Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правоприменение (понятие, особенности, субъекты, стадии). Правоприменительные акты.






Применение права – важнейшая форма реализации правовых норм. Применение права – деятельность компетентных органов, направленная на воплощение в жизнь предписаний, закрепленных в нормах права.

Путем применение права государство в своей деятельности осуществляет две основных функций: 1) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; 2) охрану и защиту права от нарушения.

Применения права как особая форма реализации отличается от иных форм реализации права (соблюдения, исполнения и использования) рядом характерных черт:

1Применение права осуществляется специальными субъектами – гос органами, органами МСУ, должностными лицами этих органов. Субъекты правоприменит деятельности наделены гос-властными полномочиями, что подтверждает властный характер применения права. 2Правоприменение осуществляется в рамках конкретных правовых отношений, которые получили название правоприменит отношения. Они носят публично-правовой характер. 3Правопримени деятельность осуществляется в особой процессуальной форме. Это обеспечивает законность и правопорядок в государстве и обществе, и, кроме того, обеспечивает защиту интересов личности. 4Применение права – это неоднократное действие, а опр процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последоват стадий реализации права. 5Применение права сопровождается принятием или изданием индивидуального юр акта – акта применения права. 6Правоприменение представляет собой сложную и многообразную форму реализации права и осущ-ся в сочетании с иными формами реализации.

Под применением права следует понимать осуществляемую в специально установленных законом формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).

Правоприменение, как особая государственная деятельность, основывается на ряде принципов: законность; целесообразность; обоснованность; социальная справедливость; гласность.

Процесс правоприменения состоит из нескольких логически связанных друг с другом стадий, в рамках каждой из которых разрешаются конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права.

1. Установление фактической основы дела. В ходе этой стадии уст и исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми. 2. Установление юр основыдела. На этой стадии правоприменительного процесса дается правовая оценка установленным фактическим обстоятельствам дела, решается вопрос о распространении конкретной нормы права на конкретное дело. 3. Принятие решения по делу. В процессе принятия решения осуществляется правоприменение в собственном смысле слова, по отношению к этой стадии предыдущие стадии являются подготовительными. Решение по делу сопровождается принятием индивидуального юр акта, служащего основанием для возникн правоотношения.

Ряд авторов справедливо указывают на существование четвертой стадии - исполнения решения по делу. Иногда принятие решения по конкретному делу автоматически предполагает его исполнение, но чаще исполнение осуществляется в специальной правовой процедуре и происходит в установленный законом срок после принятия решения.

Офиц формой и итогом выражения правопримени­тельной деятельности выступают акты применения права, по­средством которых закрепляются решения компетентных орга­нов по конкретному юр делу. Акт применения права -это официальное ре­шение компетентного органа по конкретному юр делу, содержащее гос-властное веление, выраженное в опре­деленной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в частности от нормативно-правовых. Это отличие состоит в следующем.

1.Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.

2. Акт применения права претворяет, реализует общие предписания НПА в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкрет­ных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям.

Классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по раз­личным основаниям.

1. По субъектам: а) акты гос органов и обществен­ных организаций; б) акты главы государства-Президента РФ; в) акты фед органов власти и управления; г) акты орга­нов власти и управления субъектов РФ; д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры; и) акты органов надзора и контроля; ж) акты коллегиальные и единоличные; з) акты местного самоуправления.

2. По предмету правового регулирования: а) акты конституционно-правовые; б) акты адм-правовые; в) акты уголовно-правовые, г) акты применения матер и процес права.

3.По форме правоприменительной деятельности: а) акты исполнительные; б) акты правоохранитель­ные.

4. По функциональному признаку: а)акты-регламентаторы; б) правообеспечит акты.

5. По форме внешнего выражения: акты-документы и акты-действия.

6. По своему юр значению: основные и вспомогательные

7. В зависимости от действия во времени: акты однократного действия (наложение штра­фа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.