачету с оценкой……………..............……...........56

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» «Судебная система Российской Федерации» является дисциплиной базовой (обязательной) части профессионального цикла.

Предметом дисциплины «Судебная система Российской Федерации» являетсясистема судов Российской Федерации, установленная Конституцией Российской Федерации, построенная в соответствии с компетенцией судов и поставленными перед ними задачами и целями.

Существенный вклад в проблематику этой дисциплины вносят нормативно – правовые акты, посвященные разработке правовых категорий, а также совершенствованию институтов судоустройства и судопроизводства.

В цикле изучения историко-правовых дисциплин «Судебной системы Российской Федерации»отводится роль - на основе теоретических знаний и навыков работы с законодательством - исследования понятия и порядка организации и принципов функционирования судебной системы в России, а также перспектив ее развития. Такое исследование предполагает:

1. Изучение истории развития судебной системы в России; раскрыть понятие и принципы функционирования судебной системы в Российской Федерации.

2. Рассмотрение порядка организации судебной системы Российской Федерации.

3. Характеристику перспектив развития судебной системы в Российской Федерации.

В состав настоящего учебно-методического комплекса входят два раздела курса, состоящие из восьми тем, планы семинарских занятий, литература к ним, а также контрольные вопросы для подготовки к зачету.

Предлагается следующая структура изложения материала: в первой части магистрант знакомится с основными этапами развития судебной системы России, процессами возникновения, эволюции и характерными особенностями судебной системы Российской Федерации; во второй части - изучает особенности современного зарубежного правосудия.

Такая методика позволяет не только представить в целом общую линию развития судебной системы РФ, но и провести историко-сравнительный анализ российской и зарубежных систем правосудия с выявлением особенностей, характеризующих различные судебные системы на всех этапах развития.

Расположение тем подчинено историко-хронологической, логической и сравнительной методикам изложения материала, апробированным в высших юридических учебных заведениях в России и за рубежом.

Историко-сравнительные методики сочетаются с проблемным освещением узловых тем курса. Каждая тема содержит соответствующие характеристики элементов, принципов, особенностей судебной системы, основные направления развития судебной системы в Российской Федерации и в зарубежных странах.

Учебная литература ко всему курсу дана общим списком (см. ниже), а источники (произведения мыслителей) и монографии (тематические исследования русских и зарубежных авторов) - к каждой теме.

Опыт преподавания данной дисциплины показал, что для получения глубоких знаний недостаточно только овладеть учебной литературой, необходимо также обращение к нормативным документам. При подготовке к семинарским занятиям непосредственное знакомство с нормативно – правовыми документами обязательно.

В результате изучения курса «Судебная система РоссийскойФедерации»магистр должен знать следующие дидактические единицы:

• понятие и основные признаки судебной власти;

• судебная система РФ, её структура;

• понятие звена судебной системы - основные суды, суды среднего звена, высшие суды;

• понятие правосудия, его признаки, принцип;

• виды правосудия. Особенности процедуры его осуществления;

• правовой статус судей РФ, присяжных и арбитражных заседателей;

• органы судейского сообщества;

• квалификационные коллегии судей и их компетенции;

•различия в порядке осуществления уголовного, гражданского, арбитражного, административного и конституционного правосудия;

•. тенденции развития судебной системы в Российской Федерации

• особенности континентальной правовой системы;

• особенности англо-саксонской правовой системы;

• судебная система США.

Характеристика профессиональной деятельности магистров

Область профессиональной деятельности магистров включает разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, проведение научных исследований, образование и воспитание.

Объектами профессиональной деятельности магистров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

Магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

а) правотворческая;

б) правоприменительная;

в) правоохранительная;

г) экспертно-консультационная;

д) организационно-управленческая;

е) научно-исследовательская;

ж) педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:

а) правотворческая деятельность:

- подготовка нормативных правовых актов;

б) правоприменительная деятельность:

- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

- составление юридических документов;

в) правоохранительная деятельность:

- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

- охрана общественного порядка;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

- защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

г) экспертно-консультационная деятельность:

- оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

- осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;

д) организационно-управленческая деятельность:

- осуществление организационно-управленческих функций;

е) научно-исследовательская деятельность:

- проведение научных исследований по правовым проблемам;

- участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ж) педагогическая деятельность:

- преподавание юридических дисциплин;

- осуществление правового воспитания.

Требования к результатам освоения образовательных программ магистратуры

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в правотворческой деятельности:

- способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

- способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

- способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

- способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

в экспертно-консультационной деятельности:

- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

- способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

в организационно-управленческой деятельности:

- способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

- способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

в научно-исследовательской деятельности:

- способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

в педагогической деятельности:

- способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

- способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

Изучение курса завершается зачетом с оценкой, подготовиться к которому помогут контрольные вопросы, расположенные в хронологическом порядке.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов по заочной форме обучения
Зачетные единицы - общая трудоёмкость 3 з.е. – 108 ч.
Всего аудиторных занятий Из них:  
Лекции  
Семинарские (практические) занятия  
Самостоятельная работа  
Форма итогового контроля Зачет с оценкой

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Разделы (темы) дисциплины лекции семинары С/р
  Раздел I. Судебная система Российской Федерации      
  Основные этапы развития судебной системы России. Понятие и характерные черты судебной системы Российской Федерации.        
  Виды правосудия. Особенности процедуры его осуществления.      
  Правовой статус судей РФ, присяжных и арбитражных заседателей. Органы судейского сообщества. Квалификационные коллегии судей.        
  Суды общей юрисдикции      
  Арбитражные суды в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации.        
  Раздел II.Современное зарубежное правосудие.        
  Особенности континентальной судебной системы      
  Особенности англо-саксонской судебной системы    
  Судебная система США.    
  ИТОГО:      
Форма итогового контроля Зачет с оценкой

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

Раздел I. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.