Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 9. Передача религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности






 

 

Основные новации:

Установление обязательного характера передачи государством имущества религиозного назначения религиозным организациям. Имущественный вопрос неизбежно возникает даже тогда, когда речь идет о духовных материях, и столь же неизбежно оказывается одним из наиболее чувствительных. Это естественно – периодически обращаемые к лицам духовного звания и религиозным объединениям требования не только питаться «акридами и диким медом», но еще и осуществлять на той же бестелесной основе свою социальную деятельность совершенно нереалистичны и очевидно несправедливы (никому ведь не приходит в голову настаивать на постановке в подобные нечеловеческие условия светских некоммерческих и благотворительных организаций).

Не менее очевидно, что имущество религиозного назначения – если уж таковое назначение у него есть и не может быть оспорено – должно использоваться по назначению. Поэтому и происходит – уже не первое десятилетие – передача религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Однако именно этот процесс, основанный на неоспоримых логических и нравственных предпосылках, порождает едва ли не львиную долю скандалов, омрачающих религиозно-государственные и религиозно-общественные отношения. Так вышло потому, что нормы действующего законодательства, его регулирующие, грешат неопределенностью и даже необязательностью. «Имущество религиозного назначения передается…» – на деле подобные туманные формулировки означают, что передача имущества (или отказ от передачи; или ее затягивание на сколь угодно длительное время) ставится в полную зависимость от доброй воли власти. Или, скорее, от произвольного, избирательного усмотрения и личных симпатий и антипатий ее отдельных представителей (вплоть до игнорирования изначальной конфессиональной принадлежности передаваемого имущества – а подобный абсурд случается!).

Поэтому мы предлагаем твердо закрепить простой принцип: государство не только может, но и должно передать имущество религиозного назначения его естественным пользователям и распорядителям. Уже потому, что не государство его создавало; оно досталось современному российскому государству в наследство от советской власти, а та, в свою очередь, завладела храмами, монастырями и мечетями абсолютно неправовым и неправедным путем (как, впрочем, и страной в целом). Светскому демократическому государству культовые здания и предметы просто не нужны, и оно обязано сделать все, что в его силах, для исправления сохранившихся до наших дней последствий той страшной трагедии. Материальные издержки такого решения окажутся ничтожными на фоне колоссальной моральной победы. А для тех государственных служащих, кто будет по инерции препятствовать восстановлению исторической справедливости либо пытаться сохранить его выборочный характер (и тем самым дискредитировать), закон должен предусмотреть ощутимые и неотвратимые санкции.

Установление четких ограничений на передачу государством имущества религиозного назначения религиозным организациям. Но у всякой медали есть и другая сторона. Даже из самой универсальной правовой нормы делаются изъятия – тогда, когда этого согласно и совместно требуют общественное благо, здравый смысл и здоровая нравственность. Такие изъятия опять-таки формально предусмотрены действующим законодательством – под их действие подпадают музейные и культурные ценности, и тут не требуется никаких дополнительных обоснований. А вот что действительно требуется, так это превратить соответствующие законоположения из дремлющих в действующие. Они сплошь и рядом нарушаются, и происходит это по одной-единственной причине: потому, что за их нарушение забыли (то ли случайно, то ли намеренно) предусмотреть хоть какие-то санкции. Потому и множатся сообщения о противозаконном изъятии из общенационального доступа предметов и произведений, уже успевших стать общенациональным культурным достоянием. А ведь произошло это с ними не только в результате большевистского передела собственности, но и потому, что так сложилась их историческая и культурная судьба – и теперь без них не может существовать не только та или иная российская религиозная традиция, но и российская культура как таковая, включающая в себя и религиозную, и светскую составляющие. Светское демократическое государство с одинаковым уважением относится к ним обеим – и потому должно сохранять и для той, и для другой свободный доступ к ключевым культурным ценностям. Такой паритет может быть обеспечен только на платформе светскости.

Более того, сегодня эта платформа нуждается в дополнительном укреплении. Защита должна быть предоставлена не только объектам культурного наследия, музейным и архивным предметам, но и всем учреждениям культуры, образования и здравоохранения – в их институциональном качестве. Да, многие из них до сих пор размещаются в перепрофилированных зданиях и помещениях религиозного значения; но сами они в том никак не повинны. И не настолько хорошо у нас обстоит дело с культурой, образованием и здравоохранением, чтобы в экстренном порядке перебазировать (а иногда и выставлять на улицу) те служащие общественному благу организации, которым не повезло с местонахождением. Поступающие от религиозных организаций обращения такого рода (если, конечно, им не хватит чувства такта для полного отказа от их подачи) просто не должны рассматриваться, а должны отклоняться по формальным основаниям – по букве закона. Конечно, музей, библиотека, детский сад или диспансер могут перебраться в новое здание – если оно, новое и функциональное, уже построено и готово к эксплуатации. И не просто могут, а должны – этого требует общий принцип обязательного характера передачи государством имущества религиозного назначения религиозным организациям. Тогда все препятствия для передачи объекта недвижимости религиозного назначения по назначению будут сняты. Но – не раньше. Темпы и детали процесса подлежат урегулированию уже не самим Религиозным Кодексом, а подзаконными актами – постановлениями федерального правительства и региональных органов исполнительной власти (в разных регионах очень разная ситуация, и тотальная регламентация сверху была бы контрпродуктивна). Но до того, как соответствующая политическая воля будет проявлена и осуществлена, вывеска учреждения культуры, образования или здравоохранения должна стать непреодолимой охранной грамотой – а для тех, кто попытается ей пренебречь, опять же необходимо ввести продиктованные принципом религиозной нейтральности государства жесткие санкции.

И это будет честно.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.