Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ урока, реализующего принципы системно-деятельностного подхода






В новом образовательном стандарте речь идет не только об освоении учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а о формировании у них совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. При этом знания, умения, навыки (ЗУНы) из цели превращаются в средство развития способностей и личности учащегося. Анализируя содержание УУД, на развитие которых ориентирует стандарт, можно определить, что нововведения касаются главным образом развивающих и воспитательных задач, входящий в триединую цель основной единицы образовательного процесса – урока. Это требует разработки нового подхода к анализу результативности урока, рефлексии не только дидактических (предметных) оснований построения образовательных систем (включая технологии), но и психологических.

В теории и практике образования разработаны многочисленные схемы психолого-педагогического анализа урока (Н.Ф. Добрынин, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, Л.Т. Охитина, С.В. Иванов, И.А. Зимняя, Е.С. Ильинская и др.), которые строятся авторами на разных основаниях. Появляются варианты листов анализа, ориентированные на задачи реализации ФГОС (см. Приложение 3)

С введением ФГОС ОО актуальным становится анализ условий решения развивающих и воспитательных задач урока – в новой терминологии – универсальных учебных действий. Развитие действий самоопределения (пример типовой задачи – актуализация и осознание своего отношения к изучаемой проблеме, теме) реализуется в появлении способности к самооценке, формируемой я-концепции обучающегося. Поэтому когда мы говорим об условиях и путях достижения развивающих задач и актуализации универсальных учебных действий, то они практически совпадают.

В образовательной практике применяются разные средства, инструменты, стимулирующие процесс рефлексии педагога. В данном случае, мы имеем в виду используемые листы анализа урока. Как правило, они содержат некоторую систему параметров и показателей, ориентируясь на которые педагог получает возможность (в качестве эксперта или в ходе самодиагностики) оценить образовательный процесс. Зачастую применяются мало операционализированные схемы анализа, которые предполагают ориентацию на субъективные критерии экспертов – оценщиков, при этом считается, что они у субъекта оценивания сформированы. В качестве примера можем сослаться на схему, предлагаемую для анализа урока Чураковой Р.Г. (Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с).

В ней в качестве ведущего аспекта анализа урока (наряду с прочими) определяется, к примеру: «Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока», а содержание наблюдения формулируется как «Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные». По умолчанию считается, что педагоги уже отрефлексировали условия формирования УУД на уроке. В то время как это и является основной проблемой и основной задачей на этапе реализации нового стандарта: научиться выделять, анализировать и затем проектировать эти условия. Для этого они должны быть прописаны на уровне параметров и показателей наблюдаемого поведения, более или менее однозначно прочитываемых экспертами. Хорошая схема наблюдения должна давать высокие показатели корреляции данных, полученных разными экспертами.

Предлагаемый лист анализа урока содержит переменные, выделенные на уровне реальных методических приемов педагога, имеющих определенное диагностическое значение с позиции условий для формирования УУД или решения развивающих задач. Скажем, условия для актуализации регулятивных универсальных учебных действий проявляются в параметре «целеобразование» через показатель «преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию, ведущую к целеобразованию». Эти условия обеспечивает и развитие поисковой активности (познавательные УУД). Все показатели второго параметра «обеспечение самостоятельности учеников» «работают» на регулятивные УУД, а также личностные и коммуникативные. Таким образом, параметры листа оценки прописаны на уровне условий, обеспечивающих в той или иной мере актуализацию УУД. В листе оценки урока проставлены указания на формируемые УУД (помечены в сокращениях четвертого столбца таблицы).

Предлагаемый лист анализа урока сосредоточен на его развивающем и воспитательном аспекте. Вместе с тем, это не свидетельствует о незначимости предметного основания урока. Развитие личности ребенка, формирование УУД на уроке происходит через предметное содержание, и от того, насколько оно качественно представлено, в том числе зависит результативность урока. Практика показывает, что продуктивные задания, обеспечивающие актуализацию УУД, могут не соответствовать предметным целям и задачам и тогда урок превращается скорее в воспитательное занятие.

Если в третьем столбце таблицы (сразу после параметров и показателей) проставляются баллы, которые определяют «вес» показателя для актуализации универсальных учебных действий, то четвертый ее столбец содержит указание на формируемые УУД. В пятом столбце представлено указание на степень соответствия того или иного показателя предметной цели и предметному содержанию урока. В данном случае предлагается три варианта оценки: «+» - достаточно полное соответствие; «+, ­» - скорее соответствует, чем нет, «­» - не соответствует. В случае отрицательных значений по данному столбцу – показатель в первом оценочном столбце аннулируется. Если выбирается показатель «+, ­», показатель уменьшается вдвое. Скажем, выбирается показатель участие школьников в разработке критериев оценки результатов учебной деятельности, однако процесс формирования критериев отходит от значимой для данной темы предметной задачи. В этом случае показатель может быть отмечен (обведен в кружок) и перечеркнут, педагог в итоге не получает балла по данному показателю.

Лист оценки урока содержит девять параметров, достаточно значимых с точки зрения формируемых УУД. Однако не рекомендуется выбирать для оценки более семи параметров. Это связано с характеристиками внимания человека – эксперта. При возрастании числа объектов внимания наблюдение оказывается затруднительным. Выбираемые параметры можно предварительно согласовать с педагогом, урок которого подвергается оцениванию.

Каждый параметр урока «разложен» на варианты его проявлений или показателей урока. Эти варианты формулируются в виде веера решений, способов проявлений параметра на уроке.

Заполнение шкал предполагает суммирование вариантов, наблюдаемых на уроке. Лист позволяет получить количественную и качественную оценку урока с позиции решения развивающих задач. Выявить, какие из них уже успешно решены, определить «топографию» урока. Учителю он помогает осмыслить специфику своих методов преподавания по отношению к задачам развития универсальных учебных действий. Субъектами оценки урока являются педагоги, психологи, методисты школы. Организация работы с листом оценки предполагает сочетание самооценки педагога и экспертной оценки специалистов. Предлагаемый лист оценки урока в силу того, что его показатели прописаны на уровне реально наблюдаемого поведения, создает благоприятные условия для проведения такой работы. Самооценка урока возможна непосредственно после его окончания, требует перехода педагога в рефлексивную позицию. При этом важно, чтобы учитель был до урока ознакомлен с параметрами листа наблюдения. В полной мере с ним можно работать при сознательной ориентации учителя на принципы системно-деятельностного подхода. Процедура экспертной оценки происходит непосредственно на самом уроке. Экспертная оценка может быть представлена учителю после ознакомления эксперта с данными самооценки.

Скажем, педагог, при помощи листа наблюдений оценивает свои варианты работы с ошибками детей на уроке. Присутствующие на занятии специалисты – психологи, коллеги-педагоги, заполняют свой лист наблюдений. Результаты сопоставляются, обсуждаются, являются основанием для оценки эффективности учебно-воспитательного процесса (УВП) и позволяют судить об уровне профессиональной рефлексии педагога. Накапливающиеся листы наблюдения очерчивают динамику образовательного процесса в направлении развивающих задач урока, выявляют проблемные зоны, задачи, которые пока трудны для реализации. А это, в свою очередь, может быть востребовано при определении содержания и видов методической работы, педагогического самообразования и просвещения.

Максимальный балл, который педагог может набрать за урок – 21. При достижении отметки в 16 баллов можно говорить о решении задач, соответствующих принципам системно-деятельностного подхода.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.