Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мозговой штурм (описан выше)






Основные принципы метода мозгового штурма:

Основа предложенного Осборном метода состоит в разделении процесса поиска решения на конструктивные этапы и в подборе людей для выполнения этого. Структурно метод довольно прост, и включает в себя два этапа:

§ Этап выдвижения (генерации) идей.

§ Этап анализа выдвинутых идей.

Работа в рамках этих этапов должна выполняться при соблюдении ряда основных принципов.

Принципы первого этапа:

1. Четкая формулировка целей или задач и ограничений.

2. Тщательный подбор участников мозгового штурма.

Во-первых, по специализации: подбор как минимум должен обеспечивать покрытие исследуемой области. Во-вторых, по квалификации: специалисты должны быть одинакового уровня, но иногда также полезно введение новичка. В-третьих, необходимо обеспечить психологическую совместимость членов группы.

3. Обеспечение максимальной свободы участников.

Каждому участнику предоставляется слово, поощряются все выдвигаемые идеи, даже нереальные и фантастические. При этом существует строгий запрет критики выдвигаемых участниками идей. Возможны повторы идей, развитие и модификация уже выдвинутых.

4. Запрет обоснований выдвигаемых идей.

Принципы второго этапа (цель этапа – выявление возможности реализации идеи, ее перспективности и практической значимости):

1. Все представленные на первом этапе идеи должны быть классифицированы и обобщены.

2. Должны быть сформулированы четкие критерии для обеспечения объективности анализа и оценки идей.

3. Дополнительная разработка идей и их конкретизация (при необходимости).

4. Ранжирование идей и выбор наиболее приемлемой.

Роль ведущего при проведении мозгового штурма многозначна и трудна. Общей целью ведущего, реализуемой на всех фазах, является введение генераторов в состояние максимальной творческой раскованности, душевного подъема, концентрации мысли на рассматриваемом объекте.

Основной целью ведущего во время этапа генерации является получение большого числа различных идей, направленных непосредственно на решение поставленной проблемы или сопутствующих ее решению. В деятельности ведущего во время генерации можно выделить следующие стороны:

§ обеспечение процедурной части процесса генерации;

§ психологическая поддержка участников (ведущий должен создавать бесконфликтную и целенаправленную атмосферу);

§ управление процессом генерации с целью расширения или сужения поля поисков (ведущий должен уметь «выявлять идеи»).

Однако сам ведущий не выдвигает идеи; он может только стимулировать, побуждать к этому генераторов.

Как уже отмечалось, во время аналитического этапа эксперты развивают выдвинутые на этапе генерации идеи с целью их конкретизации, а деятельность ведущего должна быть направлена на выявление возможности реализации идей.

 

Существует несколько разновидностей метода мозгового штурма:

1. Метод коллективного обсуждения фиксированных идей. Идеи могут быть сформулированы заранее и розданы участникам мозгового штурма в отпечатанном виде.

2. Метод 6-3-5. Создается группа из шести человек. Каждый специалист в течение пяти минут придумывает и записывает на листе бумаги или на карточках по три решения данной проблемы. Через пять минут происходит обмен записями по часовой стрелке. Коллега, которому вы передали свои варианты, должен развить записанные на карточке идеи, дополнить их новыми. Аргументы в защиту своей точки зрения он также должен представить в письменном виде. Затем, опять через пять минут, происходит следующий этап обмена по часовой стрелке, и так далее, в течение 30 минут. Результатом такой работы будут уже готовые и аргументированные решения. Они могут повторяться, но если все предложения различны, то на выходе получится 18 альтернатив. Итак, после шестикратного обмена составляется сводный перечень выдвинутых идей и затем выдвинутые предложения представляются на рассмотрение всех членов группы. Далее, они также как и в случае мозгового штурма, сокращаются до одного конечного решения исходной проблемы.

Достоинства: существенная формализация сценария проведения мозгового штурма, наличие обоснованных рекомендаций к каждому предложению, полное отсутствие конфликтов во время разработки идей, значительное снижение конфликтности во время обсуждения (благодаря тому, что в генерации каждой идеи участвуют все члены группы), минимальные требования к профессиональным навыкам ведущего. Другими важными особенностями является то, что участники вынуждены придерживаться заданного временного графика и не отступать от поиска решений исходной проблемы.

3. Метод аналогий помогает решить сложную, нестандартную для данной области задачу, используя известные решения из других областей; он дает возможность посмотреть на проблему с неизвестной стороны и применить известные способы. Существуют разные виды аналогий: прямая аналогия (рассматриваемая проблема или объект сопоставляется с похожими проблемами в другой области); личная аналогия (участники пытаются вжиться в объект и посмотреть на него изнутри, понять условия и механизм его действия); символическая (участники подбирают краткое, емкое определение, отражающее суть проблемы); фантастическая (участники вводят в решение проблемы фантастические предметы, которые могли бы выполнить то, что помогло бы решить задачу).

4. Морфологический метод, как правило, применяется для разработки или модификации какого-либо продукта. В процессе обсуждения продукт разбивается на составные части и выделяются наиболее важные параметры продукта, изучается соотношение между этими параметрами, всевозможные варианты их сочетания, отбрасываются явно абсурдные или нереальные, а над оставшимися группа работает и выбирает то сочетание, которое отвечает критериям фирмы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.