Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод экспертной классификации






(Разработанный специалистами Института системного анализа РАН метод экспертной классификации, предназначен для построения полных и непротиворечивых баз знаний).

С формальной точки зрения задачу классификации можно представить так: имеются объекты, описываемые многими признаками, необходимо отнести эти объекты к определенным классам решений, наиболее важная характеристика таких задач - их повторяемость: люди решают эти задачи многократно, вырабатывая навыки наиболее успешного, эффективного решения. Эксперт - человек, способный не только «увидеть через заданную совокупность значений отдельных признаков целостный образ объекта», но и выполнить его отнесение к одному или нескольким классам решений, или, другими словами, дать прогноз поведения объекта.

Основные идеи метода экспертной классификации сводятся к следующему:

1. Структуризация проблемы. Удобен язык признаков (или характеристик), описывающий объект исследования. Результатом этого этапа является совокупность признаков, необходимых для полной классификации объектов определенного типа, все возможные значения этих признаков, а также перечень классов решений. Это потом будет представлено эксперту.

2. Предъявление эксперту описаний объекта в привычном виде. Адекватным способом получения информации от эксперта является тот, при котором эксперт решает привычную для себя задачу. Описание проблемы вводится в компьютер. Комбинируя признаки, компьютер «предлагает» эксперту выполнить их сравнения; кроме того, эксперту предоставляется перечень классов решений, из которых он выбирает свой ответ. То есть эксперт относит объект к тому или иному классу решений.

3. Проверка информации эксперта на непротиворечивость. Не ошибающихся экспертов не бывает. Поэтому информацию эксперта следует подвергать проверке, основанной на той или иной концепции. Например - гипотеза о характерности, предполагающая независимость суждений эксперта по отдельным признакам. Альтернативной концепцией может быть гипотеза транзитивности или согласованности суждений и др.

4. Эффективная стратегия опроса эксперта. Здесь возможны два варианта. В первом стратегия опроса является относительно жестко заданной, соответствующей, например, предлагаемой самим же экспертом иерархии уровней решения задачи. Однако представляется более эффективным другой вариант, когда эксперт сам выбирает удобный для него порядок ответов на серии вопросов для того или иного уровня. Компьютерная система должна быть достаточно гибкой и соответствовать индивидуальным особенностям эксперта.

Метод экспертной классификации позволяет строить базы знаний, причем от профессионала не требуется формулировка эвристических правил, полученные знания можно проверить на непротиворечивость, а сам процесс извлечения знаний укладывается в разумные временные рамки. То есть приобретенный при решении тысяч реальных жизненных ситуаций опыт профессионала может быть формализован в базе знаний. Она позволяет создать обучающую систему, которая помогает специалистам за короткий срок приобрести навыки на уровне профессионала.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.