Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сверх Я (супер эго)






Оно (Ид)- первая и основная часть личности, которая почти бессознательна, включает в себя все психические формы которые никогда не были сознательными, или которые оказались непреемлимыми для сознания и были вытеснены. Ид не знает ценностей добра и зла, не знает морали

Я (Его)- с одной стороны следует бессознательным инстинктам, с другой подчиняется требованиям реальной жизни, эта часть отвечает за поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению напряжения и усиления удовольствий.

СверхЯ (СуперЭго)- развивается из Эго, служит хранилищем моральных установок, норм поведения, и является цензором мысли и деятельности Эго. Мотивы, мысли и.т.д. не соответствующие нормам, предъявляемым СуперЭго вытесняется в область бессознательного и предсознания

Фрейд предложил Эдипов комплекс (Эдип так возжелал свою мать, что убил своего отца. Каждый мальчик в детстве любил свою мать (как женщину) и ненавидел своего отца, до определенного возраста)

 

Фрейд рассматривает 5 фаз формирования человека

 

1. Оральная 0-1.5 лет - кушать кричать

2. Анальная 1.5-3 г. - горшок, ребенка учат ходить в туалет, ребенок учится управлять сфинктером.

3. Фаллическая 3- 5.5 г - интерес и игра со своими гениталиями.

4. Латентный период 6-12 г. - ничего не происходит.

5. Генитальный от 12-14 до 18г - период полового созревания.

 

На каждой стадии может, происходит застревание, но не обязательно

 

 

Карл Густав Юнг – предложил на ряду с индивидуальным - коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное существует в мыслях каждого отдельного индивидуума, а коллективное оно, потому что является одинаковым у многих людей и объединяет их в нации и народы

 

Коллективное бессознательное состоит из:

 

Архетипы - это идущие с древних времен, формы психических реалий, отражаемыми мифологиями того или иного народа, архетипы носят обобщенный абстрактный характер, конкретизирующий в индивидуальной жизни человека.

 

Основные виды Архетипов.

1. Персона

2. Эго

3. Тень

4. Анима

5. Анимус

6. Самость

 

Персона - это то, каким мы представляем себя миру (характер, одежда, индивидуальность)

 

Эго - это центр сознания, он создает ощущение последовальноси и направление в нашей сознательной жизни

 

Тень - это центр личного бессознательного, в котором сосредоточен материал, вытесненный из сознания включает в себя желания воспоминания, переживания которые отрицаются индивидом как несовместимые с персоной.

 

Анима и Анимус - идеальные бессознательные структуры, отражающие представления о женственности и мужественности- все отношения с противоположным полом находятся под влиянием этих архетипов.

 

Самость - центральный архетип порядка и целостности личности.

 

По Юнгу сознательное и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, он дополняют друг друга, образуя целостность, что и есть самость.

 

Бихевиоризм - 20 в в качестве предмета рассмотрения психология поведения понятое как совокупность реакций организма, обусловленное его общением с стимулами среды, к которой адаптируются S—R (на каждый стимул будет реакция организма)

 

сразу же появилась работа с бихевиоризмом, например при лечении боязни высоты мы выводим человека на 1 этаж, затем поэтапно мы будем, находится на крыше)

 

Основным представителем бихеверизма Уотсон - он начал проводить работы в область психотерапии

основными болезнями бизнесменов истерия (болезнь матки)

 

Гумманстическая психология А брахам Маслоу, Карл Роджерс, Генри Олпорт.

гуманизм от лат (человечный) – Общая ориентация на отношению к человеку к его правам, свободе как к высшей ценности

 

по Маслоу пирамида потребностей она состоит из 5 частей

 

5.самоактуризация, творчество

 

4.уважениние других, власть, значительность

 

3.любовь, уважение понимание, самоуважение

 

2.общение первичное

 

1.самосохранение, еда, безопасность

 

Характеристика самоактуризирующей личности - понятие себя и других, природы, спонтанность, простота, естественность, автономность не зависимость от культуры и среды, постоянная свежеть оценки, потребность в уединении, чувство сопричастности и единения с другими, демократическая структура характера, различение добра и зла, философское (невраждебное чувство юмора)- по мнению Маслоу каждый человек стремится к этому, но в тоже время он считает, что самоактуризующая личность не совершенна, так как она может испытывать досаду, гнев, и.т.д. и еще Маслоу считает, что это не уход от проблемы, а движение от проблем кажущихся и простых к проблемам реальным и сложным.

 

Клиентцентрическая терапия Карл Роджерс (центрированность на клиенте поддержка внимание есть анекдот про клиента выбросивщевося из окна)

 

Экзистенциональная психология - очень сложная школа берет начало в Философии

ее последователи: Серен Кьергегор, Хайдегер, А. Камю, К.Яспис.

объектом исследования Экзистенционалистов является человек как субъект и его субъективного переживания своего существования. (для чего живем, с чем мы пришли в этот мир и.т.д.)

 

Когнитивная психология (когнитио стимул) - у человека есть всегда потребляющий стимул, у него есть

первичные подкрепители и

вторничные подкрепители

 

первичные - прямые физические вознаграждения

вторичные - нейтральные стимулы, которые ассоциируются с первичными подкрепителями и сами начинают действовать как награды

пример подсоединяли крысе электрод в мозг, ребенок сделал уроки – дали конфету

когнитивисты занимались проблемами памяти

до 40 лет мы помним дни вчерашние и позавчерашние

а в 60 лет мы часто вспоминаем свою молодость

т.е. чем человек старше, тем сложнее ему вспомнить недалекое прошлое

 

Неофрейдизм - Карен Хорни - единственная женщина вывела комплекс Электра, и с позиции Фрейда она вывела свое: - У ребенка из за отношений с родителями возникает базальное чувство тревоги, отражающее беспомощность ребенка в потенциально враждебном мире. она сказала, что невроз это реакция на тревожность.

 

у ребенка невротическая мотивация приобретает 3 направления

 

1. Движение к людям и потребность в любви

2. Движение от людей и потребность в независимости

3. Движение против людей и потребность во власти

26. ОБЩЕНИЯ

 

Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людь­ми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия.

Исследования общения имеют давние традиции в отечественной психоло­гии. О важности этой проблематики для изучения моральных чувств гово­рил еще Сеченов. Первым в России стал проводить эксперименты с целью изучения некоторых сторон общения Бехтерев. Внесли свой вклад в разра­ботку проблем общения Лазурский, Выготский, Мясищев. Рассматривая воп­рос о психологической структуре человека как субъекта деятельности (то есть производящего материальные и духовные ценности), Ананьев подчеркивал роль общения. Он отмечал, что общение является важнейшей деятельностью, возникшей на базе труда и в процессе социально-исторического развития став­шей самостоятельным видом деятельности.

В настоящее время проблемы общения находятся в центре внимания мно­гих отечественных психологов. Рассматривается общение в онтогенезе как один из факторов психического развития личности, связь потребности в общении с другими человеческими потребностями, значение общения для регуляции поведения личности, взаимосвязь общения и эмоциональной сфе­ры личности, особенности психических процессов в условиях общения и т. д.

Основные аспекты передачи и восприятия информации в процессе об­щения. Любая совместная деятельность людей неотделима от их общения. В основе общения лежит коммуникативный процесс передачи информации от одного лица другому или группе лиц и восприятие этой информации дан­ными лицами. В любом единичном акте передачи и восприятия информации необходимы, как минимум, два человека — отправитель информации (ком­муникатор) и ее получатель (коммуникант или адресат).

Подходя к проблематике общения с точки зрения теории информации, можно выделить в соответствии с работами классиков этой теории Шеннона и Уивера три следующие проблемы коммуникаций (передачи — приема информации).

1. Техническая проблема. Насколько точно могут быть переданы симво­лы коммуникации?

2. Семантическая проблема. Насколько точно переданные символы вы­ражают желаемый смысл?

3. Проблема эффективности. Насколько эффективно воспринятый смысл влияет на людей в желаемом направлении?

Все эти проблемы тесно связаны между собой. Так, технические помехи какого-либо передающего устройства или неточность используемых понятий могут уменьшать степень эффективности той или иной коммуникации. При научном анализе коммуникаций обычно исходят из модели Шеннона, в со­ответствии с которой можно выделить следующие основные элементы ком­муникационной цепи:

1) источник информации (ее отправитель, коммуникатор);

2) передатчик;

3) приемник;

4) получатель информации (коммуникант, адресат коммуникации).

В роли отправителя информации может выступать любой индивид, име­ющий намерение что-либо сообщить другому лицу или группе лиц, а также повлиять на них соответствующим образом. Отправитель информации зача­стую является в то же самое время и источником информации, однако эти две роли не следует полностью отождествлять. Например, когда на лекции преподаватель рассказывает об исследованиях других ученых, то он высту­пает скорее как коммуникатор, а не как источник данной информации.

Та или иная информация кодируется ее отправителем на основе системы знаков для передачи адресату коммуникации. Преобразование информации в сигналы производится коммуникатором посредством передатчика, в роли которого могут выступать биологические органы (например, голосовые связки) или технические устройства (например, автоматическое электрическое таб­ло). Коммуникатор может сказать или написать что-либо, продемонстриро­вать схему или чертеж, наконец, выразить свою мысль мимикой и жестами. Таким образом, при передаче информации всегда используется ряд опреде­ленных знаков.

Сигналы коммуникатора поступают к приемнику, который, как и пере­датчик, представляет собой биологический орган или техническое устройство с функцией декодирования полученного сообщения. Коммуникационную цепь замыкает получатель (адресат) информации — лицо, которое воспринимает и интерпретирует эту информацию.

Весь путь прохождения информации, от ее отправителя до получателя, называется каналом коммуникации (имеется в виду как физическая, так и социальная среда). Необходимо отличать каналы от различных средств, ис­пользуемых при передаче информации. В качестве таких средств выступа­ют письменные документы, телефон, радио, телевидение и т. д. Передача ин­формации может быть осуществлена и непосредственным образом, когда участники коммуникации взаимодействуют лицом к лицу на основе устной речи или используя невербальные знаки.

Роли участников коммуникации нельзя разделить на активные (отпра­вители информации) и пассивные (получатели информации). Последние также должны проявлять определенную активность, чтобы адекватно ин­терпретировать информацию. Кроме того, отправитель информации и ее по­лучатель могут меняться своими ролями в ходе общения. Одна из первей­ших проблем, с которой встречается каждый коммуникатор, заключается в необходимости привлечь внимание адресата информации к предстояще­му сообщению. Можно назвать две очевидные характеристики коммуника­ции, позволяющие удерживать внимание получателя информации. Это новизна и значимость для него данного сообщения. Поэтому коммуникато­ру важно иметь ясное представление о том круге сведений, которым рас­полагает будущий адресат информации, и об иерархии его ценностных ори­ентации.

Для адекватного понимания какого-либо сообщения необходима опреде­ленная общность «тезаурусов» отправителя информации и адресата. В пере­воде с древнегреческого «тезаурус» означает сокровище. В данном случае под тезаурусом понимается вся совокупность информации, которой располагает данный человек. Большие различия в запасе и характере информации за­трудняют общение. Известно, что члены каждой профессиональной группы имеют свой, специфический язык, широко используемый в практике их тру­довой деятельности. С одной стороны, наличие такого языка помогает спе­циалистам быстрее обмениваться информацией друг с другом, с другой, — использование ими элементов своего профессионального жаргона в общении с представителями других профессиональных групп отрицательно сказыва­ется на их взаимопонимании.

Эффективность общения зависит от многих социально-психологических факторов, сопутствующих процессу передачи и восприятия информации. Эти факторы являются предметом исследования в отечественной и зарубежной социальной психологии. Рассматриваются, например, особенности соци­альных ролей участников общения, престижность коммуникаторов, соци­альные установки получателя информации, особенности протекания его психических процессов. Имеются экспериментальные данные, свидетельству­ющие о том, что возрастные, профессиональные и ролевые характеристики участников общения существенно влияют на процессы передачи и восприя­тия информации.

Успешному межличностному общению могут препятствовать различные помехи. Иногда отправитель информации неправильно ее кодирует, напри­мер, выражает свое сообщение несоответствующими словами. В данном слу­чае можно считать, что не решается семантическая проблема коммуникации. Так, порой то или иное неосторожное слово или необдуманная фраза могут болезненно задеть адресата коммуникации и вызвать у него острую эмоцио­нальную реакцию возражения и противодействия. Ситуация может превра­титься в конфликтную. Нередко коммуникатору потом еще долго приходится убеждать адресата коммуникации в том, что тот его неправильно понял, что он не хотел его обидеть, что имел в виду совсем не то, о чем подумал полу­чатель информации, и т. д.

Процесс передачи информации также может сопровождаться помехами, из-за чего информация поступает к получателю в искаженном виде. Это бы­вает, например, когда информация проходит через большое число лиц или иерархических уровней организации. По данным американских авторов, в ус­тном сообщении при каждой последующей передаче теряется около 30% ин­формации. Отметим, что человек, которому адресована информация, может просто ее неправильно интерпретировать.

Западные исследователи уделяют много внимания рассмотрению различ­ных барьеров на пути межличностных коммуникаций (Роджерс, Ротлисбер-гер). Главным барьером называют тенденцию к преждевременной оценке сообщения, его одобрению или неодобрению, вместо того, чтобы в процессе обмена мнениями сохранять нейтральную позицию. К возможным барьерам, препятствующим эффективному общению, относят различия в образовании, опыте, мотивации и другие.

В процессе передачи информации используются различные знаковые си­стемы. На этом основании обычно выделяют вербальную и невербальную ком­муникации.

При вербальной коммуникации используются сообщения, выраженные в словах (устно, письменно или в печатной форме). Важнейшим средством такой коммуникации является устная речь, хотя бы по той причине, что она не требует особых материальных затрат при межличностном общении. Кроме того, обращаясь к устной речи, можно передавать информацию не только словами или предложениями. В такой речи люди используют еще и пара-лингвистические средства, которые также могут нести определенный смысл. Это степень громкости речи, ее ритм, распределение пауз, а также вокали­зация — смех, плач, зевота, вздохи. Например, если кто-то со смехом гово­рит нам: «Пошел вон отсюда!», совсем не вкладывая буквальный смысл в свои слова, то мы понимаем подтекст этой фразы. Или, если человек увеличивает темп своей речи, то этим он хочет сообщить нам о своем беспокойстве или волнении. Таким образом, существует огромное разнообразие различных лингвистических и паралингвистических форм передачи информации. Од­нако наряду с вербальными формами коммуникации люди используют и не­вербальные формы, которые иногда поддерживают вербальные сообщения, а иногда и противоречат им. Порой невербальные формы коммуникации даже превосходят по своей действенности вербальные формы. Невербальная ком­муникация подразумевает передачу информации без использования языка слов. При этом мы получаем информацию посредством зрения, фиксируя такие выразительные элементы поведения, как лицевую экспрессию, жесты, позу, мимику, внешний вид в целом.

Невербальное общение. Визуальный контакт. Нередко, глядя на че­ловека, мы устанавливаем с ним визуальный контакт. Такой контакт является одной из форм невербальной коммуникации. Посредством визуального контакта можно получить некоторую информацию о другом человеке. Прежде всего, его взгляд может выражать интерес к данной ситуации или же, наобо­рот, его отсутствие. Авторы романов о влюбленных нередко пишут о том, что «они не сводили друг с друга глаз». «Рассеянный» взгляд или взгляд «в сторону» говорят о недостатке внимания к кому-либо или к чему-либо. Од­нако порой нежелание человека смотреть в глаза другому связано с тем, что первый должен сообщить ему неприятные вести. Недостаточность визуаль­ного контакта может также говорить о застенчивости индивида или его бояз­ливости. Поскольку взгляд несет значительную эмоциональную нагрузку, существуют определенные неписанные правила относительно того, как и когда им пользоваться. Многое обусловлено культурными традициями той или иной страны. Так, в Европе и Северной Америке прямой взгляд в глаза другому человеку выражает стремление к искренности, доверительности. В Азии, на­пример, в Японии и Корее прямой взгляд может интерпретироваться как по­казатель агрессивности. В Японии не принято пристально смотреть на собе­седника — беседующие смотрят, в основном, на икебану. В Чечне, в соответ­ствии с традицией, женщины избегают визуального контакта при встрече с незнакомым мужчиной. Пристальный взгляд в глаза другому человеку мо­жет использоваться также как знак агрессии или доминирования. Иной учи­тель в классе одним взглядом останавливает расшалившихся школьников. Визуальный контакт может также облегчить взаимодействие людей при вы­полнении совместной задачи. Нередко выступающие за одну команду спорт­смены, обменявшись лишь взглядами, успешно согласовывают последующие совместные действия.

Нередко визуальный контакт сочетается с вербальным взаимодействием — беседой. Когда два человека разговаривают, время от времени они смотрят друг другу в глаза. По данным английского психолога Аргайла, доля времени, уделяемая такому взгляду с каждой стороны, обычно колеблется от 25 до 75 % времени продолжительности разговора, хотя полный диапазон, за­фиксированный в его лаборатории, простирается от нуля до ста процентов.

Данные исследований говорят о том, что имеются индивидуальные раз­личия в стремлении людей к визуальным контактам. Экстраверты больше времени смотрят на взаимодействующего с ними человека, чем интроверты, и их взгляды более продолжительны. Люди с высоким уровнем потребно­сти в аффилиации (принадлежности) уделяют больше времени взгляду на других людей, но только тогда, когда в основе ситуации лежит дружба или сотрудничество. Если ситуация имеет соревновательный характер, такие ин­дивиды меньше смотрят на своих соперников. Однако в подобной ситуации индивиды с высоким уровнем потребности в доминировании уделяют больше времени взгляду на других людей (Экслайн). Имеются различия между мужчинами и женщинами в стремлении к визуальным контактам. Женщи­ны более склонны к пристальному взгляду, чем мужчины, особенно разго­варивая с другими женщинами. Экслайн также обнаружил, что люди, склонные к абстрактному мышлению, больше смотрят на других во время взаимодействия, чем люди, мыслящие конкретными образами. Первые име­ют больше способностей к интеграции воспринимаемых факторов и менее подвержены иногда приводящим в растерянность свойствам визуального контакта.

В целом, как отмечает американский психолог Паттерсон, пристальный взгляд, используемый в целях визуального контакта, выполняет следующие пять функций:

1) информационное обеспечение;

2) регулирование взаимодействия;

3) выражение интимности;

4) проявление социального контроля;

5) облегчение выполнения задачи.

Таким образом, пристальный взгляд с целью визуального контакта яв­ляется столь же значимой стороной коммуникации, как и использование слов.

Лицевые экспрессии также могут играть немаловажную роль в межлич­ностном общении. Вера в то, что выражение лица какого-либо человека мо­жет отражать его истинные чувства, является общепринятой. Более двух тысяч лет назад древнеримский оратор Цицерон называл лицо «отражением души». Однако нельзя не отметить, что люди способны контролировать выражение своего лица, и это затрудняет распознавание их подлинных эмоциональных состояний.

В 1871 г. Дарвин высказал предположение, что определенные лицевые эк­спрессии являются врожденными и, таким образом, доступны для понимания каждого человека. Поэтому они играют важную коммуникативную роль.

Данные современных исследований подтверждают эти положения, показы­вая, например, что представители различных культур, испытывая опреде­ленные эмоции, проявляют одинаковые лицевые экспрессии. В эксперимен­те Мацумото испытуемые — американские и японские студенты последнего курса колледжа — рассматривали экспрессии шести универсальных эмоций (гнев, отвращение, страх, радость, печаль, удивление), которые изобража­ли американские и японские мужчины и женщины. Обнаружилось, что как американские, так и японские студенты были способны различать представ­ленные эмоции. И это не зависело от того, были ли люди, изображавшие ту или иную эмоцию, американцами или японцами.

Телодвижения человека, его позы и жесты, наряду с выражением лица, взглядом также могут нести о нем ту или иную информацию, играя опреде­ленную роль в межличностном общении. Так, по походке можно судить о физическом состоянии человека, его настроении. В особенностях позы и же­стикуляции проявляются и личностные черты, и намерения, и эмоциональ­ные состояния человека. Непосредственному наблюдению доступнее всего различные эмоциональные состояния. Порой приходится наблюдать, как взволнованный человек постоянно прикасается к тем или иным частям свое­го тела, потирает или почесывает их. Данные исследований показывают, что люди в состоянии возбуждения делают большее количество подобных тело­движений, чем в спокойном состоянии. Жесты специально используются че­ловеком для передачи информации. Определенные движения головой могут выражать знак утверждения или отрицания, жестом руки предлагают чело­веку сесть или встать, машут рукой в знак приветствия или прощания. Ко­нечно, жесты могут выступать в качестве своеобразного языка лишь в том слу­чае, если взаимодействующие люди однозначно понимают их в соответствии с особенностями национальной культуры и контекстом ситуации.

В последние десятилетия изучение коммуникативных функций телодви­жений (языка тела) выделилось в качестве отдельной ветви научного зна­ния (кинесики). Высказывается предположение, что имеется приблизитель­но от 50 до 60 основных типов телодвижений, которые составляют сердцеви­ну невербального языка тела. Его основные единицы используются одновре­менно, для того чтобы выражать тот или иной смысл, во многом подобно тому, как произнесенные звуки сочетаются, образуя слова, полные значения.

Невербальные поведенческие акты, которые прямо связаны с вербальным языком, называются иллюстраторами. Например, если кто-то спрашивает, где находится ближайшая станция метро, то, вероятно, будут использовать­ся для объяснения как слова, так и жесты одновременно.

Конечно, не всегда жесты сопровождают вербальный язык. Иногда жесты заменяют целые фразы. Такие жесты, называемые эмблемами, являются не­вербальными актами, которые однозначно понимают большинство представителей той или иной культуры. Взмах руки во время встречи в качестве приветствия широко распространен во многих странах Европы и Северной Америки. Порой, один и тот же жест может выражать различные значения в различных культурах. Например, в Северной Америке круг, образованный большим и указательным пальцами, когда другие пальцы подняты, обозна­чает, что все в порядке, но во Франции это значит нуль или нечто никчем­ное. В Средиземноморских странах и на Среднем Востоке это неприличный жест. Подобные различия могут вносить непонимание в контакты предста­вителей различных культур.

Позы и жесты нередко свидетельствуют о характере взаимоотношений между двумя индивидами, например, о статусных различиях этих людей, Человек с более высоким социальным статусом, вступая в контакт с другим индивидом, обычно выглядит более расслабленным: его руки и ноги находятся в асимметричных позициях и слегка согнуты, но отношению к телу. Человек с низким статусом, вероятнее всего, будет сохранять полную непод­вижность, выпрямив корпус, держа ноги вместе и прижав руки к телу.

Западные исследователи отмечают также тендерные различия в языке тела, которые считаются результатом различной социализации мужчин и женщин. Считается, что мужчины склонны в гораздо большей степени принимать от­крытые позы, в то время как женщины чаще принимают закрытые позы, что характерно для лиц с более низким статусом. Взаимное притяжение также выражается в телодвижениях и в жестах. Люди, которые симпатизируют друг другу, чаще наклоняются вперед, держась прямо напротив другого челове­ка, сохраняя при этом более расслабленное положение тела. В целом позы и жесты человека в сочетании с его лицевыми экспрессиями и взглядом могут нести о нем обширную информацию. Все эти элементы невербального пове­дения используются человеком для того, чтобы сформировать у окружаю­щих то или иное впечатление о себе.

Формирование первого впечатления о человеке. «По одежке встреча­ют, по уму провожают» — гласит старая русская поговорка. Но на первое впечатление о другом человеке влияют не только его костюм, платье, различные их элементы. Весь внешний облик воспринимаемого человека, ми­мика, жесты, манера поведения, голос складываются у нас в определенный образ. Мы делаем умозаключение о намерениях и мотивах этого человека, его эмоциях, установках, чертах личности.

Первая встреча с новым человеком, знакомство с ним уже приводят к фор­мированию у нас некоторого впечатления о нем. Немаловажно значение та­кого впечатления. В зависимости от него мы соответствующим образом реа­гируем на эту встречу, предпринимаем: определенные действия. На основе первого впечатления осуществляются (или не осуществляются) последующие контакты между участниками данной социальной ситуации.

Роль внешности и поведения при первой встрече с незнакомым челове­ком хорошо демонстрирует следующий эксперимент Бодалева. Группе взрос­лых испытуемых было предложено письменно охарактеризовать незнакомо­го человека, который несколько раз появлялся перед ними. В первый раз не­знакомец лишь приоткрыл дверь в комнату, где находились испытуемые, по­искал глазами что-то и, сказав: «Простите», закрыл дверь. В другой раз он вошел туда и молча постоял. В третий раз незнакомец прошелся по комнате, заглянул в записи одного из испытуемых, погрозил пальцем девушке, кото­рая хотела в этот момент поговорить с соседом, посмотрел в окно и удалил­ся. Вернувшись в комнату снова, он мастерски начал читать басню. Нако­нец, при последнем появлении незнакомца перед испытуемыми им разреши­ли задавать ему любые вопросы, кроме тех, которые требовали бы от него прямого ответа о чертах собственной личности. Интервалы перед названны­ми сеансами равнялись трем минутам. Незнакомый человек был в поле зре­ния испытуемых в первый раз десять секунд, во второй, третий и четвертый — по одной минуте, в последний раз — пять минут. Полученные данные пока­зали, что количество высказываний испытуемых о тех или иных сторонах внешнего облика и поведения человека, бывшего объектом восприятий, от­личались на разных стадиях знакомства с ним. На самых первых стадиях испытуемые воспринимали главным образом черты его внешнего облика. Почти все высказывания испытуемых о чертах личности наблюдаемого чело­века и впечатлении, которое он на них произвел, приходились на четвертую и пятую стадии. На последнюю стадию знакомства с воспринимаемым чело­веком пришлось больше всего суждений о его психических свойствах. Свое отношение к этому человеку большая часть испытуемых смогла сформули­ровать на последней стадии встречи с ним.

Было продемонстрировано, что самое первое впечатление обусловлено при­знаками, которые наилучшим образом выражены во внешности воспринима­емого человека. Что же касается интересов, вкусов, кругозора, привязанно­стей незнакомца, то испытуемые смогли сделать заключение о них лишь после того, как он прочитал басню и ответил на ряд вопросов. В этом же экспери­менте обнаружилось, что индивидуальные различия между людьми прояв­ляются не только в их наблюдательности, показателем которой могут слу­жить количественные данные восприятия испытуемыми внешнего облика и поведения незнакомца. Испытуемые неодинаково оценивали воспринимаемого ими человека и выражали различное отношение к нему. Одни сочли его сим­патичным, другие придерживались противоположного мнения. Некоторые никак не выразили своего отношения к незнакомцу.

Полученные данные свидетельствуют о том, что формирование образа дру­гого человека на основе первого впечатления зависит также от особенностей личности субъекта восприятия. Такой образ всегда содержит неточности, а какая-либо оценка черт личности и ее эмоционального состояния может ока­заться поспешным обобщением.

Итак, когда мы впервые видим человека, наше впечатление о нем обуслов­лено не только теми или иными его особенностями и спецификой данной си­туации. Мы неизбежно проявляем и себя, свои личностные черты. Предпола­гается, что каждый человек имеет имплицитную, то есть подразумеваемую, не выраженную прямо теорию личности и при восприятии другого исходит имен­но из такой теории. Например, если мы считаем какого-либо человека агрес­сивным, не проявляем ли мы тенденцию считать его также и энергичным? Или, считая человека добрым, не приписываем ли мы ему при этом одновременно и честность?

Американский психолог Г. Келли получил экспериментальные данные, которые демонстрируют влияние имплицитной теории личности на восприя­тие другого человека. Сначала студентам были представлены краткие опи­сания совершенно незнакомого им лектора. Все описания были идентичны­ми, за исключением следующего: в одном случае лектор характеризовался как «весьма холодный», в другом случае как «очень сердечный». Ряд сту­дентов получили одно описание, другой ряд — иное. После лекции студен­ты, которые слушали «очень сердечного» лектора, более высоко оценили его тактичность, информированность, дружелюбие, открытость, естественность, чувство юмора и человечность, чем те студенты, которые слушали «холод­ного» лектора. Предполагается, что полученные данные берут начало в им­плицитном мнении испытуемых о том, какие черты личности сопровождают ее сердечность и какие — холодность. Таким образом, имплицитная теория личности — это определенная когнитивная система, которая влияет на то, как воспринимаются другие люди.

Среди факторов, формирующих первое впечатление о человеке, следует отметить его социальный статус и связанный с ним престиж в обществе. В этом плане показателен эксперимент, который провел Уилсон в одном из колледжей Австралии. Пяти группам студентов был представлен в качестве приглашенного преподавателя незнакомый человек. При этом его академи­ческий статус называли в каждой группе по-разному. Так, в одной группе он был представлен как профессор психологии Кембриджского университе­та, в другой группе — как главный лектор, затем просто лектор, лаборант и, наконец, студент. После этого студентов каждой группы просили оценить рост приглашенного преподавателя. Было обнаружено, что чем выше статус, приписываемый данному незнакомцу, тем выше ростом он казался студен­там. Получилось, что рост «профессора психологии» выше роста «студента» более чем на шесть сантиметров. Социально-психологический показатель — статус человека оказался связанным с его физическим показателем — рос­том. Иногда исследователи отмечают и другую тенденцию. Высокие массивные люди воспринимаются как более значимые в социальном смысле, по срав­нению с теми, чьи габариты не так велики.

По данным Бодалева, воспринимая других людей и затем словесно вос­создавая их облик, взрослые испытуемые выделяют прежде всего рост, гла­за (цвет), волосы (цвет), мимику (выражение глаз и лица), нос, особенно­сти телосложения человека. Все другие признаки отмечаются реже. Рост, цвет глаз и волос являются у взрослых наиболее значимыми отличительными эле­ментами облика человека. При словесном воссоздании внешности людей эти элементы выполняют роль своеобразных опорных признаков для большин­ства испытуемых. С данными признаками затем связывают и другие харак­терные элементы облика воспринимаемого человека.

Исследования отечественных психологов показывают, как происходит раз­витие восприятия человека с возрастом. Как отмечает Бодалев, с возрастом при словесном воссоздании облика воспринимаемого человека все чаще вклю­чаются в качестве существенных признаков внешности компоненты, образу­ющие его физический облик, а также описания черт его экспрессии. Один из важных выводов состоит здесь в том, что «хотя практически человек срав­нительно рано начинает «читать» язык экспрессии и пользоваться им в сво­ем общении с окружающими, однако тот факт, что выразительное поведе­ние — важный признак в числе характерных индивидуальных особеннос­тей внешнего облика, осознается постепенно». Несомненно также, что про­фессиональная деятельность человека сказывается на особенностях восприя­тия и понимания других людей. Это проявляется уже при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Прежде всего профессиональ­ные различия видны в обстоятельности описания внешнего облика и внут­реннего мира воспринимаемого человека. Кукосян для этого использует тер­мин «полнота отражения», имея в виду отношение числа воспринятых и за­фиксированных испытуемыми элементов внешнего и внутреннего облика объекта познания к общему количеству элементов, которые могли быть от­ражены при заданных условиях. По показателю «полноты отражения» осо­бенно резко отличались друг от друга юристы и физики. Первые намного полнее, чем вторые «отразили» познаваемого человека при формировании о нем первого впечатления.

Профессиональная принадлежность индивида — субъекта познания влияет и на специфику описания им воспринимаемых людей при формировании первого впечатления. Здесь также обнаружилось наиболее резкое различие между юристами и физиками (кроме них сопоставлялись данные по груп­пам экономистов, биологов и художников). Описания юристов характеризо­вались подробностью, самым большим объемом информации, последователь­ностью изложения по определенной схеме. Описания, данные физиками, от­личались краткостью, небольшим объемом информации, носящей более обобщенный характер, абстрактностью. Видимо, это различие связано с тем, что юристы в своей профессиональной деятельности постоянно связаны с людь­ми, тогда как физики имеют дело преимущественно с приборами.

Социальная категоризация и стереотипизация как продукты межлич­ностного восприятия. Воспринимая различные объекты окружающего мира, мы, прежде всего, идентифицируем их в соответствии с определенными при­знаками. При этом, исходя из имеющихся у нас знаний, мы классифициру­ем данные объекты. Так, стол относится к категории мебели, чашка — к категории посуды, а кот - к категории домашних животных. В каждую категорию попадают объекты, имеющие какие-либо существенные общие черты и свойства. Такая категоризация облегчает нам познание мира, дает возмож­ность успешно действовать в нем. Мы не обходимся без категоризации и тог­да, когда речь идет о людях, как из непосредственного окружения, так и тех, с которыми никогда не встретимся. Эта постоянно демонстрируемая нами тенденция называется процессом социальной категоризации. От того, к ка­кой социальной категории мы относим какого-либо человека, зависит и наше отношение к нему, и последующие действия.

Факты свидетельствуют о том, что одного ж того же человека можно от­нести к различным социальным категориям, порой даже с полярной оценочной окраской. Так, говоря сегодня об экс-президенте Чили, генерале Пино­чете, одни называют его «кровавым диктатором», другие — «творцом чилий­ского экономического чуда». Соответственно определяется и различное отно­шение к деятельности генерала Пиночета на посту главы государства. Оче­видно, что подобная категоризация может приводить к односторонним оценкам, тогда как необходимо учитывать все аспекты деятельности данной персоны.

Хотя категоризация совершенно необходима для организации материала восприятия, в то же время эта мыслительная операция таит в себе опреде­ленную опасность для адекватного суждения о каком-либо объекте. Кто не оказывался порой в плену предвзятых суждений о другом человеке? Даже первой встречи бывает достаточно, чтобы мы составили определенное мнение о нем. Пол, возраст, раса, национальность, элементы внешнего облика вос­принимаемого человека — длина волос, тип одежды, различные украшения и т. д. — все эти признаки, как по отдельности, так и вместе взятые побуж­дают относить его к какой-либо категории людей. При этом обычно мы при­писываем ему некоторые личностные свойства, способности, мотивы, соци­альные ценности, то есть осуществляем процесс стереотипизации. В конеч­ном счете, воспринимая человека, мы оцениваем его в соответствии с той со­циальной категорией, к которой; по нашему мнению, он принадлежит. Мы наделяем этого человека теми чертами и свойствами, которые характерны, как нам кажется, для данной категории людей. Так, многие из нас считают, что политики склонны к компромиссам, военных отличает прямолинейность, а красивых людей — самовлюбленность. Это все — примеры социальных сте­реотипов. Насколько же правомерными являются при этом наши суждения?

Сам по себе термин «стереотип» заимствован из типографского мира. Так называется монолитная печатная форма, применяемая при печатании боль­ших тиражей. Подобная форма позволяет экономить время и силы, но за­трудняет внесение изменений в текст. В социальные науки термин «стерео­тип» ввел в 1922 г. американский журналист Липпман, который отметил, что люди часто используют подобный механизм, общаясь друг с другом и при­бегая к определенным шаблонам восприятия. Относя какого-либо человека к той или иной категории лиц, легче строить свои взаимоотношения с ним.

Рэйвен и Рубин выделяют две важные функции стереотипов. Во-первых, посредством стереотипизации можно минимизировать «непреодолимую слож­ность информации до поддающихся анализу пропорций». Вместо того, что­бы блуждать в поисках характерных и уникальных черт встреченного чело­века, можно ограничиться общими стереотипами. Это особенно важно тогда, когда нужно быстро принимать решение в ситуации неопределенности. Во-вторых, поскольку одних и тех же стереотипов придерживаются многие люди, они могут легко общаться друг с другом. Стереотипы выступают как форма «социальной стенографии».

Широко распространены этнические (или культуральные) стереотипы, в соответствии с которыми определенные психологические свойства припи­сывают представителям тех или иных наций. Майерс приводит данные ис­следований, показывающие, что европейцы считают жителей Южной Евро­пы, например итальянцев, более эмоциональными и менее искусными в ра­боте, чем жителей Северной Европы — немцев и скандинавов. Стереотип южанина как человека более экспансивного существует даже в пределах одной страны. Так, в каждой из двадцати стран Северного полушария жители юга данной страны считаются более экспрессивными, чем жители севера (чего нельзя сказать о шести странах в Южном полушарии).

Заслуживает внимания тот факт, что значительная часть людей приписы­вает какой-либо рассматриваемой группе одни и те же черты. Показательны в этом плане данные одного из исследований, проведенных в США (Карлинз, Коффман, Уолтерз). Ста университетским студентам был предложен перечень 84 личностных черт, с тем, чтобы они отметили, какие из этих черт наиболее свойственны указанным десяти этническим группам. Если бы ка­кие-либо черты подбирались студентами случайно, то можно было бы ожи­дать, что около 6% из них выберут любую данную черту для любой данной группы. Однако почти для каждой этнической группы были подобраны бо­лее чем 20 % студентов, по крайней мере, три черты. И, по крайней мере, одна черта выбиралась более чем 50 % студентов. Например, американцы были названы материалистичными (67%), англичане — консервативными (53%), немцы — усердными (59%). Таким образом, можно говорить об из­вестном согласии относительно свойств, приписываемых различным этничес­ким группам.

Обоснованна ли подобная стереотипизация? Соответствуют ли стереоти­пы реальности? Прежде всего, отметим, что стереотипы возникают не на пу­стом месте. Ряд американских исследователей считают, что стереотипы мо­гут содержать зерно истины. По их мнению, люди, высказывая суждение о других группах, сравнивают их со своей собственной группой. Так, если немцы в среднем считаются несколько более усердными, чем американцы, то эта черта будет частью стереотипа, даже хотя среднее различие может быть очень маленьким.

Некоторые данные свидетельствуют о том, что имеются рациональные ос­нования для формирования тех или иных стереотипов. Возьмем, например, стереотип пожилого работника, разделяемый многими людьми в различных организациях США. Одно из исследований показало, что пожилые работ­ники оценивались как не склонные к изменениям и творчеству, более осмот­рительные и менее работоспособные даже тогда, когда их трудовые показа­тели были не хуже, чем у тех, кто был моложе (Митчелл). К этому следует добавить, что по данным другого исследования, проведенного ранее, обна­ружена меньшая склонность к риску (большая осмотрительность) пожилых менеджеров, по сравнению с более молодыми. Таким образом, можно гово­рить о зерне истины, содержащемся в стереотипе пожилого работника, то есть о том, что такой работник обладает определенными характерными свойства­ми. Но из этого совсем не следует, что всем без исключения пожилым работ­никам присущи указанные свойства. Ошибочность стереотипа проявляется тогда, когда он влияет на суждение о конкретной личности с ее индивиду­альными особенностями. Действительно, в этом случае вместо того, чтобы попытаться учесть всю уникальность данного человека, его воспринимают лишь на основе какой-то единственной категории, к которой он принадле­жит. Стереотипы рождают определенные ожидания относительно поведения людей и дают возможность взаимодействовать на этой основе.

Социальное взаимодействие и общение. Общаясь между собой, люди не только передают и получают информацию, так или иначе воспринимают друг друга, но и определенным образом взаимодействуют. Социальное вза­имодействие является характерной чертой человеческой жизнедеятельности. Каждый наш день включает множество различных по форме и содержанию типов взаимодействия с другими людьми. Не случайно многие исследовате­ли считают, что проблемы взаимодействия должны занимать центральное место в социально-психологической науке. Самым общим образом социальное вза­имодействие можно определить как «процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других» (Смелзер).

Социальное взаимодействие может также рассматриваться как одна из сторон общения, как коммуникационный процесс, направленный на то, что­бы повлиять на действия и взгляды индивидов, вовлеченных в этот процесс.

Американский психолог Холландер выделяет следующие характерные черты социального взаимодействия. Первая черта — взаимозависимость по­ведения участников взаимодействия, когда поведение одного участника вы­ступает как стимул для поведения другого, и наоборот. Вторая характерная черта социального взаимодействия — это взаимные поведенческие ожидания на основе межличностного восприятия друг друга. Фундаментом, лежащим в основе первой и второй, является третья черта — подразумеваемая каж­дым участником взаимодействия оценка ценности, приписываемой действи­ям и мотивам других людей, а также удовлетворенности, которую другие могут обеспечить.

Западные исследователи выделяют две большие категории в понятии «структура взаимодействия». Во-первых, это формальная структура вза­имодействия, под которой понимают такие образцы взаимоотношений, кото­рые требуются обществом, его социальными институтами и организациями. Во-вторых, имеется также неформальная структура взаимодействия, порождаемая индивидуальными мотивами, ценностями, особенностями восприятия. То, что называется формальным уровнем взаимодействия, закреплено в формальных (официальных) социальных ролях. Неформальный уровень взаимодействия основан на межличностной привлекательности, привязанности людей друг к другу. Этот уровень обусловлен индивидуальными диспозициями. Отметим также, что взаимодействие в официальных ситуациях может приобретать не­которые черты неформального взаимодействия. Будучи длительными и непре­рывными, формальные отношения обусловливаются также индивидуальными психологическими свойствами взаимодействующих людей.

При рассмотрении особенностей связей между людьми обычно выделяют два вида взаимозависимости — кооперацию и конкуренцию. В первом слу­чае (кооперация) некоторое количество индивидов вступает в контакт друг с другом и осуществляет согласованные действия с целью достижения опре­деленной цели. Обычно речь идет о цели, которую невозможно достичь, действуя в одиночку. Уровень кооперации возрастает по мере того, как люди осознают свою взаимозависимость и необходимость доверия друг к другу. Во втором случае (конкуренция) действия нескольких индивидов происхо­дят в условиях соревнования, где выигрыш возможен только для одного че­ловека. Например, игра в шахматы.

Указанные два вида взаимодействия не следует противопоставлять, рас­сматривая как взаимоисключающие. Так, существует немало соревнователь­ных по форме ситуаций, в которых обе участвующие стороны могут выиг­рать посредством кооперативных действий. Возьмем, например, научную дискуссию. Конечно, каждому из ее участников хочется, чтобы его позиция возобладала над остальными. Однако в процессе научного спора, высказы­вая собственные аргументы в пользу своей концепции, все его участники движутся в направлении поиска истины. Дипломатия также представляет собой взаимозависимые отношения, которые включают и соревновательные, и кооперативные элементы.

В целом, исследователи отмечают, что зависимость одного человека от дру­гого увеличивает возможности влияния. Такой вид взаимозависимых отно­шений, при котором подверженность влиянию сравнительно велика, можно отметить в случаях доминирования, включая власть. Хотя термины «власть» и «влияние» иногда используют как взаимозаменяемые, отождествлять эти понятия нельзя. Обычно власть ассоциируется с тем или иным принуждени­ем, пусть даже в «мягкой» форме. В самом крайнем случае наличие власти предполагает ситуацию принудительного доминирования. При этом люди, на которых направлено воздействие власти, не имеют никаких альтернатив, кроме подчинения. Когда мы говорим о влиянии, то обычно имеем в виду передачу информации, для того, чтобы изменить мнение или поведение ин­дивида (группы лиц). При этом данные индивиды располагают более чем одной альтернативой в качестве ответной реакции.

Самый важный аспект власти (это касается и межличностных отношений) состоит в том, что она является функцией зависимости. Так, чем больше индивид Б зависит от индивида А, тем большей властью обладает А над Б. Если вы обладаете чем-то таким, что требуется другим людям, но что конт­ролируется только вами, то вы ставите этих людей в зависимость от вас. Поэтому вы получаете власть над ними. Порой человек, находящийся в орга­низации на сравнительно низком иерархическом уровне, обладает важными знаниями, которыми могут не располагать другие сотрудники, занимающие более высокие места на служебной лестнице. В подобных случаях, чем важ­нее данная информация, тем больше власти имеет первый над вторыми. Способность человека уменьшать неопределенность ситуации для своей группы также увеличивает его доминирование и индивидуальную потенциальную власть. Вот почему иные работники утаивают информацию или окутывают свои действия покровом секретности. Подобная практика может создать впе­чатление, что деятельность такого работника является более сложной и важ­ной, чем она есть на самом деле.

Обычно психологи выделяют три следующих процесса, благодаря кото­рым люди оказываются под тем или иным влиянием. Это уступчивость, идентификация и интернализация. Одно и то же поведение может быть производным любого из этих процессов или же их сочетания. Допустим, вы говорите другому человеку, чтобы он что-то сделал, и тот это делает. Пове­дение данного человека может являться следствием его уступчивости, иден­тификации или интернализации. Рассмотрим эти процессы.

Уступчивость проистекает из того, что человек (иногда неосознаваемо) прикидывает про себя, во что ему обойдется невыполнение данного требова­ния или приказа, какова может быть «цена» непослушания. Индивид сле­дует какому-либо приказу, но сам, возможно, испытывает чувство негодо­вания, или, наоборот, чувство покорности. Любое влияние человека, имею­щего власть, например, руководителя в организации, может основываться на уступчивости, особенно, когда есть страх наказания или желание получить вознаграждение. При этом руководители имеют основания рассчитывать на уступчивость в течение всего времени, пока они контролируют то, в чем нуж­даются их подчиненные.

Идентификация отмечается тогда, когда один человек оказывается под влиянием другого человека вследствие привлекательности последнего. Этот другой может вызывать у первого симпатию или предоставлять нечто, к чему первый стремится, например, значительную позицию, положение в обществе. В социальной психологии обычно под идентификацией понимают отождеств­ление индивидом себя с другим человеком, группой лиц. Осознаваемо или неосознаваемо индивид приписывает себе определенные свойства другого лица или группы. Многие лидеры, в том числе политические деятели, часто ока­зывают воздействие на других людей именно потому, что те идентифициру­ют себя с этими лидерами.

Интернализация осуществляемся тогда, когда некто (часто официальный или неофициальный лидер) обладает достаточной компетентностью, чтобы пользоваться доверием других людей. В таком случае люди полагают, что предложения данного лица являются для них наилучшим курсом действий. Его мнения и оценки считаются надежными, заслуживающими доверия. Итог процесса интернализации состоит в том, что требования, высказываемые этим авторитетным человеком, безоговорочно принимаются другим лицом и ста­новятся его собственными требованиями к себе самому.

В заключение отметим, что сфера социального взаимодействия охваты­вает Широкий круг разнообразных межличностных контактов. В их процес­се осуществляются определенные совместные действия, которые далее при­водят к новым контактам и взаимодействиям, и т. д. Почти все поведение Любого человека является результатом социальных взаимодействий в насто­ящем Или прошлом. При этом передача и прием информации людьми, вос­приятие, понимание и оценка ими друг друга, их взаимодействие находятся в непрерывном единстве, составляя в итоге то, что можно назвать межлично­стным общением.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.