Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные подходы к изучению инфраструктуры






Из различных подходов к изучению инфраструктуры выделим два основных: экономический и географический.

При изучении инфраструктуры экономисты обращают внимание, главным образом, на распределение капиталовложений, оборот капитала и прибыль. На первом месте у географов стоят инфраструктурные объекты и инфраструктурные виды деятельности. Такое положение предопределило то обстоятельство, что в экономи­ческих работах практически нет систематизированного представления о составе инфраструктуры, её видах и элементах, которые предлагают­ся как примеры в хаотичном порядке.

Сложность анализа заключается в том, что в территориальном разрезе инфраструктура - это понятие иерархическое. Различают инфраструктуру международную, внутригосударственную, межрайоннную, внутрирайонную (межузловую) и локальную (узловую, внутригородскую). Иногда выделяют сельскую инфраструктуру или инфраструктуру АПК, Для всех этих видов разрабатываются специальные методы и критерии их оценки.

Своеобразие развития инфраструктуры определяется следующими региональными факторами:

1)масштабом и темпами экономического развития района,

2)структурой материального производства (например, по материало-

или энергоёмкости),

3)фондоемкостью отраслей хозяйства,

4)объёмом внутренних и внешних связей района,

5)степенью развитости кооперационных связей,

6)особенностями природной среды,

7)свойствами экономико-географического положения и т. д. [41,

с. 200].

Поэтому состав инфраструктуры и уровень её' развития существенно различаются по территории, в значительной степени влияя на размещение производительных сил, на процессы индустриализации, интенсификацию сельского хозяйства, развитие рекреационных систем и т. п. Зачастую насыщенность инфра­структурными мощностями служит ведущим фактором размещения. Эффект от ориентации на инфраструктуру во многих случаях перекрывает эффект от приближения к источникам сырья и топлива, даже в ряде случаев для отраслей с ярко выраженной топливно-сырьевой ориентацией. В развитых странах наблюдаются сверх концентрации производительных сил в районах и центрах с высоким развитием инфраструктуры. В результате в настоящее время нередки случаи, когда наиболее динамичны староосвоенные районы.

Как отмечает Н. С. Мироненко, эта тенденция делает актуальным географический подход к изучению инфраструктуры как предпосылки размещения производительных сил, конечным результатом которого является выделение частей страны с разной насыщенностью инфраструктуры [41, с. 201].

Сравнительный анализ территориального развития инфра­структуры известен давно. Особенно это характерно для транспорта. Именно в нём наиболее ярко прослеживается подход к изучению «пассивной» (недвижимой) её части и не затрагивается, как правило, акгивная.

Более глубокий подход к изучению географии инфраструктуры с точки зрения теории отмечается с начала 1980-х гг. Часто при­менявшаяся до этого трактовка транспортной инфраструктуры как «сосудистой» («кровеносной») системы хозяйства получила углублённое и прикладное обоснование. Однако истоки этого подхода отражены ещё в трудах Н. Н. Баранского.

Основная задача состояла в том, чтобы показать место и роль Инфраструктуры в интегральной территориальной структуре хозяйства страны или региона; определить научные принципы её формирования в соответствии с экономико- и физико-географическими особен­ностями.

Проблемы территориального развития инфраструктуры очень актуальны.

Во-первых, качественные и количественные показатели развития Инфраструктуры зависят среди других факторов от многих физико-N экономико-географических условий. Так, например, конфигурация И линейная концентрация транспортной инфраструктуры во многих случаях определяются рельефом, рисунком гидрографической сети, физико-, экономико-географическим положением, размерами и компактностью территории, особенностью формирования системы расселения, территориальным соотношением староосвоенных и пионерных ресурсных районов и другим, что в целом определяется как географическая специфика страны или района.

Во-вторых, инфраструктура способствует формированию общей территориальной структуры хозяйства страны и интеграционных группировок стран.

Территориальная структура хозяйства является продуктом интеграции некогда обособленных частей страны в результате территориального разделения труда и возникает на достаточно высоком уровне развития хозяйства как единого комплекса, когда районы страны соединяются в целое. Систематизирующую роль при этом играет инфраструктура. Она соединяет территориально-производственные ячейки и ускоряет экономический оборот в масштабе всей страны. Территориальное взаимодействие производства, инфраструктуры и расселения отражает пространственное строение хозяйства страны и приводит к формированию «каркасной структуры» хозяйства, которая особенно чётко проявляется на общегосударственном уровне или в крупных регионах.

Понятие каркасной структуры часто используется при типизации интегральных территориальных структур хозяйства в их общем виде. Так, И. Маергойз выделял моноцентральную, полицентральную, ацентрально-периферийную структуры [35]. П. Алампиев различал два крайних типа стран по густоте узлов каркасной структуры:

1) страны с высокоразвитой территориальной структурой. Они
характеризуются густой сетью узлов первой величины.
маленькими ячейками между ними; отдельные скопления узлов
превратились, по выражению автора, в агломерационные плиты;

2) страны с очаговым типом каркаса, как, например, Монголия [5].

Выделение типов каркасных структур можно считать обобщённым уровнем типологии территориальных структур с учётом особенностей инфраструктуры.

В странах с отчетливо выделенными экономически активными и неосвоенными районами, обладающими ресурсным потенциалом, возникает острая проблема создания инфраструктуры, необходимой для преодоления разрыва между ресурсами и производством. Категория социально-экономической географии «опорная база активизации территории» по сути - инфраструктурное понятие, включающее фактор экономико-географического положения [41, с. 204].

Таким образом, инфраструктура играет систематизирующую роль в формировании и развитии территориальной структуры хозяйства страны.

Географические исследования инфраструктуры подразделяют на отраслевые (география отдельных отраслей этой сферы) и комплексные региональные (изучение инфраструктуры в целом для всей территории, когда на первый план выдвигается оценка отраслевых пропорций, территориальной доступности и полноты развития комплекса). При этом комплексные региональные исследования опираются на отраслевые. Также возможно сопряжённое изучение нескольких отраслей инфраструктуры, наиболее связанных между собой или выполняющих близкие функции (например, клубное и библиотечное обслуживание, торговля и общественное питание, транспорт и связь и т. д.).

Отраслевые и комплексные географические исследования инфраструктуры можно разделить на следующие направления:

1. Изучение потребностей населения и производства в услугах и

фактического уровня обслуживания.

2.Характеристика территориальной организации инфраструктуры.

3.Оценка комплекса условий, влияющих на размеры потребностей в

услугах, уровень обслуживания, территориальную организацию

инфраструктуры.

4 Выявление особенностей потребительской деятельности населения (география потребления) и производства [9, с. 22].

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.