Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационная структура






Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Организационная структура – это элементы, из которых состоит организация и способы взаимодействия между ними. Она обеспечивает устойчивость взаимосвязей и предсказуемость поведения людей. Структура организации отражает принятое в ней разделение работ между подразделениями, группами и людьми.

Разговор об организационной структуре следует начать с основополагающих понятий и принципов ей построения. В научной литературе можно встретить множество определений, это достаточно узкое понятие, для которого не характерно несколько трактовок.

Организационная структура – это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления

Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других функциональных и функциональных единиц. Но эта схема не учитывает человеческие взаимоотношения – фактор, определяющий эффективность функционирования организационной структуры. Однако можно утверждать, что для каждой компании на каждой стадии её развития существует структура, позволяющая достичь целей организации путем минимальных потерь и затрат.

С точки зрения организационного планирования на организацию влияют:

1. реальные взаимосвязи между людьми и их работой, отражаемые в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;

2. политика руководства и методы, воздействующие на поведение персонала;

3. полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления.

С точки зрения Р.Х. Холла, структуры имеют три основные функции.

§ Во-первых, они предназначены для эффективного достижения целей.

§ Во-вторых, структуры сводят к минимуму влияние индивидуального поведения в организации, так как обеспечивают согласование людей с требованиями организации.

§ В-третьих, структуры являются образованьями, с помощью которых осуществляются властные функции.

Как было рассмотрено в предыдущей главе, структуры порождают множество организационных конфликтов. Это связано в первую очередь с тем, что структуры задают границы взаимодействия сотрудников, заставляя их вступать в различные взаимоотношения, определяют зависимости работ и принципы подчинения.

Организационную структуру можно охарактеризовать через три основные составляющие:

§ комплексность,

§ формализацию

§ централизацию.

На основании этих характеристик можно проводить дальнейший анализ, в частности конфликтность структуры.

Комплексность – это разделение труда, должностные инструкции, множество подразделений и иерархических уровней. Другими словами, это «сложность» структуры организации. Если организация крупная, то отдельные её части могут различаться по степени комплексности. Комплексность порождает проблемы коммуникаций и координации. Комплексные организации содержат много подчастей, требующих координации и контроля, что вызывает серьезные затруднения и конфликты. Комплексность заставляет увеличивать число руководящего персонала, чтобы уменьшать проблемы, связанные с контролем, координацией и конфликтами. Холл делает в своей работе интересный вывод относительно комплексности, говоря, что эффективные организации отличаются высокой степенью конфликтности. Различия в положении и поведении отдельных работников неизбежно приводит к конфликту, но в комплексных организациях подобные конфликты содействуют эффективности.

Формализация определяет поведение членов организации, отражая политику управленцев по отношению к ним. Конфликтность формализации заключается в том, что правила становятся важнее целей, которым они должны служить. Организации становятся негибкими. Чем выше уровень компетенции сотрудников, тем более вероятно, что формализация приведет к отчуждению, так как появляются ограничения и профессионально мотивированные сотрудники не имеют стимулов к работе. Формализация порождает внутриличностные и межличностные конфликты. Однако практика показывает, что чем выше уровень структуры организации, тем меньше формализации. С другой стороны, четко прописанные правила обеспечивают ясность и точность границ выполняемых задач.

Централизация характеризует властные отношения внутри организации и дает наиболее полное представление о структуре. Степень централизации определяется «местом» принятия решений и оценки деятельности. Централизация определяет характер отношений и зависимости между работниками и лицами, принимающими решения, означает большую координацию и низкую гибкость, что приводит к различным организационным конфликтам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.