Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель спроса и предложения на рынке образовательных услуг






Спрос на образовательные услуги представляет определённое количество услуг образования, которое желает и может приобрести потребитель по конкретной цене в конкретный период времени.

Особенностью спроса на образовательные услуги является его многокомпонентность: он формируется со стороны трёх субъектов:

ê индивида;

ê организации;

ê государства.

Особая роль среди субъектов рыночных отношений отводится личности потребителя образовательных услуг. Принципиальное отличие индивидуального потребителя от прочих покупателей образовательной услуги заключается в том, что он не только субъект, но ещё и объект образования, так как в процессе обучения именно он подвергается воздействию и от его стараний, заинтересованности, способностей зависит результат всего процесса. Кроме того, индивидуальный потребитель использует образовательный потенциал не только в целях получения материальных выгод, но и для удовлетворения потребностей в самореализации, для саморазвития и самоутверждения.

Предприятия и организации – заинтересованная сторона в определении целей и результатов вузовской подготовки. Сегодня существенно повысилась значимость вклада представителей бизнеса, работодателей в определение задач и содержание образования. Фактически в развитии образования участвуют две равноправные стороны: работодатели (представители бизнеса) и академическое сообщество, которые должны хорошо знать нужды и интересы друг друга, действовать сообща и согласованно.

Интересы государства определяются влиянием качества человеческого капитала на развитие экономики страны, особенно в условиях обострения конкурентной борьбы между странами.

Функция спроса является функцией от цены на образовательную услугу (рисунок 1).


Рисунок 1 – Функция спроса

Согласно рисунку, между ценой на услугу и объёмом спроса имеет место обратная зависимость, то есть чем выше цена образовательной услуги, тем меньше спрос на неё.

В общем виде:

QD = f(P),

где QD – величина спроса на образовательную услугу;

P – цена образовательной услуги.

Кроме цены на спрос на образование, оказывают влияние и другие факторы:

1) динамика доходов потребителя и членов его семьи как основного плательщика, так как особенностью рынка образовательных услуг является разграничение функций потребления услуги и платы за её предоставление;

2) число покупателей образовательной услуги;

3) вкусы и предпочтения потребителей, их личностное стремление к получению высшего образования в целях удовлетворения потребностей в самореализации, для саморазвития и самоутверждения;

4) ожидания на получение достойной заработной платы. Чем выше корреляция между уровнем образования индивида и заработной платой, тем больше будет спрос на образовательные услуги;

5) спрос на квалифицированную рабочую силу со стороны рынка труда. Спрос на образовательные услуги со стороны индивида имеет вторичный характер, который определяется спросом на специалистов со стороны работодателей на рынке труда. Чем выше спрос на высококвалифицированную рабочую силу на рынке труда, тем выше спрос на услуги высшего профессионального образования на рынке образовательных услуг;

6) существенное влияние на объём спроса оказывает и фактор интернационализации всех сфер хозяйственной жизни, которая затронула и сферу образования. Так, студенческая иммиграция будет способствовать росту спроса, в то время как эмиграция, наоборот, будет снижать спрос на национальном рынке образовательных услуг.

Предложение на рынке образовательных услуг формируется со стороны производителей, то есть высших учебных заведений.

Предложение это количество образовательных услуг, которое готов предоставить производитель образовательных услуг по определённой цене в определённый период времени.

На предложение образовательных услуг прежде всего оказывает влияние цена. Зависимость величины предложения от цены – прямая: чем выше цена, тем большее количество образовательных услуг готовы предложить продавцы.

Зависимость количества произведённых образовательных услуг от уровня цены может быть изображена графически (рисунок 2).

Рисунок 2 – Функция предложения

В общем виде:

QS = f(P),

где QS – величина предложения образовательных услуг;

P – цена образовательной услуги.

Кроме цены, на предложение образовательных услуг оказывают влияние и неценовые факторы:

1) цены на ресурсы, необходимые для производства образовательной услуги. Возрастание цен на ресурсы приведёт к сокращению рыночного предложения и наоборот;

2) изменение технологии производства образовательных услуг. Новые инновационные технологии позволяют увеличивать предложение образовательных услуг;

3) размер налогов и субсидий. Налоги на производство образовательных услуг будут снижать объём предложения на рынке. В свою очередь, налоговые льготы, субсидии со стороны государства будут способствовать увеличению предложения образовательных услуг;

4) количество продавцов образовательных услуг на рынке;

5) интернационализация хозяйственной жизни приводит к росту предложения на рынке образовательных услуг за счёт проникновения на рынок иностранных производителей образовательных услуг.


Спрос на рынке образовательных услуг складывается из спроса на образовательные услуги со стороны индивида, спроса на образовательные услуги со стороны предприятий и спроса на образовательные услуги со стороны государства (рисунок 3).

Рисунок 3 – Общественный спрос на рынке
образовательных услуг

Как представлено на рисунке, DI – это спрос со стороны индивида, Df – DS – это общественный спрос, который можно представить в следующем виде:

DS = DI + DG + Df,

где DS – общественный спрос на образовательные услуги;

DI – индивидуальный спрос на образовательные услуги;

DG – спрос на образовательные услуги, предъявляемый со стороны государства;

Df – спрос на образовательные услуги, предъявляемый со стороны работодателей.

Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1 (при объёме производства Q1 и цене P1), когда индивидуальный спрос совпадает с предложением образовательных услуг. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Не удивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества.

Между тем эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке E2 с объёмом производства Q2 и ценой услуги P2. Рост цены с P1 до P2 приведёт к снижению спроса со стороны индивида. Решением данной проблемы может стать применение корректирующих субсидий в размере:

Gr = (P2P1) × (Q2 – Q1),

где Gr – размер корректирующей субсидии со стороны государства.

Ёмкость рынка образовательных услуг – это возможный объём реализации образовательных услуг при данном уровне цен. Ёмкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной предложения образовательных услуг. Для определения ёмкости рынка образовательных услуг применяется следующая формула:

Ep = Vn × P,

где EP – ёмкость рынка;

Vn – количество реализуемых образовательных услуг в год;

P – цена образовательной услуги.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.