Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушениями в развитии






Программное содержание

1. Родители как участники единой системы коррекционной работы с
детьми, имеющими комплексные нарушения.

2. Деятельность родителей согласно модульной системе коррекцион-
но-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в раз­
витии.

Важная роль в системе становления и развития личности ре­бенка отводится семейному воспитанию. От взаимоотношений родителей и ребенка, родителей и специалистов зависит то, на­сколько адекватными станут взаимоотношения ребенка с окру­жающими, с социальной средой.

В специальной литературе достаточно много работ посвящено проблеме участия родителей, имеющих детей с различными откло­нениями развития, в коррекционно-педагогическом процессе — значению семейного воспитания для детей с речевой патологией (Н.С.Жукова, О.Н.Усанова, Т.Б.Филичева, М.Ф.Фомичева, С.Н.Шаховская и др.); для глухих и слабослышащих детей (Б. Д. Корсунская, Э. И.Леонгард, Н.А.Морева, Е.Ф.Рау, Н.Д. Шматко и др.); для умственно отсталых детей (С.Д.Забрам-ная, Т.Н.Исаева, М.С.Певзнер, В.Г.Петрова и др.); для детей с ДЦП (Р. Д. Бабенкова, М.В.Ипполитова, Е.М.Мастюкова и др.); для детей с нарушениями зрения (М.И.Земцова, Л.И.Солнцева, СМ.Хорош и др.). Проблемам оказания психологической помо­щи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, посвящены исследования В.В.Ткачевой (2005). Многие материа­лы по воспитанию в семье детей с комплексными нарушениями развития мы находим в публикациях Т.А. Басиловой (2001).

Следует признать, что практически ни одну семью, где рожда­ется ребенок с отклонениями в развитии, не обходят проблемы, осложняющие взаимоотношения между ее членами; в каждой воз-


никает множество вопросов в отношении организации жизнедея­тельности и воспитания ребенка в семейных условиях.

Появление ребенка с множественными нарушениями в разви­тии действует на родителей удручающе. В большинстве своем это проявляется как сильнейший психологический стресс, родители пребывают в состоянии растерянности и страха. Угнетенность, раздражительность, замкнутость, чувство собственной неполно­ценности и вины становятся постоянными «спутниками» во мно­гих таких семьях. На этом фоне происходит ухудшение внутрисе­мейных отношений, замыкание каждого члена на своих пробле­мах.

Одним из условий преодоления психологического стресса яв­ляется включение родителей в активную деятельность, связан­ную с воспитанием малыша. Большинство из них постепенно об­ретают силы и подключаются к активному поиску реальных путей помощи своему ребенку. Задача специалиста — содействовать ро­дителям в освоении науки воспитания и обучения. В конечном счете родители должны осознать то, что они являются важными участниками всей системы коррекционно-педагогической помо­щи, прокладывающей путь к социализации детей, имеющих ком­плексное нарушение развития.

Н. Браун, отец взрослого слепоглухого сына, размышляя о про­блемах, возникающих у родителей детей с врожденной слепоглу-хотой, пишет: «Вот что с нами происходит: мы — в отчаянном поиске... пока длится этот трудный поиск и мы отматываем круги от консультанта к доктору, а затем к специалисту, наша жизнь и наш дом ставятся в зависимость от расписания работы и требова­ний других людей. Тут мы тоже как все: у людей есть только чело­веческие реакции, с которыми надо справиться. Я много читал о периодах отчаяния и привык к рассказам родителей, горюющих о том ребенке, которого у них нет. Но я не согласен с таким отно­шением к ребенку. Я верю в то, что нам нужно погоревать, но не о том ребенке, которого у нас нет, а о том, что случилось с тем малышом, который у нас есть. Мы являемся теми, кто первыми берет на себя ответственность за то, чтобы приблизить мир к ре­бенку, а ребенка к миру... и первое, что необходимо, — это пол­ная информация, практический совет»1.

Так или иначе, но именно близкие становятся непосредствен­ными участниками процесса развития ребенка.

Обратимся к историческим фактам, которые свидетельствуют о высоких достижениях в развитии слепоглухих. Вспомним исто­рии Лоры Бриджмен и Елены Келлер, которые именно в семей­ной обстановке сделали первые шаги воспитания и обучения.

1 Браун Н. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухих детей //Дефектология. — 1997. — № 6. — С. 81—82.


Лора Ьриджмен лишилась зрения и слуха в 2-летнем возрасте. До восьми лет девочка воспитывалась в семье. Мать всячески по­ощряла ее стремление ощупывать, изучать окружающие предме­ты, следить за движениями материнских рук, занятых хлопотами по хозяйству. Впоследствии, когда Лора училась в Перкинсовской школе в Бостоне (США), ее педагог американский врач Самуил Тридли Хоув использовал в обучении ее знания об окружающих предметах и их функциональном назначении. Лора Бриджмен на­училась читать, писать, излагать простые мысли, выполнять не­которые ручные работы (шить, вязать) и таким образом сама могла зарабатывать себе на пропитание.

Через 40 лет после восторженного описания Ч.Диккенсом ус­пехов обучения Лоры Бриджмен его «Американские заметки» про­читала мать другой девочки — Елены Келлер. Этой девочке, пол­ностью слепой, глухой и немой, тогда было шесть лет. Рассказ Диккенса о методах доктора Хоува вселил надежду в сердце ее матери. Она связалась с институтом Перкинса, обратилась к ним за помощью, и в семью Келлеров пришла работать учительницей Анна Сулливан, выпускница Перкинсовской школы.

Однако уже в семье годы, предшествовавшие началу занятий с педагогом, сложились для ребенка благоприятно. Девочка не была изолирована от внешнего мира. Оправившись от болезни, она вновь научилась ходить и, цепляясь за платье матери, когда та хлопота­ла по хозяйству, всегда и везде была рядом. Ее руки ощупывали каждый предмет, который брала мать, следила за всеми движени­ями рук матери. Таким образом Елена ознакомилась с предметами домашней обстановки, узнала название каждого из них, научи­лась правильно с ними обращаться. Постепенно у девочки появи­лись первые жесты (кивок головы — согласие, отталкивание ру­кой — уходи и т.д.), с помощью которых она могла общаться. Постоянными ее товарищами стали маленькая чернокожая девочка по имени Марта Вашингтон, дочь кухарки, и Белла, престарелый сеттер. Марта понимала Елену благодаря жестам. Девочки много времени проводили в кухне и во дворе: лепили булки из теста, мололи кофе, кормили кур, трудились на конюшне, в коровнике. Ко времени приезда учительницы слепоглухонемая Елена Келлер свободно ориентировалась в доме, в саду, в огороде, была знако­ма с домашними предметами, с хозяйственной утварью. У девоч­ки была развита жестовая речь, которой она широко пользовалась в общении с подружкой и окружающими взрослыми. Все это по­служило благоприятным стечением обстоятельств, которые в зна­чительной мере обусловили успешность дальнейшего обучения1.

Имя Елены Келлер, ее судьба получили широкую известность в мире, явились редкостным примером реализованных возможно-

См.: Мещеряков А. И. Слепоглухие дети. — М., 1974.


ЛИЧНОСТИ, иуду-гп w«vi»v.«j_________________

Келлер стала писательницей и известным общественным деяте­лем.

Познакомившись с удивительными историями воспитания и обучения слепоглухих за рубежом, невозможно не упомянуть об опыте работы с такими детьми в отечественной дефектологии, который связан с именем Ольги Ивановны Скороходовой.

Ее судьба в детстве отличалась от предыдущих. Оля родилась в бедной крестьянской семье. Отец рано ушел на войну, мать много работала, чтобы прокормить детей. В пять лет девочка заболела менингитом, долгое время за ней ухаживала мать, но, когда ребе­нок стал выздоравливать, оказалось, что она полностью ослепла, а вскоре и потеряла слух.

В те далекие годы в стране царили голод и разруха. Мать ребен­ка рано умерла, и Олю направили в Одесскую школу для слепых. Заниматься там с ней никто не мог. Целыми днями девочка в одиночестве просиживала в спальне, что могло бы привести к полной деградации. Но этого с ней не произошло, так как в 1925 г. она попала в школу-клинику для слепоглухих в г. Харькове, к из­вестному уже тогда профессору И.А.Соколянскому. В результате обучения у девочки была восстановлена речь, при помощи спе­циальной методики с применением дактильного алфавита и рельефно-точечного (брайлевского) шрифта проводилось систе­матическое обучение Ольги по школьной программе. В итоге она получила среднее, а затем и высшее образование, закончила филологический факультет Московского университета.

Высокий уровень интеллектуального развития, достигнутый Ольгой Ивановной Скороходовой, явился важным доказательством действенности системы по обучению слепоглухих, разработанной И. А. Соколянским.

О.И.Скороходова — автор трех книг, многочисленных статей. Долгое время она работала старшим научным сотрудником Ин­ститута дефектологии АПН СССР. В нелегкой жизни О. И. Скоро-ходой были моменты острейшего переживания личного несчастья, неверия в свои силы, но она смогла преодолеть кризисные мо­менты, принять решение, что должна смело идти навстречу жиз­ни, потому что лишь полнота жизни дает подлинную радость. Личный опыт Ольги Ивановны весьма поучителен для людей, которые оказались в подобной ситуации. Ее воля, самообладание, благодаря которым она достигла в жизни столь многого, могут послужить величайшим примером в борьбе с отчаянием.

В обучении детей со сложными нарушениями, как и вообще в обучении любого ребенка, желаемые результаты приходят не сра­зу. Постепенно, накапливая опыт сотрудничества с малышом, перенимая опыт других педагогов и других семей, родители (с помощью учителей и врачей) выстраивают линию жизни ребен-


ка, в которой сходятся усилия всех людей, заинтересованных в возможно большей подготовленности ребенка, имеющего столь сложные проблемы развития, к будущей взрослой жизни.

Невозможно помочь такому ребенку, если позиция близких ему людей лишь пассивно-страдательная. Специалисты, к которым обращаются родители, прежде всего должны дать им необходи­мую информацию, подсказать, как правильно строить партнер­ские взаимоотношения с профессионалами, чтобы совместно идти к общей цели.

В настоящее время практически отсутствуют работы, раскры­вающие задачи и особенности деятельности родителей в отноше­нии детей с комплексными нарушениями развития. Это можно объяснить тем, что дети данной категории, как правило, сразу попадали в специальные учреждения и роль родителей в опреде­ленной степени «угасала». Однако современная ситуация суще­ственно меняется. Некоторые родители обращаются к специалис­там с первых же дней обнаружения нарушений. Многие предпо­читают по возможности определять детей в учреждения, которые находятся недалеко от дома, так чтобы дети могли большую часть времени находиться дома, в кругу семьи. Но где бы ребенок ни пребывал — в специальном учреждении или в семье, родители должны стремиться стать участниками целостной системы кор-рекционной работы.

Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими комплексные нарушения, в целом зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей и всех участников коррек-ционно-интегративного педагогического процесса, каждый из которых вносит свою важную лепту в развитие ребенка. Все же главная роль в этом процессе принадлежит близким. Семья — это родной дом, где ребенок живет, играет, учится познавать мир и людей. Атмосфера сердечной привязанности, взаимной любви вли­яет на положительное эмоциональное отношение ребенка к слож­ному и трудному для него процессу воспитания и обучения. Буду­щее такого ребенка во многом зависит от умелого, чуткого подхо­да к нему, а в этом роль близких неоценима.

Ребенок растет, с каждым днем все больше вовлекается в жизнь, меняются и усложняются виды деятельности. Параллельно этому изменяется и направленность действий родителей. В соответствии с представленной нами моделью коррекционно-педагогической работы (см. раздел 4) рассмотрим возможности участия в ней ро­дителей, имеющих детей с множественными отклонениями в раз­витии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.