Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолингвистические аспекты понимания речи.






См. так же 22

Процесс понимания.

< Процесс понимания текста имеет многоуровневый характер – от самого общего понимания, что перед слушающим какой-то осмысленный текст, до герменевтического исследования, трактующего все тонкости актуальной внутренней номинации говорящего для исчерпывающего понимания её тончайших особенностей. Для традиционной лингвистики показательна позиция А.А. Потебни, который предлагает разграничить «ближайшее» (собственно лингвистическое) и «дальнейшее» (энциклопедическое) значение слов. Однако справедливое по самой постановке вопроса разграничение не давало (да и не могло дать) критериев для выделения «ближайшего» значения, ни границ, отделяющих «ближайшее» значение от «дальнейшего».> (Л.В.Сахарный 1989: 154)

В связи со сказанным интересно привести рассуждения (тысячелетней давности!) древнеиндийских теоретиков дхвани: «Потенциально любое высказывание обладает множеством проявляемых значений, которые реализуются в той или иной конкретной обстановке. Так, например, фраза «Солнце зашло» в зависимости от обстоятельств может означать: «Настало время напасть на врага!», «Тебе пора на свидание», «Твой любимый вот-вот придёт», «Не ходи далеко», «Пора загонять коров». Механизмы понимания текстов в процессе осознания коммуникативной номинации во многом принципиально «зеркальны» механизмам образования текста в процессе оформления коммуникативной номинации.> (Л.В.Сахарный 1989: 154)

Этапы понимания.

< Первый этап. Он начинается с развернутого речевого потока, т.е. вы воспринимаете то, что вам говорят. Из этого речевого потока должны быть выделены отдельные звуки, слова. Отдельные звуки должны быть сложены вместе в некоторые группы, т.е. одно слово, за ним другое и т.д. Параллельно с этим идет оценка эмоциональной характеристики.

Следующий этап – это выделение значащих единиц. Каждое слово несет какой-то смысл. Набор слов несет иной смысл. Необходимо вычленить этот смысл.

И, наконец, надо выделить контекст воспринимаемого – я держу ручку двери – я пишу ручкой.

В конце – понимание переносного смысла – цыплят по осени считают.

Таким образом, мы видит набор компонентов, из которых состоит речепонимание.> (Л.В.Сахарный 1989: 155)

 

 


 

24. Усвоение ребенком родного языка. Этапы формирования речевых способностей.

< Развитие речи – это процесс сложный и длительный, речь в своем развитии проходит несколько этапов.> (https://www.psyhelp.rodim.ru/doskol/logopediya-rr.html)

Довербальный.

< Приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребёнок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих – предпочтительное выделение её среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи. Этот этап имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребёнка.> (https://www.psyhelp.rodim.ru/doskol/logopediya-rr.html)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.