Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм правового регулирования.






Механизм правового регулирования – это система юр средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Выделяют пять основных элементов механизма правового регулирования: 1Нормы права – устанавливают правила; 2Юр факт или фактический состав; 3Правоотношение; 4Акты реализации прав и обязанностей, т.е. действия субъектов в форме соблюдения, исполнения, использования; 5Акты применения права – употребляются в случае правонарушения.

Стадии механизма правового регулирования:

1.Правотворчество – создание нормативной основы. Итогом этой стадии становятся нормы права.

2. Правоотношения – возникновение субъективных прав и юр обязанностей. Возникают на основе юр фактов и фактического состава.

3. Реализация субъективных прав и юр обязанностей субъектов правоотношений-соблюдение запретов, исполнения обязанностей и использования прав. Акты реализации есть основное средство, при помощи которого права и обязанности осуществляются в жизнь.

4. Применение юр ответственности к конкретному правонарушителю. Если реализация права в силу каких-либо причин не происходит и совершается правонарушение, то возникает необходимость в этой стадии.

5. Правовое регулирование – это целенаправл воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых юр средств.

Понятие правовые воздействие шире – это не только специально-юр влияние права на общественную жизнь, но и информац-психолог, воспитательное, соц и иное воздействие правовой действительности на жизнь общества.

Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием нормативной правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юр средства – правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе.

Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный) аспект заключается в общеидеологическом влиянии всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности. Данный аспект необходимо отличать от информационно-психологического (мотивационного).

Социальный аспект представляет собой взаимосвязь правовых и других социальных (экономических, политических, нравственных) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют социальную среду действия права: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль.

 

43.Правотворчество: понятие, виды, принципы.

Правотворчество – деятельность, направленная на установление, изменение, отмену правовых норм. Правотворч деятельность может осуществляться в самых различных формах и зависит от многих факторов: типа правовой системы общества, правовых традиций, степени развития демократии и культуры в целом. Правотворчество является составной частью более широкого процесса – правообразования. Ученые условно выделяют две фазы в процессе правообразования: 1) возникновение потребностей в правовом регулировании общественных отношений (объективный процесс), а именно объективные изменения в структуре общественных отношений, осознание новых потребностей, формирование правовых идей; 2) правотворческая деят компетентных органов (сознательно-волевой процесс). Следовательно, правотворчество это финальная стадия процесса образования права. Такое понимание позволяет признать за государством роль не создателя права, а субъекта, который лишь оформляет, придает соответствующую юр форму нормам права, выработанным самим обществом.

Классификацию правотворчества проводят по различным основаниям. В зависимости от субъекта правотворчества выделяют следующие виды. 1Правотворческая деятельность компетентных государственных органов – это наиболее распространенный и целесообразный вид правотворчества. 2Непосредственное правотворчество народа (референдум) является специфическим видом и осуществляется лишь по наиболее важным вопросам (например, принятие конституции). 3Делегированное правотворчество характеризуется передачей парламентом права издания законов правительству по определенному кругу вопросов на конкретный срок и при осуществлении контроля самим законодательным органом. Такая практика существует в Италии, Франции, Бразилии. В России к делегированному правотворчеству можно отнести правотворчество органов местного самоуправления. 4Локальное правотворчество осуществляется в учреждениях, организациях. В данном случае имеет место санкционированное (разрешенное, подтвержденное) правотворчество.

В федеративных государствах правотворчество подразделяется также на общефедеральное и правотворчество субъектов федерации.

В зависимости от формы права принято выделять принятие (изменение, отмену) НПА; признание правовым сложившегося обычая; принятие решения по конкретному делу, которое послужит примером при последующем разрешении подобных дел (создание правового прецедента); заключение нормативного договора (договорное правотворчество).

Наряду с этим выделяют также чрезвычайное правотворчество, представляющее собой принятие НПА для регулирования общественных отношений в условиях режима чрезвычайного положения.

Правотворчество основано на определенных принципах – руководящих, исходных началах, соблюд которых обеспеч создание НПА высокого качества. К числу основных принципов относятся следующие. Демократизм, то есть активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности (гласность, т.е. открытость правотворческого процесса для граждан, их информирование не только о принятых, но и разрабатываемых нормативных правовых актах). З аконность и конституционность, исходящие из необходимости строгого и неуклонного следования конституции и обыкновенным законам в процессе правотворческой деятельности. НПА должны издаваться строго в пределах компетенции уполномоченного органа, с соблюдением установленной процедуры. Гуманизм выражается в направленности издаваемых НПА на защиту прав и свобод граждан, на макс удовлетворение их матер и духовных потребностей. Профессионализм предусматривает обязательное участие квалифицир, высокопроф специалистов на всех стадиях правотворч процесса. Научная обоснованность предполагает объективный анализ потребностей общества, всесторонний учет соц, эк и полит ситуации в стране, а также общественное мнение относительно предполагаемого закона.

Особо следует выделить принцип постоянного технического совершенствования принимаемых актов. Суть данного принципа заключается в том, чтобы в процессе подготовки и принятия НПА в макс степени использовать выработанные юр наукой и апробированные правотворч практикой наиболее эф-ые методы и приемы разработки проектов новых НПА, оптимального изложения их содержания и отвечающего общепринятым в мире стандартам технического их оформления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.