Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные теории международной торговли.






Теория " технологического разрыва " предполагает, что развитие торговли между странами при одинаковой наделенности факторами производства вызвано техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Из-за того, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, она приобретает преимущество: новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками. Если новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-новаторе в течение определенного времени обладает так называемой " квазимонополией", т. е. получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар. Следовательно, выгодно выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что пока никто выпускать не может, но необходимо всем или многим. Как только эту технологию освоят другие страны, следует производить опять что-то новое и такое, что другим недоступно.

В результате появления технических новшеств образуется " технологический разрыв" между странами, обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, так как другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться.

Теория " цикла жизни продукта ", разработанная в 1966 г. Р. Верноном *, является наиболее популярной теорией неотехнологического направления. В соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения.

Степень развития технологии и спрос на каждой стадии различны. На первой стадии цикла, когда новую продукцию только начали производить для внутреннего рынка, спрос на нее будет невелик. Она предлагается лицам с высокими доходами, для которых цена не имеет большого значения при принятии решения о приобретении товара. Чем больше лиц с высоким доходом, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, для изготовления которых требуются значительные издержки в связи с новизной технологии. На второй стадии (расширение) спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукция становится общепризнанной. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом.

На третьей стадии (зрелость) спрос на внутреннем рынке насыщен. Производственная технология полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства, цены и достичь максимального выпуска фирмами страны-новатора и зарубежными компаниями, которые начинают проникать на внутренний рынок страны, где появился товар.

На последней стадии цикла продукция стареет, ее производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости.
Теория специализации производства

В начале 80-х годов XXв. американские экономисты П. Кругман и К. Ланкастер предложили альтернативное классическому объяснение причин международной торговли. В соответствии с их подходом, страны с одинаковой обеспеченностью факторами производства смогут извлечь максимальную выгоду из торговли друг с другом, если будут специализироваться в разных производствах, характеризующихся эффектом масштаба. Суть этого хорошо известного из микроэкономической теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством. Теория конкурентных преимуществ или теория международной конкурентоспособности наций Теория внешнеторговой деятельности фирм

Теория выравнивания цен факторов пр-ва П. Самуэльсона:

Суть мех-ма вырав-ия цен состоит в след-ем:

Первоначально цена фак-ов пр-ва будет сравнит-но низкой на фак-ры имеющиеся в данной стране в изобилии и высокой на факторы кот-ых не достаточно. Спец-ия страны на пр-ве капиталистич-их тов-ов приводит к интенсивному переливу капитала в эксп-ые отрасли, относит-но возрастает спрос на капитал по сравнению с его предложением и соответ-но растет его цена. Напротив спец-ия других стран на пр-ве трудоемких тов-ов обуславливает перемещение значит-ых трудовых рес-ов в соответств-ие отрасли, в следствии этого возрастает и цена рабочей силы. Т. о., в соответствии с данной моделью обе группы стран постепенно утрачивают свои первонач-ые преим-ва, происходит сближение уровней их развития. Это создает условия для расширения круга экспортных операций, более глубокого их включения в МРТ с учетом сравнительных преимуществ, возникших на новом уровне их развития.

 

9 Государственное регулирование внешней торговли: тарифные и нетарифные методы.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на:

1. тарифные — основанные на использовании таможенного тарифа и

2. нетарифные — все прочие методы.

Таможенный тариф определяться как:

• конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны.

В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

• фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

• защитную, относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

• балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Классификации таможенных пошлин:

По способу взимания:

• адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

• специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);

• комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы.

 

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары.

По объекту обложения:

• импортные;

• экспортные;

• транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. По характеру:

• сезонные;

• антидемпинговые;

Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены, фиксируемой статистикой.

Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования импорта сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация – повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Нетарифные методы регулирования подразделяются на:

 количественные методы и

 методы скрытого протекционизма.

Часто к ним также относят финансовые методы – субсидии, кредитование, демпинг.

Нетарифные методы применяются для:

-сбалансирования торгового и платежного баланса;

-регулирование спроса и предложение на внутреннем рынке;

-достижения выгодных договоренностей на переговорах;

-в качестве ответных мер на дискриминационные действия.

Административные методы:  лицензирование
  • квотирование
  • антидемпинговые процедуры
  • ценовые преференции
  • технические барьеры (стандарты и нормы)
  • таможенные формальности
  • требования к упаковке и маркировке
  • санитарно-ветеринарные нормы
Экономические методы: -прямое и косвенное финансирование  налоговые льготы
  • кредитование экспорта
  • страхование импорта
  • протекционизм

10. Внешняя торговля России: динамика, структура и формы государственного регулирования.

Внешняя торговля России: динамика, структура и формы государственного регулирования.

Под внеш. торговлей понимается межрегион-ый обмен товарами, услугами и капиталом.

Развитие внеш.торговли обусловлено тем, что она позволяет установить равновесие м/у излишками и дефицитом в хоз-ве отдельных стран.

Стр-ра внешней торговли представлена след-ми видами: экспорт, импорт, транзитная торговля: покупка за рубежом с одновременной продажей в третью страну; пр-во по лицензии; кооперация; компенсац-ые сделки.и т.д.

На развитие внеш.торговли оказывают возд-ие ряд факторов: -углубление МРТ и интернацион-ии прод-ии; -научно-технич.революция, способствующая обновлению основного капитала, созд-ию новых отраслей эк-ки; -активная деят-ть ТНК; -развитие процессов торгово-эк-ой интеграции.

Россия занимает промежут-ые позиции в мировой иерархии м/у промышленно-развитыми и развивающимися странами. Решающими условиями расширения участия России в сис-ме МЭО являются уровень и динамика движения нац-ой эк-ки, степень ее открытости, а также развитость и струк-ра внешнеэк-их контактов, способн-ть соответ-ть постоянно меняющимся условиям м/н хоз-ой жизни. В новых условиях необходимо обеспечить органичное расширение рос-го участия в сис-ме МЭО и более полное исп-ие возможностей МРТ для решения как внутр. задач страны, так и проблем совершенствования ее внешнеэк-из связей.

По мнению многих экспертов, основой создания жизнеспособной эк-ки переходного периода в России следует считать ее открытость, имея в виду влияние конкуренции из-за рубежа.именно в этих условиях мировой рынок влияет на формир-ие цен на отеч.продукцию, а у рос-их производ-ей остается такой выход, как повышение кач-ва и конкурентоспособности прод-ии.

Импорт России в январе 2009 года, снизился на 37, 4%. Внешнеторговый оборот России по сравнению с январем 2008 года уменьшился на 46, 6%.

Эти данные показ-ют, с какими проблемами столкнулась Россия во время кризиса - прежде всего, это зависимость от экспорта нефти и металлов. Однако цены на сырье за последние месяцы сильно упали, что сказалось на стр-ре и объемах экспорта.

Снижение импорта связано прежде всего с девальвацией рубля – ино. товары стали дороже в рублях и их потребление сократилось. Поэтому упал и импорт.

Такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока Россия будет продавать сырье, а на вырученные деньги закупать импортные товары.

Увелич. внешнеторгового оборота было предсказано еще в конце 2008 года. Все ждали резх-ов 1 квартала, и в принципе они никого не удивили. Дело в том, что с конца 2008 года по март 2009-го доллар в целом по отношению к рублю укрепился процентов на 30. Соответственно на такую сумму подорожал импорт, который весь номинирован либо в долларах, либо, что еще хуже, в евро.

Понятно, что импорт стал падать именно по курсовой причине. Плюс ко всему РФ ввела заградительные пошлины по целому ряду направлений – прежде всего, на китайском, на японском направлении – то есть например, на азиатские автомобили – это, конечно, тоже существенно сказалось на импорте.

Экспорт стал падать вслед за падением спроса на внешнем рынке. Основу экспорта РФ, как известно, составляют энергоносители, и падение экспорта произошло в двух направлениях - валово, то есть в единицах реально поставленного товара и в ценовом – то есть в ст-ти. Понятно, что ст-ть упала, потому что упали цены на энергоносители и на металл (основные направления поставки российской продукции), а валово – потому что снизился спрос и на энергоносители, кот-ые исп-ся в том числе в крупнейших экономиках, и на металл, который активно исп-ся для строит-ва, для автомобилестр-ия – все эти отрасли стагнировали, по ним пришелся основной эк-ий удар, поэтому понятно, что обрушение спроса на металлургию, например, в некоторых случаях превышало 40-50%. Настолько же некоторым заводам пришлось снижать выпуск продукции. Плюс ко всему происходила переориентация на российский внутренний рынок, на внутренние проекты. Это, конечно, тоже чуть-чуть ударило по внешней торговле.

К мерам регулирования внешней торговли относятся:

-лицензирование; -квотирование; -сертификация; -система экспортного контроля;

-разрешительная система; -иные ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и трансп-ых средств.

Лицензирование - это разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров, свободное перемещение которых через тамож-ую границу РФ не допуск-ся.

Квотирование - введение колич-ых и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на опред-ый срок по отдельным видам товаров, странам или группам стран.

Сертификация – деят-ть по подтверждению соответствия продукции установл-ым требованиям.

Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализ-ию установл-ого порядка осущ-ия ВЭД.

Разрешительная система - это предст-ие в таможенные органы при производстве таможенного оформления и контроля разрешений различных гос-ых органов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.