Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смешанная






Смешанная структура характеризуется наличием на одном и том же предприятии основных цехов, организованных и по технологическому, и по предметному принципу.

Например, на машиностроительных предприятиях массового производства заготовительные цеха (литейные, кузнечные, прессовые), как правило, организуются по технологическому принципу, а механосборочные – по предметному принципу.

Формирование в составе цеха отдельных структурных единиц – участков – производится либо по технологическому принципу группировки однородного оборудования, либо по предметному принципу организации предметно-замкнутых участков, на которых изготовляются определенные детали, узлы, изделия, либо по принципу выделения участков, охватывающих обособленную часть технологического процесса.

Первичным звеном каждого производственного участка является рабочее место.

Рабочее место – часть производственной площади участка (цеха), закрепленная за одним или бригадой рабочих и оснащенная оборудованием, инструментом и вспомогательными устройствами, соответствующими характеру выполняемых работ. Каждое рабочее место предназначается для выполнения определенных работ (операций). Степень специализации рабочих мест и их техническое оснащение зависит от принятого способа организации производственного процесса. Так, в массовом производстве за каждым рабочим местом постоянно закреплена одна какая-либо операция; рабочее место имеет в этом случае четко выраженный профиль специализации. В единичном производстве на каждом рабочем месте выполняются различные операции, и поэтому оно носит универсальный характер.

Производственная структура предприятий и цехов должна изменяться с изменением техники, средств механизации и автоматизации производственных процессов, с внедрением новой технологии и организации производства.

Основными направлениями совершенствования производственной структуры являются:

§ укрупнение предприятий и цехов, позволяющее внедрять более производительную технику;

§ построение цехов и производственных участков по предметно-замкнутому принципу;

§ сокращение удельного веса вспомогательных цехов путем кооперирования с другими предприятиями, выполняющими ремонт оборудования, изготовляющими инструмент и др.

При принятии соответствующих решений следует учитывать:

§ конкретные цели и соответствующие критерии для оценки проекта. Основными критериями, учитываемыми при размещении, являются размеры производственных площадей и расстояния, которые необходимо преодолеть между различными производственными элементами;

§ спрос на изделия или услуги, производимые в данной системе;

§ требования к проведению процесса, учитывающие число операций и объемы материальных потоков между отдельными элементами в схеме размещения;

§ пространственные требования при размещении объектов в помещениях;

§ пространственная доступность в пределах самого сооружения или, если это новое сооружение, то возможные строительные и архитектурные формы.

За последние годы на многих предприятиях небольшого масштаба ликвидируются цеха. При бесцеховой производственной структуре основной производственной единицей является участок.

Это есть формы внутризаводской специализации.

Сравнение функционального и ячеечного размещения производства (это то же самое).

Характеристики подразделений различной специализации

Показатели специализации Технологическая специализация Предметная специализация
Цель пространственной структуры Выполнение операций Производство предметов
Цель плана производства Объем работ Номенклатура, кол-во и сроки выпуска
Технологическая стандартизация Невысокая Высокая
Непрерывность процессов и внедрение поточных методов Исключается Возможна в больших масштабах
Автоматизация и механизация процессов Невозможна Используется
Межучастковая кооперация Большая Сокращается в 10-ки раз
Межоперационные перерывы Значительные Уменьшаются на 30-40%
Прямоточность процессов Длинные сложные маршруты Почти линейные маршруты, сокращаются в 5-10 раз
Пропорциональность процессов Трудно обеспечивается Более высокая
Упорядоченность машинного обеспечивания и технологического обслуживания На низком уровне На высоком уровне
Производительность труда 100% До 135%
Использование оборудования 100% 90%
Качество продукции (потеря от брака) 100% 30%
Себестоимость 100% 92%
Длительность производственного цикла 100% 25%
Объем незавершенного производства 100% 35%

Учет современных тенденций в развитии производственных систем и производственного менеджмента при обновлении продукции в условиях рынка, при проектировании производственных систем, при их эксплуатации, в планировании производства, в управлении запасами.

Особенности обновления продукции в условиях рынка

Если продукт разработан не в соответствии с потребностями рынка, пользоваться спросом он не будет. Так что для отделов проектирования и маркетинга поиск нужного потребителю продукта становится первостепенной задачей. В несколько меньшей степени эта проблема волнует производственных менеджеров - их роль заключается в том, чтобы изготовить продукт по представленным спецификациям и с допустимыми затратами. Иными словами, их больше волнует проектирование производства.

Гораздо легче и дешевле спроектировать новый продукт, который будет прост в изготовлении, чем пытаться изменить уже существующий проект, чтобы он соответствовал производственным ограничениям на более поздних этапах технологического процесса.

Случаи, когда продукт проектируется под совершенно новое производство, относительно редки. Чаще что-то меняется в существующем продукте либо разрабатываются изделия, которые будут выпускаться параллельно с уже находящимися в производстве. В такой ситуации необходимо учитывать в процессе проектирования все ограничения и возможности завода, рабочей силы и менеджмента.

Проектирование продукта

Существуют различные взгляды на роль проектирования. Наиболее недальновидный из них гласит: процесс разработки заканчивается, когда получен осуществимый проект, удовлетворяющий потребностям рынка. Далее уже у производства должна болеть голова о том, как изготовить его по приемлемой цене.

Как известно, такой подход применяется в сфере персональных компьютеров, когда новые модели сначала задерживаются с выходом, потом оказываются ненадежными и не соответствуют заявленным характеристикам. Проект нормальный, прототип работает, но вся проектная работа ведется без учета реалий массового производства. Одной из причин этой проблемы является стремление как можно быстрее выпустить новую модель на рынок. Оно вполне оправдано в свете жесткой конкуренции и стремительных технологических изменений, существующих в информационной отрасли.

Однако есть и более реалистичный подход, который полностью учитывает запросы и возможности производственных подразделений и рассматривает проектирование как процесс, не прекращающийся до начала успешных продаж продукта. С учетом современных природоохранных веяний в процессе разработки необходимо предусмотреть все этапы жизненного цикла товара, включая утилизацию отходов. Вполне возможно, что в скором будущем придется учесть и такие факторы, как энергетические затраты загрязнение окружающей среды. Большинство авторов сходится во мнении, что процесс проектирования должен следовать, с итерациями, следующей последовательности:

§ потребности рынка;

§ спецификация;

§ концептуальный (эскизный) проект;

§ рабочий проект;

§ производство;

§ продажа.

Потребности рынка

На стадии изучения потребностей рынка необходимо удостовериться, что спрос на продукт действительно существует, и точно определить, какие характеристики изделия нужны рынку. Новые продукты зачастую и возникают за счет рыночного толчка, когда исследователи находят неудовлетворенные потребности потребителей. Поскольку потребности уже существуют, их можно досконально изучить и далее продолжать, уже имея твердую почву под ногами, не забывая, впрочем, и о том, что конкуренты могут делать то же самое.

Технологический толчок обычно приводит к появлению новых продуктов тогда, когда потребности рынка не определены. В таком случае основной упор делается на техническую способность создать новый продукт или на новые возможности уже существующего.

Иногда возможность для создания нового продукта появляется изнутри компании. При установке нового оборудования взамен устаревшего или из-за необходимости переместить производственные мощности с одного места а другое может появиться шанс обновить проекты и производственные технологии. Совершенно новый продукт при этом не возникнет, но улучшение существующего, хотя бы внешне, повысит его конкурентное преимущество и продлит срок жизни на рынке.

Обеспечение конкурентоспособности посредством операционной функции:

§ лидерство по затратам;

§ технические характеристики продукции, позволяющие эксплуатировать ее с более высокими показателями;

§ надежность изделия;

§ прочность;

§ скорость доставки;

§ гарантированное время доставки;

§ индивидуализация изделий по требованиям заказчика;

§ внедрение продукта на рынок (своевременность);

§ гибкое регулирование объема.

Современные тенденции в операционном менеджменте:

§ Операции становятся неотъемлемой частью корпоративной стратегии фирмы;

§ Всеобщее управление качеством;

§ Ненасыщенное производство;

§ Использование глобализации экономики;

§ Гибкость;

§ Вовлечение рабочего;

§ Реинжиниринг бизнес-процессов;

§ Учет вопросов экологии.

Виды работ по созданию нового изделия

Комплексная подготовка производства – процесс разработки и организации выпуска или модернизация изготовленных изделий.

Виды комплексной подготовки производства:

§ конструкторская;

§ технологическая;

§ инструментальная;

§ материальная;

§ транспортно-складская;

§ социальная (подготовка трудового коллектива);

§ планово-экономическая;

§ финансово-экономическая;

§ учетно-бухгалтерская;

§ организационная;

§ экологическая;

§ научная;

§ и т.д.

Научная подготовка производства – совокупность взаимосвязанных процессов научного поиска и обоснования возможных направлений развития принципиально новой техники и технологии. Виды: фундаментальная, поисковая, прикладная (на предприятии):

§ Фундаментальное исследование – изучение объективных явлений и закономерностей, новых путей преобразования природы и общества;

§ Поисковое исследование – создание научного задела с целью использования прикладных исследований;

§ Прикладные исследования – направлены на решение научно-технических и организационно-экономических задач для непосредственного использования в проектных разработках.

Конструкторская подготовка – совокупность взаимосвязанных процессов оптимизации номенклатуры и конструирование производства.

Функционально-стоимостной анализ:

§ обеспечение производственной и эксплуатационной технологичности конструкции изделия;

§ организация конструкторской подготовки;

§ изготовление опытного образца и его тестирование.

Обеспечение производственной и эксплуатационной технологичности конструкции изделия

Технологическая подготовка совокупность взаимосвязанных процессов технического проектирования и оснащения производства:

§ расцеховка

§ разработка маршрутных и операционных технологических процессов;

§ изготовление первой партии изделий;

§ проектирование и заказ оснастки;

§ выявление потребности в рабочей силе, оборудовании и площадях;

§ определение организационной структуры служб технологической подготовки производства (в них входят: главный технолог, технолог бюро, бюро технологической документации, бюро по оснастке, бюро нормирования);

§ технологическая стандартизация.

Социальная подготовка:

§ развитие социальной структуры коллектива (профессионально-образовательная структура, половозрастная структура);

§ совершенствование социальных условий производства (условий труда, быта);

§ совершенствование внутриколлективных отношений;

§ формирование малых групп.

Организационная подготовка:

1) Организационно-техническая:

§ выбор и обоснование рациональных форм организации производства в пространстве, определение специализации цехов;

§ разработка и реализация рациональной производственной структуры предприятия;

§ обоснование и реализация системы обслуживания рабочих мест, участков, планировка участков, цехов, рабочих мест и расстановки оборудования;

§ разработка и реализация рациональных форм разделения и кооперации труда.

2) Организационно-плановая:

§ во времени;

§ выбор и обоснование системы оперативного планирования производства;

§ разработка календарно-плановых нормативов производства;

§ разработка и обоснование оперативных планов изготовления изделия.

3) Организационно-управленческая:

§ совершенствование структуры, методов и технологий;

§ разработка мер по совершенствованию системы сбора и переработки информации.

Экономическая подготовка:

1) Планово-экономическая:

§ расчет планов показателей по труду и заработной плате, основных технико-экономических показателей;

§ расчет издержек на изделие;

§ расчет цен изделия;

§ разработка системы хозяйственно-расчетных отношений;

§ система оплаты и материального стимулирования.

2) Финансово-экономическая подготовка:

§ дополнительные капитальные вложения;

§ затраты на подготовку кадров;

§ оборотные средства.

3) Учетно-бухгалтерская подготовка:

§ состояние и объем учетно-бухгалтерской информации;

§ определение порядка проведения учетных расчетов;

§ проектирование учета работ.

Функционально-стоимостной анализ:

ФСА – это метод комплексного технико-экономического исследования объекта с целью развития его полезных функций при оптимальном соотношении между значимостью для потребителя и затратами на их осуществление.

Объектом ФСА являются предметы, процессы и структуры.

Преимущества ФСА:

§ выявление полезных функций и оценка того, во сколько они обходятся;

§ выявление ненужных, бесполезных, дорогостоящих функций;

§ объединение усилий различных специалистов, которые участвуют в процессе разработки продукта;

§ увеличение количества вариантов изделия;

§ переход от предметного к функциональному проектированию;

§ улучшение качества при рациональном использовании труда и материальных ресурсов.

Составляются:

§ структурная схема изделия;

§ функциональная схема изделия;

§ структурно-функциональная схема изделия;

§ диаграмма Парето;

§ функционально-стоимостная диаграмма.

Современные тенденции в проектировании товаров и услуг

Обеспечение конкурентоспособности посредством операционной функции:

§ лидерство по затратам;

§ технические характеристики продукции, позволяющие эксплуатировать ее с более высокими показателями;

§ надежность изделия;

§ прочность;

§ скорость доставки;

§ гарантированное время доставки;

§ индивидуализация изделий по требованиям заказчика;

§ внедрение продукта на рынок (своевременность);

§ гибкое регулирование объема.

 

Категория совершенства Критерии Влияние на конкурентоспособность
Время освоения нового продукта § частота вывода на рынок новых видов продукции § период между созданием концепции и выводом продукции на рынок § стартовые и наибольшие объемы продаж нового продукта § соотношение фактического и планового объемов § доля ожидаем продаж нового продукта в общем объеме сбыта § быстрота реакции на изменения запросов потребителей и действия конфликтов § качество проектирования - приближение рынка § частота реализации проектов - цикл жизни модели  
Продуктивность § время, затраченное на инженерную разработку одного проекта § стоимость материалов и инструментария на один проект § соотношение фактического и планового показателей § количество проектов – новизна и широта ассортимента § частота проектов – экономичность разработок
Качество § соответствие техническим требованиям – надежность исполнения § проектирование – совершенство и удовлетворенность потребителей § зрелость – фабричная и отраслевая § репутация – приверженность потребителей § относительная привлекательность для потребителя – доля рынка § рентабельность – стоимость последующего обслуживания

Особенности проектирования услуг:

§ месторасположение предприятия определяется месторасположением потребителей;

§ потребности и желания потребителей обычно идут впереди соображений эффективности;

§ календарное планирование работ зависит в основном от потребителей;

§ определение и изменение качества затруднительно;

§ работники должны владеть хорошими навыками общения с потребителями;

§ производственные мощности рассчитываются по пиковому спросу со стороны потребителей, а не по среднему;

§ создание запасов для использования в пиковый период невозможно;

§ эффективность работы с трудом поддается измерению;

§ крупные предприятия нетипичны;

§ маркетинг и производство трудно отличить друг от друга.

Совершенствование операций в сфере услуг:

1. Увеличение участия потребителя в производстве услуг;

2. Автоматизация труда;

3. Упрощение или устранение части процесса по предоставлению услуг;

4. Изменение мощностей в зависимости от спроса за счет увеличения гибкости рабочей силы;

5. Управление спросом (очереди, предварительная запись);

6. Дифференциация цен во времени для регулирования спроса;

7. Особый порядок работ при максимальной загрузке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.