Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды и функции речи и слова (Речь и язык)






Слово и речь являются важнейшими содержательными компонентами пси­хики человека. Речь влияет на протекание психических процессов (под вли­янием словесных раздражителей снижаются пороги ощущения и восприятия, облегчается выделение фигуры из фона, образ представления вызывается сло­вом). Но особенно тесно речь связана с мышлением, так как мысль существует в слове и выражается словом. Язык выступает как материальная оболочка мысли.

Язык — это строго нормализованная система средств общения. Речь — применение языка в процессе общения для передачи мыслей, воли, чувств. Вместе с тем речь — это особая и наиболее совершенная система средств об­щения, свойственная только человеку.

У человека различают развитие сенсорной речи (то есть понимание речи) и развитие экспрессивной речи (то есть способность говорить). Способность понимать речь появляется у ребенка уже во втором полугодии жизни, спо­собность говорить — позже, как правило, в конце первого — начале второ­го года.

Речь может быть внешней и внутренней. Внешняя речь в свою очередь делится на письменную и устную. Устная речь по своему психологическому составу является слуходвигательной. В восприятии и понимании речи реша­ющее значение имеет фонематический слух, базирующийся на звуковысотной различительной чувствительности слухового анализатора, что позволяет диф­ференцировать близкие по звучанию гласные (о-ё, а-я; у-ю) и согласные (б-п; д-т, г-к; з-с; л-р). Дети при несформированности слухоречевой дифференцировки и больные при ее нарушениях становятся нечувствительными к раз­личению этих близких звуков, что затрудняет восприятие и понимание речи.

Устная речь характеризуется некоторыми отличительными признаками, важ­нейшими из которых являются ситуационность (она зависит от конкретных обстоятельств, условий, в которых происходит общение); обращенность — направленность к определенному лицу, собеседнику; эта речь поддерживае­мая, ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих. Если сравнить непосредственную ситуацию диалогового общения и магнитофон­ную запись этого общения, то мы увидим, насколько обедняется общение без эмоционально-экспрессивного контакта, из речи уходит контекст, зачастую суть разговора теряется. Монологическая речь — длительное последовательное связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь — связная, контекстная, подчиняется требованиям, которые предъявля­ются к логической мысли: она должна быть последовательной, доказатель­ной, не терпит неправильного построения фраз, предъявляет требования к темпу и звучанию. Примерами монологической речи являются устный рассказ, лек­ция, доклад, речь. Письменная речь появилась позже устной и прошла слож­ный путь развития от идеографической формы к современному алфабетическому письму. Письменная речь по своим механизмам — зрительно-слухомоторная. Никаких внеречевых средств воздействия, которые есть в устной речи, в письменной речи нет. Это требует от нее развернутости, связности, логичес­кой стройности. Письменная речь требует большей ответственности, так как она сохраняется в роли документа.

Речь выступает не только в форме устного выражения, письма и чтения, но и в своеобразной форме внутренней речи. Основным признаком внутрен­ней речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Часто мы говорим сами с собой «про себя» и «для себя», беззвучно обсуждаем сложившееся положе­ние, намерение или мысль. Этот «внутренний голос» становится особенно заметным, когда человек находится в ситуации логического затруднения или нравственного противоречия. Соколов убедительно показал, что как только человек сталкивается с решением мыслительной задачи, резко возрастает электрическая активность речедвигательных мышц, что подтверждает факт наличия внутренней речи, проговаривания «про себя». Таким образом, внут­ренняя речь связана, с одной стороны, с формированием мысли, с другой стороны — с нравственным самосознанием личности, ее совестью, установ­ками и потребностями. В форме внутренней речи протекает мышление, воз­никают намерения, планы.

Виды и функции речи. |

| Речь является основным средством человеческого общения. |

| Без нее человек не имеет возможности получать и передавать большое количество информации, особенно если она несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно передать с помощью органов чувств (правила законы, абстрактные понятия и т.д.). Благодаря речи, человек не ограничивается только собственным опытом, но и обогащается опытом других людей. По своему значению речь имеет многофункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Речь - это совокупность произносимых или воспроизводимых звуков, имеющий тот же смысл и то же значение, что и |

|соответствующая им система письменных знаков. Речь без |

|освоения языка невозможна, в то время как язык может |

|существовать и развиваться относительно независимо от |

|отдельного человека. Речью называют процесс практического |

|применения человеком языка в целях общения с др. людьми. В|

|отличие от речи язык - это средство общения людей др. с |

|другом. Язык - это система условных обозначений |

символов), с помощью которых передаются сочетание звуков, |

|имеющих для людей определенный смысл и значение. |

|Виды речи: 1) устная - общение между людьми с помощью |

|произнесения в слух, с одной стороны, и восприятия на слух|

|- с другой (монологическая, диалогическая); 2) письменная |

|- речь посредством письменных знаков; 3) внутренняя речь -|

|не выполняющая функций общения, а лишь обслуживающая |

|процесс мышления конкретного человека. |

|Функции речи: 1) выражение - с помощью речи человек |

|передаёт свои чувства, переживания, отношения; |

|выразительность, эмоциональность расширяет возможности |

|общения; 2) воздействия - способность человека с помощью |

|речи побуждать людей к действию; 3) сообщение - состоит в |

|обмене мыслями между людьми с помощью слов, фраз; 4) |

|обозначения - способность человека с помощью речи давать |

|предметам и явлениям окружающей действительности присущие |

|только им названия.

СИМПАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИЯ СЛОВА

основной функцией слова является аннотативная или обозначающая функция.

обозначают эту функцию как функция представления и замещение предметов.

слово рождает не только указание на определенный предмет, но и неизбежно вызывает дополнительные ассоциации.

 

пример сядем закроем глаза

нам называют слово и мы его представляем

стол. и я представил себе старый обшарпанный стол,

а не тот который стоит в классе.

 

за каждым словом стоит свое семантическое поле т.е. кухонный, рабочий, телевизионный, и.т.д.

тема: ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ

значение слов включает в себя не только предметную отнесенность и ассоциативное окружение, но и анализ предметов, абстрагирование и обобщение их признаков.

т.е. из Даля стол означает твердую поверхность на которой можно что то делать т.е. подающая поверхность.(не точно)

и если нам на доске нарисуют цветочек - мы его не назовем столом.

слово является не только средством замещения вещей, представления, но и клеточкой мышления, в зависимости какое мышление таким мы и представим этот стол.

художник переставит барокко, а столяр представит верстак и.т.д.

помимо того что слово является инструментом и средством мышления, также оно и является средством общения и в целом язык переводит познание человека рациональный план.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.