Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия средневековья






Государственное Автономное Образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Республики Крым

«Евпаторийский медицинский колледж»

Тема занятия 2.3 Развитие средневековой философии

Философия средневековья

Философия средневековья– теоцентрична (основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф.

Фундаментальные идеи средневековой христианской культуры:

Монотеизм: абсолютная трансцендентность и уникальность единого Бога;

Креационизм: творение мира из ничто;

Идея личности;

Идея первородного греха;

Идея спасения через веру;

Понимание любви как благодати, в отличие от греческого эроса;

Утверждение уникальности истории и жизни. Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в. в.). Философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника своего формирования.

Первый из них — древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях.

Второй источник — Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира «из ничего». В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой религии», в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом. (creatio - творение, создание).

Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).

Этапы развития средневековой философии:

Этап патристики(2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта) Наиболее влиятельный из отцов церкви - Августин

Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеляр) Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский) Основные направления средневековой мысли: реализм, концептуализм, номинализм.

Основные проблемы средневековой философии:

соотношение веры и разума, благодати и природы, свободы воли, проблема универсалий и доказательства бытия Бога.

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов " отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

В патристике выделяется три этапа:

Апологетика (II-III в.в.), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения ее представители назывались апологетами. Это название они получили потому, что их сочинения нередко носили наименование и характер апологий, то есть сочинение, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан. Объектом осмысления христианских апологетов являлись многочисленные мифологические образы и представления эмпирического религиозного самознания, частично заимствованные из ближневосточных, греческой и римской религий, частично заново сформировавшиеся в христианском сознании под влиянием новых социальных и духовных факторов.

Классическая патристика (IV-V в.в.), систематизировавшая христианское учение;

Заключительный период (VI-VIII в.в.), стабилизировавший догматику. Патристика - сочинения отцов церкви, заложивших основы философии христианства. Видный апологет (защитник) христианства - Тертулиан (из Карфагена, 2в.) - существует непримиримое разногласие между религией, божественным откровением, священным писанием и человеческой мудростью. Не создав философских систем апологеты однако наметили круг вопросов, которые стали основными для хр. ф. (о боге, о творении мира, о природе человека и его целях).

Схоластика. Главное направление в развитии ф. среднев. Она преподавалась в школах и университетах.

3 периода:

Ранняя схоластика(9-12в)

Период зрелости(13в)

Упадок (14-15в) Центральный вопрос - об отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах, и необходимо правильно истолковать их. Т.к. библейские тексты отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась изощренная логика. Одним из важных философских вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор об универсалиях, т.е. о природе общих родов и понятий. Существует

2 основных решения этого вопроса. Общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека - реализм.(Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида существующих универсалий: (троякость существования) “до вещей” в божественном разуме,

“в самих вещах” как их сущность или формы и

“после вещей” - в человеческом разуме как результат абстракции. - умеренный реализм (существует и крайний реализм - общее существует только вне вещей - Ансельм). П. Абеляр - существуют только единственные вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основывается возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению ко многим вещам, наше утверждения относится не к вещам, а к слову (это номинализм). Но наряду с этим он предполагает реальность общих понятий в уме бога. Это образцы, по которым бог творит вещи. Универсалии не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена. (Росцелин). Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего, ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему Оккам вводит понятие интенции, т.е. о направленности мысли, о логических и психических актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты. Главные представители схоластики - Фома Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий. Альберт Больштедский 13в. Отношение между верой и разумом - некоторые догматы непостижимы для разума, например о 3 лицах бога. Следует подчеркнуть, что С.Ф. внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но фундаментом для формирования основ естественно-научного и философского знания.

Средневековая философия это исторически своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма. Сущность этой философии заключается в её сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма. Средневековая философия осуществляла рациональную рефлексию над основаниями религиозного мировоззрения.

Теоретические истоки средневековой философии

* Неоплатонизм.

* Перипатетизм.

* Гностицизм.

* Монтанизм.

* Манихейство.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.