Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая методика подготовки и проведения массовых культурно-досуговых форм.






Можно обратиться к самым современным формам работы, использовать все многообразие средств, но если при этом не знать, во имя чего и в какой логической последовательности действовать, что хотелось бы получить в итоге, вряд ли можно достигнуть положительного результата.

Итак, любая деятельность должна иметь результаты. Чтобы добиться результатов необходимо:

а) правильно поставить цель и определить задачи, которые обуславливают эту цель;

б) определить, в какой логической последовательности действовать;

в) какие формы, способы и приемы при этом использовались.

Все это составляет основу методики. Методика- это систематизирование знания об организации процесса и целесообразных способах достижения результата, это конструирование и организация (реализация) какой-либо деятельности.

Существуют различные уровни методики. При употреблении понятия «уровни методики» имеется в виду разномасшабность практической деятельности.

Уровень, когда просматривается весь процесс в целом, соответствует общей методике; отдельные составляющие его части (подпроцессы)- частная методика; конкретизированные формы организации процесса- конкретная методика.

Общая методика- это программа действия в соответствующих условиях. Она включает в себя общие цели и задачи деятельности, основные направления и общий объем ее содержания, этапы ее осуществления, примерный комплекс средств (форма организации их взаимосвязи). Общая методика подготовки массовой досуговой программы делится на несколько этапов. При этом надо учитывать, что количество компонентов процесса подготовки и проведения досуговой программы зависит от масштабности мероприятия. Праздник города и кафе-встреча- не сопоставимы ни по масштабности, ни по сложности подготовки. И хотя этапы подготовки практически остаются теми же, но по наполняемости отдельными компонентами они будут разными. Просмотреть весь процесс подготовки и проведения массовой досуговой программы во всей ее сложности можно лишь на примере таких масштабных форм работы: праздника города, карнавала, фестиваля и т.п.

Первый этап подготовки досуговой программы- этап планирования. Он включает в себя:

1. Создание оргкомитета, куда войдут люди, реально на что-то влияющие (представители власти, руководители досуговых учреждений, финансисты, спонсоры …). Основным принципом работы оргкомитета является коллегиальность руководства и личная ответственность каждого члена оргкомитета за порученное дело. В задачу оргкомитета входит прежде всего общее оперативное руководство отделами, комиссиями, рабочими группами и лицами, ответственными за определенные участки работы. Методы здесь различны: заседания оргкомитета, рабочих групп, оперативные совещания, летучки, индивидуальные беседы руководителей с исполнителями, получение срочной информации: указания, отчет; моральное и материальное стимулирования за хорошо выполненное задание в ходе подготовки мероприятия, организации и проведения мероприятия.

2. Создание организационно-постановочной группы, где будут работать специалисты-практики (директор программы, сценарист, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор). Важное значение в подготовке массового мероприятия имеет умелый подбор творческих работников, прежде всего сценариста и режиссера-постановщика. Режиссер является не только творцом, но и организатором всей работы, на нем лежит ответственность за весь ход мероприятий. Художник должен стремиться к тому, чтобы в каждом случае найти наилучшее изобразительное решение темы применительно к сценическим условиям. Сложность его работы заключается в том, что приходится решать задачу оформления как в малых, так и в больших масштабах, начиная с эскизов костюмов участников и заканчивая праздничным убранством стадиона, а иногда и целого города.

Судьба мероприятия зависит от музыкального оформления. Способы его могут быть различны. В одном случае вся музыка специально пишется для данного праздника, в другом- вновь написанная музыка компонуется с уже существующей, иногда все музыкальное сопровождение строится из уже готовых мелодий, принадлежащих разным авторам.

Огромную роль в подготовке мероприятия играет группа технического обеспечения, которая осуществляет звуковое и световое оформления, радиофикацию мероприятия.

Группа материально-хозяйственного обеспечения организует мероприятия по благоустройству территории, отвечает за сооружения площадок, аттракционов, подготовку места проведения праздника, отвечает за транспорт, организует питание, торговое обслуживание, охрану порядка и медобслуживания.

3. Очень важный момент на этапе планирования массового мероприятия: постановка цели и прогнозирования результатов. Не следует забывать, что культурно-досуговая деятельность- педагогически организованная деятельность, или, во всяком случае, должна быть таковой.

4. Подготовительная организационно-методическая работа включает: определение формы будущей массовой культурно-досуговой программы (театрализованное представление, тематический вечер, бал-маскарад и т.п.), а также определение места и времени его проведения.

5. Работа над мероприятием начинается с составления подробного плана подготовки и проведения программы, где четко будет обозначено: какие мероприятия надо осуществлять, к какому сроку, кто персонально за это отвечает. Не следует забывать: когда отвечают все- не отвечает никто.

Второй этап подготовки досуговой программы- этап написание, обсуждения и утверждения сценария. Сценарий- это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода программы. В сценарии последовательно излагаются художественные и реальные элементы действия; указаны способы перехода от одной части действия к другой (мостики- переходы), иначе нарушается логика изложения материала. В нем приводится примерное содержание импровизированных выступлений гостей; планируется оформление программы; использование музыки, театральных шумов, света, видеоряда (кино, видео, слайдов); обозначаются вставные художественные номера.

Работа над сценарием начинается с определения темы и идеи, которые служат критерием для отбора нужного материала и диктуют форму реализации программы. Отсутствие тщательно разработанного сценария приводит к отсутствию четко композиционной выстроенности программы и организационной неразберихе.

Третий этап подготовки массовой досуговой программы самый сложный- этап осуществления сценария. После того как сценарий написан и утвержден, появилась возможность определить, какие затраты необходимы для осуществления задуманного. Значит, надо составить смету расходов. После утверждения сценария культурно-досуговой программы, режиссером разрабатывается режиссерская документация, которая включает в себя:

-режиссерский план постановки;

-режиссерский монтажный план;

музыкальную партитуру;

-световую партитуру;

план использования видеоряда;

-рабочую схему;

-репетиционный план.

В режиссерском плане кратко излагаются: основные компоненты постановки, последовательность номеров в эпизодах и последовательность самих эпизодов в программе; связки между эпизодами; номера-эпизоды; характер мизансцен; потребность в бутафории, реквизите, музыкальных инструментах, костюмах, фонограммах; сроки основных этапов работы над целостным сценическим произведением; основные исполнители.

В монтажном листе находит отражение графическое изложение режиссерского замысла, где четко расписаны все компоненты каждого номера и средства его обеспечения, задания всем службам учреждения культуры. Существует практика применения монтажного листа из двенадцати граф:

1-я графа- номер по порядку;

2-я гр.- название эпизода в точном соответствии сценарию и режиссерскому плану;

3-я гр.- название номера и его характер; автор и наименование произведения;

4-я гр.- исполнители: солисты, коллективы;

5-я гр. -аккомпанемент номера; желательно указать необходимость оркестровок, а если номер идет под фонограмму, то нужно указать порядковый номер фонограмм;

6-я гр.- тексты, исполняемые на сцене, звучащие по радио, дикторские тексты;

7-я гр.- потребность в киноматериале с указанием характера ленты и формата;

8-гр.- сценическое оформление номера;

9-я гр.- световое решение номера; постановочные эффекты;

10-я гр.- костюмы для исполнителей; аксессуары костюмов (кобура, веер и др.);

11-ягр.- бутафория и реквизит;

12-я гр.- примечания.

Некоторые режиссеры называют монтажный лист режиссерской партитурой.

Музыкальная партитура включает в себя пять граф монтажного листа: эпизод, номер, исполнители, аккомпанемент, киноролики. Музыкальная партитура способствует общему развитию темы программы. Обогащает ее, усиливает эмоциональное влияние на зрителей.

Световая партитура- одно из самых сильных выразительных средств. Световое решение, проходя через всю драматургию программы, соответствуя музыке, тексту, декорациям, создает художественный образ. Каждый номер в культурно-досуговой программе, требует своего решения.

Владение искусством светового и музыкального оформления является важным профессиональным аспектом режиссера культурно-досуговой программы. Правильно отобранные произведения и исполнители помогают обеспечить динамику программы и темперамент действия. Режиссер должен уметь при отборе музыкального материала отказаться от всего, что будет тормозить развитие программы. Создание светового оформления требует сотрудничества с художником.

 

После разработки режиссерской документации начинается непосредственная подготовка культурно-досуговой программы, которая включает в себя:

 

 

- работу с творческими коллективами (подбор исполнителей, проведение рабочих репетиций, монтировочной и генеральной);

- подготовку сценических площадок, их оформления;

- подбор и изготовление реквизита и костюмов;

- звуковое оформление- поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами;

- работу над видеорядом (использование кино, видео, слайдов);

- постановку света;

- работу с рекламой.

После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения массовой культурно-досуговой программы. Ее успех зависит от многих факторов, умения организаторов мероприятия создать праздничное настроение; четкой работы режиссера и помощников режиссера, звукорежиссера, осветителя, рабочих сцены; готовности творческих коллективов, слаженности работы технических служб и т.п.

После проведения мероприятия наступает четвертый этап- этап подведения итогов и анализа результатов. Этому этапу, как правило, уделяется недостаточное внимание, а между тем, он очень важен. Во-первых, после окончания мероприятия необходимо привести в порядок территорию, на которой оно происходило. Во-вторых, вернуть владельцам аппаратуру, реквизит, декорации, костюмы, которые брали в аренду. В-третьих, рассчитаться по кредитам, т.е. произвести окончательный расчет с гостиницей, если в ней жили приглашенные из другого региона гости, с автотранспортным предприятием за предоставленный транспорт, оплатить работу сценариста, режиссера, художника и т.п., произвести другие оплаты.

Затем наступает момент обсуждения и анализа произведений культурно-досуговой программы. В ходе обсуждения необходимо выяснить, была ли достигнута поставленная цель или нет, какие принципиальные ошибки допущены, или наоборот, что нового и интересного было достигнуто.

По итогам проведения программы и ее обсуждения, необходимо оформить методический материал, куда войдут:

- протоколы заседаний оргкомитета;

- план подготовки и проведения программы;

- копия сметы расходов;

- сценарий и монтажный лист к нему;

- эскизы оформления и костюмов;

- образцы рекламы;

- видеоматериал (фотографии, видеосъемки);

- отзывы средств массовой информации и зрителей;

- протоколы и иные документы с материалами обсуждения анализа проводимого мероприятия.

 


Тема. Драматургия массовых форм культурно – досуговой






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.