Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационный блок






План:

1. Понятие драматургии культурно-досуговых программ.

2. Отличительные черты драматургии культурно-досуговых программ и театра.

3. Сценарий - основная форма драматургии культурно- досуговых программ.

4. Основные этапа работы над сценарием:

· Продумывание идейно – тематической основы

· Поиск сюжета и сценарного хода

· Разработка конфликта

· Разработка композиции будущего сценария(экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

5. Монтаж материала, требования к нему.

 

 

1. Драматургия является основой, на которой в различных формах можно реализовать разнообразные направления культуно-досуговой деятельности. Подбор и использование драматургического материала является важнейшим фактором эффективности культурно – досуговой деятельности. Прежде всего здесь следует учитывать:

 

· Форму деятельности (массовая, групповая, индивидуальная)

· Место проведения(домашний досуг или учреждения культуры)

· Состав аудитории.

 

С точки зрения драматургии, культурно – досуговая программа - это результат своеобразной продукции, созданной на основе сценарно - режиссерского замысла, обогатившегося социально – культурным творчеством самих участников программы и зрителей.

 

Драматургия - это сюжетно – образная концепция(взгляд) массового действа, где само драматургическое действие создается через выступление и проигрывание сюжетного – образного решения программы.

 

3.Основной формой драматургии культурно - досуговых программ является сценарий.

 

СЦЕНАРИЙ – это подробная литературно -текстовая и организационная разработка содержания и хода культурно – досуговой программы. В сценарии последовательно излагаются отдельные художественные и реальные элементы действия, указаны способы перехода от одной части действия к другой, приводится примерное направление всех импровизированных вступлений и других действий. В сценарии вводятся используемые художественные произведения или отрывки из них. В нем предусматриваются средства активизации участников, планируется оформление и специальное оборудование помещений культурно – досугового учреждения.

 

Отсутствие тщательно разработанного сценария, подмена его чисто организационным планом, не раскрывающим содержания каждого элемента, может привести к несогласованности отдельных его частей, механическому их соединению, к объединению выразительных возможностей материала и недостаточно яркому раскрытию идеи.

 

В основе драматургии предметной деятельности, т.е. на занятиях в коллективах художественной самодеятельности или технического творчества(обучающих методиках) лежит сценарный план. И здесь все выразительные средства используются в соответствии с законом драматургии.

 

4. Работа над сценарием начинается с продумывания идейно - тематической основы культурно- досуговой программы, четкого определения ее темы и идеи, которые тесно связаны, но и отличны друг от друга.

 

ТЕМА - это круг явлений и вопросов, отобранных и освещенных автором. Или то, о чем автор хочет рассказать участникам массового мероприятия.

 

ИДЕЯ - это основная мысль, оценка изображаемых событий. Или другими словами то, ради чего автор хочет рассказать участникам о чем-либо.

Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как к общему главному выводу, сценарист и режиссер должны подвести участников.

Типичная ошибка некоторых практических работников состоит в том, что они нередко с самого начала стараются подать зрителю идею в готовом виде. Их же творческая задача состоит в том, чтобы побудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы стать участником события и самому осмысливать идею.

Одна из специфических особенностей сценария культурно- досуговой программы состоит в его документальной основе. Поэтому для выбора сюжета нужно найти основное событие, ибо дальнейшие поиски яркого интересного сюжета будут определяться основным событием. Располагая публицистическим и художественным материалом, организуют его так, чтобы сюжет развивался от события к событию, в непрерывном, едином сценическом действии.

Для построения сценария необходим особый сценарный ход, который как бы красной нитью проходит через все содержание и становится цементирующим, объединяющим началом.

Развитие сюжета в сценарии невозможно без определения и разработки конфликта, т.е. основного для развития событий столкновения интересов, взглядов, стремлений. Конфликт может выражаться в преодлении трудностей, препятствий при осуществлении положительных целей общества.

Следующим шагом в работе над сценарием является продумывание композиции, т.е. реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция есть организация действия, а значит, и соответствующее расположение материала. Композиция сценария включает в себя:

· Экспозицию;

· Завязку;

· Развитие действия (или основное действие)

· Кульминацию;

· Развязку.

 

Экспозиция – это ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта.

Экспозиция обычно перерастает в завязку - они неотделимы друг от друга, должны быть предельно четкими, лаконичными. Их задача - собрать внимание зрителя, подготовить к восприятию действия, настроить на определенный лад.

По своей форме экспозиция - завязка очень разнообразны: это может быть стихотворная заставка, песня, сцена из пьесы, фрагмент кинофильма, театрализованное шествие и т.д.

Следующая часть композиции - развитие действия, или основное действие, т.е. изображение основной цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт. Основное действие обычно распадается на цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных эпизодов. Каждый из них имеет свою логику, свою внутреннюю композицию, через которую четко проходит тема и идея сценария. Цепь эпизодов объединяется в стройную композицию сценарным ходом.

Развитие действия в сценарии подчиняется следующим методическим требованиям:

 

· Строгая логичность в построении и развитии темы. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен и связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим. Нужно заметить, что логичность совсем не обязательно должна означать хронологическую последовательность. При наличии оригинального сюжетного хода можно отойти от обычной последовательности событий, показать их, например, ретроспективно.

 

· Законченность каждого эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется другой. Каждый эпизод это сценарий в миниатюре. Он должен иметь те же составные элементы, столь же законченную композицию.

 

· Органическая связь эпизодов. Особенности драматургии культурно – досуговой программы в том, что они требуют не только законченности эпизодов, но их внутреннего монтажа в сценариях. Он необходим для того, чтобы сценарий не распадался на отдельные части, чтобы художественные иллюстрации не выглядели вставными номерами, а устные выступления не казались не нужными дополнениями к ним. Большое значение здесь имеет сценарный ход, который выполняет роль единого стержня. Для того, чтобы подобный материал не страдал излишней пестротой, был строен, важно отобрать «мостики» от одного эпизода к другому. Удачный стык создает ощущение целостности двух совершенно разных элементов - песни и кинокадра, музыки и драматургического фрагмента, соединяет воедино художественную иллюстрацию и документальное выступление.

 

· Нарастание действия в его движении к кульминации. Заданное экспозицией - завязкой действие развивается по нарастающей к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым. Не стоит сразу стремиться привлечь зал к массовому пению, каким-то другим коллективным действиям, потому что соучастие - это наивысший эмоциональный момент, к нему нужно психологически подготовить участника, после него трудно найти нечто еще более сильное.

 

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, к наивысшей его точке. В момент кульминации находит наиболее концентрированное выражение идея произведения. После кульминационного момента следует развязка, финал действия.

Это очень важная часть композиции, ее отсутствие или «смазанность» рождают ощущение незавершенности всей культурно-досуговой программы.

 

Сценарии культурно – досуговой программы создаются двумя способами собирательным и избирательным.

Собирательная типизация - та, при которой автор создает обобщенный образ на реальной основе. В этом случае задача сценариста состоит в создании воображаемого образа, несущего в себе обобщение – характер современного положительного героя: ветерана, участника Великой Отечественной войны, известного человека.

 

Избирательная типизация позволяет на примере рассказа об одном человеке предложить образ жизни многих людей.

Но в любом случае сценарист должен найти способ пробудить у зрителя активное восприятие действия.

К элементам активизации относятся:

прямое обращение к аудитории;

коллективное исполнение песен;

осуществление различных гражданских ритуалов;

вопросы из аудитории и т.д.

 

Сценарист должен стремиться создать возможность импровизации в культурно- досуговой программе, которая пробуждает инициативу людей, создает атмосферу творчества и непринужденного общения и как бы снимает барьер между зрительным залом и сценой. Одним из способов импровизации является внесение в сценарий элемента игры, в которую при умелом подходе организаторов программы включаются и дети, и взрослые.

Одна из задач сценариста культуно-досуговой программы заключается в том, чтобы создать оригинальное художественно – просветительное произведение путем соединения различных выразительных средств: стихов, музыки, песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее.

 

Важный вопрос для сценариста - определение формы культурно – досуговой программы, хотя здесь важна не сама по себе форма, а ее значение для данной деятельности и решения практических задач.

 

Итак, драматургия культурно – досуговой программы включает в себя следующие элементы:

Цель как ожидаемый эффект от организуемого общения участников; характеристику соответствующего методического принципа (или принципов); логику использования форм, средств и способов организации деятельности участников; набор условий ее эффективной реализации.

 

Обязательными компонентами драматургии являются количественные и качественные показатели, которые обладают следующими характеристиками:

 

· актуальность культурно – досуговых программ с позиций текущих общественно-политических, социально – экономических, культурных задач, стоящих перед обществом.

· преемственность и последовательность в их подготовке и проведении, выражающейся в органической связи предыдущих и последующих программ как в организационном, так и в педагогическом и художественном аспектах.

· Жанровое разнообразие программ, возможность модификации одной и той же программы.

 

Специфика драматургии определяется художественно- выразительными средствами культурно -досуговой деятельности, методикой работы над сценарием, его сюжетно- композиционным построением и сценическим воплощением программы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.