Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воля и волевые свойства личности






Проблема воли, волевой регуляции поведения и деятельности человека дав­но занимает умы ученых. До сих пор нет единого взгляда на механизмы воли, вплоть до полного отрицания воли как самостоятельного психического фе­номена, противопоставления воли чувствам и разуму. Первое материалисти­ческое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля — это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способ­ности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требую­щие преодоления трудностей. Таким образом, воля неразрывно связана с разумом, сознанием человека, поскольку произвольное управление всегда сознательное и преднамеренное.

Обычно в психологии выделяют две функции воли: побудительную (сти­мулирующую) и тормозящую. Более широко к анализу воли и структуре произвольного управления подошел Ильин. Он рассматривает волю как самоуправление поведением с помощью сознания, что предполагает самосто­ятельность человека в принятии решений, в инициации действий, их осуще­ствлении и контроле. В структуру произвольного управления Ильин включает: самодетерминацию (мотивы, цели, желания); самоинициацию и само­торможение действия, самоконтроль, самомобилизацию и самостимуляцию.

Формы проявления волевых процессов могут быть разнообразными, на­пример, Мясищев выделяет 3 основные формы проявления воли:

1) при выполнении физической и умственной работы;

2) при наступившем утомлении или отказе от удовольствия во имя вы­полнения заданий по мотивам объективного характера;

3) при изменении привычного темпа деятельности и действия.

Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда побуждение непосредственно переходит в действие, говорят о простом воле­вом акте. Если между побуждением и действием вклиниваются дополнитель­ные действия, говорят о сложном волевом действии. Волевой процесс прохо­дит через ряд стадий. Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий, однако боль­шинство рассматривает следующие четыре стадии:

1) возникновение побуждения и постановка цели;

2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

3) принятие решения;

4) исполнение.

На первом этапе зарождающаяся потребность отражается в сознании в виде смутного влечения, объект которого не осознан. По мере возрастания потреб­ности и осознания ее объекта, влечение превращается в желание, которое становится побудителем к, действию. На этом этапе нередко сталкиваются несовместимые мотивы, между которыми предстоит сделать выбор. В борьбе мотивов проявляется воля человека, формулируется цель деятельности, что находит свое выражение в принятии решения. После принятия решения ос­лабевает напряжение, сопровождающее борьбу мотивов, человек испытыва­ет облегчение. В сложном волевом действии за принятием решения следует планирование деятельности по достижению поставленной цели, определяются пути и средства. После этого человек приступает к исполнению спланиро­ванных действий. Осуществление намеченной цели может быть сопряжено с преодолением препятствий внешнего (предметы, люди, время, пространство) и внутреннего (усталость, болезнь, недостаток знаний и т. п.) характера. Внешние и внутренние препятствия порождают напряжение, которое разре­шается либо поддержанием волевого усилия и движением к цели, либо от­казом от действий. Анализ сложного волевого действия показывает, что в нем принимают участие многие психические процессы. В формировании программ решающее значение имеет мышление, в исполнительной части — умения, навыки, способности.

Физиологические механизмы произвольной регуляции опираются на сложные виды афферентации, среди которых ведущей является кинестети­ческая. Произвольные действия осуществляются с участием сложной системы произвольных и непроизвольных мозговых механизмов. Согласно кон­цепции Бернштейна любое движение представляет сложную многоуровне­вую систему, в которой каждый уровень имеет собственную афферентацию и собственный набор регулируемых параметров. Вся система регуляции включает 5 уровней: руброспинальный, таламопаллидарный, пирамидно-стриальный, теменно-премоторный и кортикальный (символический), которые объединяют произвольные и непроизвольные механизмы управления дви­гательным актом в единую систему. Произвольные движения связаны так­же с организацией произвольного внимания и мотивации, которые обеспе­чиваются участием теменно-затылочных, премоторных зон и лобных долей. Больные с поражением лобных долей настолько пассивны и демобилизова­ны, что неспособны к какому-либо произвольному усилию (Брагина, Доб­рохотова, Лурия).

В целом, можно сказать, что произвольное управление связано с работой практически всей коры головного мозга.

Волевая и эмоциональная регуляция часто рассматриваются как анта­гонисты, в случае, если воля подавляет сильную эмоциональную реакцию или, напротив, аффект подавляет волю. Эмоции и воля в реальном поведе­нии могут выступать в различных соотношениях. В случае возникновения неблагоприятных психофизиологических состояний (утомление), желание снизить интенсивность работы или прекратить ее компенсируется волевым усилием и таким волевым качеством, как терпеливость. Состояние тревожно­сти преодолевается с помощью решительности; состояние страха — смелос­ти; состояние эмоционального возбуждения — с помощью выдержки. В других случаях эмоции стимулируют деятельность, и тогда волевого усилия не тре­буется. Каждый из этих видов регуляции в отдельности имеет свои недостат­ки: чрезмерная эмоциональная регуляция неэкономна, расточительна, может вести к переутомлению. Чрезмерная волевая — может привести к срыву высшей нервной деятельности. Поэтому в личности должны оптимально со­четаться эмоциональная и волевая регуляция.

Долевые качества личности рассматриваются как сплав врожденного и приобретенного, как фенотипическая характеристика наличных возможнос­тей человека. В волевых качествах сочетаются моральные компоненты воли, которые формируются в процессе воспитания, и генетические, тесно связан­ные с типологическими особенностями нервной системы. Например, страх, неспособность долго терпеть усталость, быстро принимать решение в боль­шой мере зависят от врожденных особенностей человека (силы и слабости нервной системы, ее лабильности). Это означает, что при формировании, воспитании волевых качеств требуется гибкость, индивидуальный подход, терпение и чуткость воспитателей. Волевые качества включают в себя три компонента: собственно психологический (моральный), физиологический (волевое усилие) и нейродинамический (типологические особенности нервной системы). Исходя из этого все волевые качества делятся на «базалъные» (пер­вичные) и системные (вторичные). К первичным относятся собственно воле­вые качества, которые, в свою очередь, делятся на две группы. Первая группа характеризуется целеустремленностью, способностью удерживать волевое уси­лие, это — терпеливость, упорство, настойчивость. Вторая группа характе­ризует самообладание и включает такие качества, как смелость, выдержка, решительность. Важное значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих и посильных для его возраста, с обя­зательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля может создать привычку бросать начатое, не доводя до конца. Проявление силы воли обус­ловлено нравственными мотивами человека. Наличие у человека стойких убеждений и целостного мировоззрения является основой волевой организа­ции личности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.