Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия И. Канта. Категорический императив.






ИММАНУИЛ КАНТ положил начало немецкой классической философии. Кант - человек, прививший европейской культуре дух критической рефлексии, осуществивший трансцендентальный поворот в метафизике Нового времени и провозгласившему «абсолютную ценность» человеческой личности.

Философское развитие делится на 2 периода: " докритический" (до 1770-х годов) и " критический". В первый период Кант пытался решить философские проблемы - вопросы о бытии, вопросы философии природы, философии религии, этики, логики, исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована без обращения к опытным данным. В работах " докритического" периода наряду с философскими произведениями важное место занимают произведения, посвященные вопросам естествознания. Здесь Кант поставил вопрос о развитии в природе: Вселенной, Земли, животного мира и человека. Кантом " впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени..." (Ф. Энгельс). В течение первого периода И. Кант, упорно занимаясь естествознанием, сделал ряд важных открытий. Одно из них касается космологии. Он применил к проблеме происхождения Солнечной системы учение о силах притяжения и отталкивания, сформулировал гипотезу о возникновении Солнечной системы из диффузных твердых частиц, гипотезу о приливном трении, догадку о существовании системы внешних галактик; он дал объяснение фактам расположения планетных орбит почти в одной плоскости, естественного возникновения спутников планет, возникновения кольца Сатурна и т. д.

Во второй период Кант пытается строго отделить явления от вещей как они существуют сами по себе, от " вещей в себе"; последние, по его мнению, не могут быть даны в опыте. Теперь Кант пытается доказать, что вещи сами по себе непознаваемы, что мы познаем лишь " явления" или тот способ, каким эти " вещи в себе" воздействуют на нас. Такая позиция именуется агностицизмом. Сам Кант называл это " критикой разума". Содержится оно в его знаменитых трудах: " Критика чистого разума", " Критика практического разума" и " Критика способности суждения". По его мнению, разум не может быть источником истинного знания. Его источник независимые от опыта и предшествующие ему формы чувственности, рассудка и разума. Чувственность, по Канту, - способность к ощущениям; рассудок - способность к понятиям и суждениям; разум - способность к умозаключениям, доходящим до идей. В своей центральной работе второго периода — «Критике чистого разума» — Кант ставит вопросы: что такое познание? Является ли познание фактом? Как этот факт возможен? Он полагает, что сначала нужно поставить вопрос о сущности познания, а затем уже о сущности вещей, а не обратно, как это было в предшествующей философии. Вполне возможно ведь, что мы имеем не истинностное знание уже на уровне органов чувств, тогда об истине на более высоком уровне (на уровне рассудка) вообще не следует и говорить. В таком случае научное познание станет пустым и потеряет смысл занятие наукой. При этом под «разумом» он имел в виду то, что под этим термином часто понимали рационалисты и идеалисты: рассудок, чувственность и часть действительного (по Канту) разума; это совокупность всех познавательных способностей человека. Термин «чистый» означает «свободный от эмпирии и практических побуждений», иначе говоря — «теоретический». В построении самого Канта «разум» — лишь одна из познавательных способностей человека. Есть три способности познания: чувственность, рассудок и разум. Их исследуют три философские дисциплины: «трансцендентальная эстетика», «трансцендентальная аналитика» и «трансцендентальная диалектика». Рассудок, по Канту, опирается на тот материал, который дают органы чувств. Рассудок — это «способность составлять суждения», способность мыслить, «способность к знаниям» 2

Разум, по Канту, имеет регулятивное значение. Он дает рассудку ориентировку на целостность, на безусловное, на абсолютные принципы; рассудок нуждается в идеях разума. Необходим творческий разум, способный порождать предметы, воплощая в них свою активность.

Ядром философской мысли Канта является его этическое учение или практическая философия. Нравственный закон Кант понимает как безусловное предписание, или, по его терминологии, как " категорический императив". Закон этот требует, чтобы каждый индивид поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех. В центре практической философии Канта - идея свободы воли, лежащая в основании учения о равенстве людей. Кант выступает против истолкования человека как пассивного создания природы или общества и видит в нем скорее субъект автономного поведения и собственного самосовершенствования. Кант утверждал, что “мораль коренится в понятии человека как... существа, которое своим разумом связано с необусловленными законами. Человек поэтому не нуждается ни в коем случае... в религии, но он полностью самодостаточен благодаря чистому практическому разуму”.

Направленность этики Канта отличается от христианской этики. Нравственное поведение, по Канту, требует взаимности, которая является подтверждением того, что люди отличаются от животных. Кантовской этике чужды понятия бескорыстной помощи, сочувствия, службы. Добро нужно совершать лишь в виде реализации более широких обязанностей. Согласно его этическим убеждениям, нравственным может быть только то поведение, которое полностью ориентировано на требования категорического императива. Этот закон гласит: «Поступай согласно такой максиме (т.е. субъективному принципу поведения. — П. А.), которая в то же время сама может стать всеобщим законом», т.е. может быть включена в основы всеобщего законодательства и исполняться каждым человеком. Этот принцип требует от каждого индивида поступать так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех. Одна из формулировок этого императива гласит: «Поступай так, чтобы человечество и в твоем лице, и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобой как цель, но никогда только лишь как средство». Согласно учению Канта человеческая личность самоценна и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких-либо задач, хотя бы и для всеобщего блага.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.