Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эластичность спроса. Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения






 

Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса.

Различают эластичность:

· ценовую,

· перекрестную,

· по доходу.

Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности.

,

где Δ P/P - изменение цены (в %);
Δ Qd/Qd - изменение спроса (в %);

Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности) может быть разная: спрос может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным.

О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотношению изменения спроса к изменению цены или по показателю общей выручки от реализации (Р х Q). В зависимости от характера эластичности спроса выручка от реализации при изменении цены может расти, падать, не изменяться.

Таблица 1

Виды ценовой эластичности спроса [5]

Степень эластичности спроса варьируется в зависимости от типа товара.
Cпрос на инсулин - совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина;
Cпрос на предметы первой необходимости (продукты питания) - неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;

Cпрос на предметы роскоши - эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;

Cпрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов;

Если цена фиксирована, например, установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.[6]

В зависимости от характера эластичности спроса кривая спроса будет иметь разный наклон.


Рис. 4. Кривые спроса с разной ценовой эластичностью

Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов:

количества заменителей данного товара. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;

удельного веса товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;

характера товара - является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;

фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.

Перекрестная эластичность спроса - характеризует степень изменения спроса на товар a при изменении цены товара b ().

,

где - изменение спроса на товар a (в %);

- изменение цены на товар b (в %).

Для взаимозаменяемых товаров > 0; для взаимодополняющих - < 0; для независимых (нейтральных) товаров = 0.

Эластичность спроса по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода ().


,

где - изменение дохода (в %);

- изменение спроса (в %).

Для нормальных товаров > 0; для товаров низшей категории < 0.

 

1.4. Предложение: понятие, факторы, эластичность

Предложение (Qs) - это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.

Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому между ценой и предложением существует прямая зависимость: при увеличении цены предложение растет, при снижении - падает.

.

Зависимость между ценой и предложением, так же как и в случае спроса, можно описать алгебраически, табличным и графическим способами. Если функция предложения носит линейный характер, то алгебраически уравнение предложения имеет вид:

,

где - величина предложения;

- цена товара;

a и b - постоянные коэффициенты.

Таблично и графически закон предложения представлен в табл. 2 и на рис. 5

Цена товара и величина предложения


Рис. 5. Кривая предложения

Кривая предложения (S) характеризует то количество товара, которое продавцы готовы предложить при каждом уровне цен. При изменении цены происходит движение вдоль кривой предложения.[7]

Как и в случае спроса, существуют неценовые факторы, влияющие на объем предложения (детерминанты предложения):

Величина издержек производства товара. Чем выше издержки (затраты), тем меньше объем предложения. В свою очередь, уровень издержек производства зависит от:

применяемой технологии;

цены ресурсов, используемых в данном производстве.

Налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение.

Наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и динамика их цен. Появление товара-заменителя или снижение его цены сократит предложение сопряженного товара.

Количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т. д. Увеличение числа продавцов на рынке приведет к увеличению рыночного предложения.

Ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем ведет к сокращению предложения в настоящем.[8]

Изменение предложения под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения (рис. 6).

Рис. 6 Влияние изменения неценовых факторов на предложение: а) увеличение предложения; б) уменьшение предложения

Если неценовые факторы приводят к увеличению предложения, то кривая предложения сдвигается вправо вниз (от S к S1). Предложение при постоянной цене (P1) возрастает от Q1 до Q2. Если неценовые факторы приводят к снижению предложения, то кривая предложения сдвигается влево вверх (от S к S2). Предложение при постоянной цене (P2) сокращается от Q1 до Q2.

Степень изменения предложения под влиянием изменения цены характеризует эластичность предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения - Es:

,

где Δ Qs/Qs - изменение объема предлагаемой продукции (в %);
Δ P/P - изменение цены (в %).;

Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции прямая, то коэффициент эластичности предложения всегда больше 0.

Предложение может быть:

эластичное (Es > 1);

неэластичное (Es < 1);

характеризоваться единичной эластичностью (Es =1);

совершенно эластичным (Es = );

совершенно неэластичным (Es = 0).


Рис. 7. Кривые предложения с разной степенью эластичности

Характер эластичности предложения зависит от:

способности производства к быстрой переналадке;

возможности хранения продукции (предложение скоропортящихся продуктов менее эластично, чем продуктов длительного хранения);

фактора времени, т.е. времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

Выводы по главе 1:

1. Основным фактором, определяющим спрос потребителя, является цена. Между ценой и спросом существует обратная зависимость, обусловленная действием эффекта дохода, эффекта замещения и закона убывающей предельной полезности. Изменение цены приводит к изменению величины спроса и отражается движением вдоль (по) кривой спроса.

2. Кроме цен, на рыночный спрос влияют: предпочтения покупателей, количество покупателей, их доход, цены других товаров, ожидания покупателей. Изменения одного или нескольких из этих факторов ведет к изменению в спросе и смещению кривой спроса вправо - при увеличении спроса, влево - при его сокращении.

3. Степень изменения спроса под влиянием изменения факторов спроса называется эластичностью, которая измеряется коэффициентом эластичности. Различают: ценовую эластичность спроса, перекрестную эластичность и эластичность по доходу. Ценовая эластичность отражается на величине выручки от реализации. Характер ценовой эластичности спроса зависит от наличия заменителей, доли товара в бюджете покупателя, степени необходимости товара, времени, имеющегося в распоряжении покупателя и др.

4. Так же, как и спрос, предложение зависит от цены. Между ценой и предложением существует прямая зависимость. Важнейший неценовой фактор, влияющий на предложение, - это издержки производства. Степень изменения предложения при изменении цены измеряется коэффициентом эластичности предложения. Эластичность предложения зависит, прежде всего, от времени, имеющегося у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.