Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неценовые детерминанты спроса






Кривая спроса показывает зависимость рыночного спроса на конкретный товар от его цены. Но на динамику спроса воздействуют и другие факторы, называемые неценовыми детерминантами спроса, основными из которых являются следующие: [4]

- вкусы, или предпочтения, потребителей;

- число потребителей на рынке;

- денежные доходы потребителей;

- цены на сопряженные товары;

- потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.

Прямая связь величины спроса с изменением предпочтений, числа и денежных доходов потребителей очевидна и не требует пояснений. Понятно также, что увеличение спроса на один товар под влиянием изменения вкусов покупателей при неизменном их доходе сопровождается обязательным уменьшением спроса на другие товары.

Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в скором будущем побуждают их к покупке товаров немедленно в больших количествах, т. е. создают ажиотажный спрос, что в условиях свободных рыночных цен ведет к их действительному росту. Ожидание падения цен и снижения доходов, напротив, ведет к сокращению текущего спроса на товары.

 

Рис. 2. Сдвиг кривой спроса под влиянием неценовых факторов

 

Обратная зависимость между ценой товара и спросом на него объясняется тремя причинами.

1. Эффект дохода - воздействие, которое изменение цены товара оказывает на реальный доход потребителя и, соответственно, на количество товара, которое потребитель купит. Чтобы понять эффект дохода, необходимо вспомнить два понятия: номинальный доход - доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход - то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос его возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар.

2.Эффект замещения - влияние, которое изменение цены одного товара оказывает на структуру спроса. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет замещаться другими товарами, и спрос на первый товар упадет. Хрестоматийные примеры: чай и кофе, нефть и уголь, кирпич и дерево и т. д. Если цена на кирпич возрастает, то потребители будут предъявлять больший спрос на дерево и меньший на кирпич.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

3. Действие закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то и потребитель готов платить за нее меньшую цену.

Нет правила без исключения. Существуют так называемые товары Гиффена, спрос на которые при повышении цен растет.

Английский экономист ХIХ в. Р. Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на картофель тоже росли. Дело в том, что цены на другие продукты питания росли еще больше, поэтому картофель заменял все другие продукты. Таким образом, спрос на товары низшего качества, занимающие большой удельный вес в доходах потребителей, может возрастать и при повышении цен. (Обратите внимание на динамику спроса на хлеб в России в условиях инфляции 90-х годов).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.