Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 13. Особенности обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания в Вооруженных Силах






Основные новации.

Модификация текста военной присяги. Один из застарелых очагов напряжения в религиозно-государственных отношениях – текст военной присяги, установленный Федеральным законом № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. Присутствующее в нем слово «клянусь» ежегодно становится камнем преткновения для десятков и сотен молодых христиан, в рамках своих вероисповедных традиций буквально трактующих одно место из Евангелия от Матфея (чему конституционная гарантия свободы совести и свободы вероисповедания вовсе не препятствует). Но разве одно это дает основания подозревать их в отсутствии гражданского патриотизма? Конечно нет; тем не менее именно так до сих пор квалифицируется их поведение. Государственная непреклонность в этом на первый взгляд малозначительном вопросе имеет свое объяснение – и оно делает проблему совсем не пустяковой, несмотря на ее вроде бы малый масштаб. Тут работает полускрытая, до сих пор не преодоленная преемственность современной российской государственности по отношению к советской власти – которая, сама претендуя на псевдосвященный статус, с особенной нетерпимостью относилась к тем, кто такие претензии открыто и твердо отвергал. Светскому демократическому государству негоже подражать безбожной тоталитарной диктатуре. Проблема решается просто – надо всего лишь сделать текст военной присяги вариативным. То есть таким, чтобы каждый гражданин Российской Федерации независимо от своего вероисповедания (а равным образом независимо от наличия или отсутствия такового) мог произнести его с полной ответственностью и с чистой совестью – и чтобы смысл принимаемых им на себя высоких обязательств от того не изменился бы. Например, слово «клянусь» может быть на усмотрение приводимого к присяге заменено на «торжественно обещаю» (а кроме того – для тех, кому ближе окажется именно эта формулировка – и на «клянусь Богом»), причем ни патриотические чувства, ни армейская дисциплина в результате столь простой меры не только не пострадают, но даже укрепятся. Этого будет достаточно.

Запрет на включение священнослужителей в организационно-штатные структуры Вооруженных Сил. Вооруженные Силы Российской Федерации есть, согласно Конституции, оплот независимости и целостности России как светского демократического государства. Казалось бы, банальность; но этой неоспоримой истине все чаще бросается вызов. Прогрессирующее проникновение религиозных организаций и их представителей непосредственно в воинские части и подразделения, вплоть до постепенного складывания не предусмотренного никакими уставами института армейских священников, возможно, порождено самыми благими намерениями; но мы знаем, куда такие намерения мостят дорогу. Во-первых, в подавляющем большинстве случаев речь идет о произвольном предоставлении преференций одной и только одной конфессии (еще точнее – одной и только одной религиозной организации). Причины этого перекоса понятны, они носят объективный характер; но тем самым принцип религиозной нейтральности государства грубо нарушается в одном из важнейших его институтов. Так нельзя – в том числе потому, что это нарушение способно создать дополнительные внутренние напряжения в воинских коллективах и тем самым снизить их боеспособность. Во-вторых, в армейских реалиях «духовное окормление» слишком легко становится «добровольно-принудительным», что противоречит одновременно и самой сути навязываемой подобными методами религии, и самой сути светского демократического государства. В-третьих, в современном мире, в котором религиозный фактор превратился в одну из главных причин вооруженных конфликтов, любое придание Вооруженным Силам религиозной (тем более – конфессиональной) окраски становится источником дополнительных рисков, за которые придется платить молодыми человеческими жизнями.

И не надо прикрываться ссылками на «вековые традиции российской армии» – эти традиции нежизнеспособны в отрыве от более широкого контекста. Если кто-то всерьез мечтает о возрождении «православного воинства», ему сначала придется возродить православную самодержавную монархию, в которой оно только и было возможно, – и никакие подделки и имитации тут не помогут. Тем более что образцом для их конструирования на самом деле являются вовсе не полковые батюшки, о которых не сохранилось никакой живой памяти, а вполне себе памятные советские замполиты…

И потому мы предлагаем радикальное решение проблемы: священнослужителям не место в армии. Подтверждая и даже усиливая сравнительно с действующим законодательством гарантии права военнослужащих на свободу совести и свободу вероисповедания, мы одновременно закрепляем сугубо внеслужебный характер всех связанных с реализацией этого права действий. Солдат должен иметь право и реальную возможность посетить церковь, мечеть, синагогу или молельный дом; никто не может воспрепятствовать священнослужителю навестить больного или раненого солдата; все это даже не обсуждается. Но какая бы то ни было «профессиональная деятельность священнослужителей на контрактной основе в Вооруженных Cилах Российской Федерации не допускается», и точка.

И это будет честно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.