Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоции и чувства человека их функции. Проблема эмоций в психологии.






 

Особую и важную сторону жизни человека представляют его эмоции и чувства. Если в восприятии, ощущении, мышлении отражаются предметы и явления, их различные свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.

Проблема эмоций в психологии учеными оценивается по-разному. Существует две точки зрения:

Ø Эмоции играют важную положительную роль в организации мотивации. Человек – существо эмоциональное.

Ø Эмоции дезорганизуют поведение, разрушают его и являются источником психосоматических заболеваний. Человек – существо рациональное и главными для него выступают познавательные и интеллектуальные процессы.

Эмоции представляют собой - психический процесс, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.

Чувства и эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. В связи с этим выделяют 2 функции эмоций:

1. Сигнальная функциявыражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

2. Регулирующая функция заключается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

Эмоции воздействуют на нас через различные каналы. Они могут вызывать целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается потоотделение и т. п.

Кроме того эмоции имеют решающее значение для развития личности. Они сильно влияют на процессы социализации, т.к. эмоции, которые человек испытывает наиболее часто в детском возрасте (будь они отрицательными или положительными) откладываются в его психике и могут всплыть на поверхность уже, когда он становится взрослым, внешне проявляясь в особенностях характера, отношениях его к миру.

Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, новейшие достижения техники и т.д. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой.

Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.

Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях. Подчеркивая значение переживаний, В. И. Ленин говорил, что без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины.

 

Эмоции это неотемлемая часть человеческого существования

Эмоции и чуства это процесс отражения субъективного отражения человека к объектам и ялениям окруж. мира, другим видам и самогу себе в форме непостредственного переживания.

Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.

Эмоции имеют четкие отличительные признаки

1. полярность

2. энергетическая насыщенность

3. итегральность и целостность

4. неотделимость

 

Поляроность - ллюбые эмоции обладаю полжительными или отрицательным знаком - веселье и гругсть, счастье и горя и.т.д.

в сложных человеческих чуствах эти полюсы выступают как протеворечивые действия

 

Энергетичекая насыщеность - энергетика эмоций проявляется в противопложнотсях напряжения и разрядки

Различаются эмоции стенические и астенические

стенические - хар. повышением активности -восторг, гнев.

астенические - хар. понижением активности- грусть печаль.

 

Интегральность и целовтность - в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность.

еще существуют индикаторы эмоционального состояния иим служат все психофизиологичекие изменения сдвиг температруры тела, серцебиение, пульс, итд.

т.е. весь организм задействован в эмоциях

Неотделимость осзанчает неотделимость от психических процессов.

С одной стороны эмоции отличаются от психических процессов (мышление,.память итд) с другой стороны они вплетены в психическую жизнь человека и сопровождают все психичекие процессы

В озщущения выступают как эмоциональный тон - приятное или неприятное ощущение.

В мышлении как интелектуальные чуства - вдохновение итерес.

но при этом эмоции не являются познавательным процессом т.к. они не отражают свойств и характеристик внешней среды.

В них отражается тоько субъективная значивомть какогол либо объекта из внешней среды для человека.

эмоции тесно связаны с потребностью человека

э. возникают в деятельности, направленной на удовлетворение потребностей.

т.о. они перестраиваю поведение челвекка в направлении удовлетворения потребностей и именно в этом проявляется самая важная функция эиоций - регулирующая.

Так же у эмоций сущ еще

оценочная ф.

ф. побуждедния к деятельности и стимуляции.

 

Оценочная функция- эмоции всегад оценивают знамость обектов в ситуации.

Зачастую о.ф. осуществляется в условиях дефицита времени или дефецита информации об объкте или ситуации.

Эмоционально окрашеное отношение возмещает невозожность полного логического анализа.

пример видим человека и не занем про него много

 

Эмоциональная окраска позволяет быстро принять решение - полезен или не полезен этот объект, следует его избигть.

Возникновение эмоционльногоо фона позволяет решать ряд жизненных задач

например выбор спутника жизни, наслаждение произведением исскуства, выживание в условиях незнакомой среды.

 

Побуждение к деятельности и стимуляции

интерес- это эмоции,

" итерес" приковывает внимание и удерживает его на обзекте.

благодара энергетической насыщенности у нас стимулируется протекание всех психических процессов и деятельности.

именно с эмоцией связаны мобилизация всех сил организма в критеческих ситуациях.

С другой стороны эмоциональное напряжение неблагоприяно сказывается на результатах деятельности.

 

Коммуникативная функция-любое взаимодействие между людьми всега сопровождаетс я эмоциональными проявлениями (мимические, пантомимальными).

Все это позволяет человеку передать иформации о своем отношении други людям, явлениям, событиям, о своем эмоциональном состоянии.

Как и волевой эмоции очень сложный псих процесс и включает в себя 3 компонетна.

1. физиологический

2. психологический

3. поведенческий

 

Физиологичекий - изменение физиологической системы возникающие при эмоциях(изменения сердечных сокращениях, частоту дыхания, гормональные т.д.)

 

Психологические - само переживание(радость горе страх)

 

Поведенческие - экспрессия * мимика жесты, и различные действия) это может быть бегство, оборьба

 

первые 2 компонетна это внутренние поведение эмоций и замыкаются внутри организма.

Выход во вне и разрядка осуществляется благодаря 3 компоненту поведения.

Наши культурные нормы требуют сдержанности проявления чуств, но для физического и душевного здоровья человека необходим хотя бы отсроченный сброс лишней энергии.

В основном проявлялется в виде действий движений приемлимых для общества.

Все это сбос излишней инергии.

Существует формула преобразования внешних и внутренных воздействий в полжительную, отрицательную и нетральную энергию как внутрених состояния человека, так внеших вповеденческих актах.

 

Выделяются устойчивые индивиду\альные стереотипы эмоционального поведения.

1. эйфорическая активность во вне

2. рефрактерная активность во внутрь

3. дисфорическая активность во вне

 

Эйфоричекая а.во вне - эмоциональная энергетика преобразуется в позитивные психические состояния ипоступки направленые на дело и движение.

 

Р.А.В, В. - энергетический потециал направляется на самого индивидума, блокирует или затормаживает поведение человека и так же неткоторые псих. прояления.

3 энергетик а внешних воздействий выливается в негативные поведенческие акты и психические состояния, направленые на окружающ. среду

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ

Декарт вывел 6 чуств

радость

печаль

удивление

жедание

любовь

ненависть

он считал что эти 6 чутв считаются базовыви и их сочетания порождают все многоообразие чел эмоций

Изард выделил 11 базовых эмоций

удовольствие - неудовольствие

интерес- волнение

радость

удивление

горе - страдание

гнев

отвращение

презрение

страх

стыд

вина

Здесь было перечисление эмоций, и эти классификации не прижилдись

Вундт выделил триду направленности чуств

удовольствие- неудовольствие

напряжение - разрешение

возбуждение - спокойствие

именно в эту классификацию отражен знак эмоции, уровень стеничности, и динамическая характеристика от напряжения к разрядке.

Исходя из этой триады можно охарактеризовать любую эмоцию.

Шлозберг выделил 3 основных переменных

удовольствие - неудовольствие - определяет полюс желаний

сон - напряжение - отражает уровань активации.

основание- принятие или неринятие

 

симонов выделил 3 переменные

величина потребности

информационная характеристика среды

характер взаимодействия с объектом.

таблица классификации человека по Симонову

рис 1.

Ис = информация существующая

Ин - информация необходимая для удовлетворения потребности

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.