Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы:подготовительный, игровой, заключительный, анализ результатов.






ИГРА на уроках ИЗО

 

Особенность такой игры заключается в моделировании реальной ситуации в соответствии с сюжетом и обозначенными ролями, распределёнными между учащимися класса.

Обучение в данном случае происходит в процессе разыгрывания ролей, взятых на себя учениками. При этом она предполагают не столько процесс усвоения новых знаний, сколько, с опорой на имеющиеся знания, умение прогнозировать результат действий, от которых зависит развитие предложенного игрового сюжета.

Дидактические ролевые игры по мере возрастания их сложности обычно подразделяют на три классификационные группы:

1. Имитационные, предусматривающие имитацию определённого профессионального действия (урок-путешествие, урок-анализ конкретных ситуаций, уроки-«суды», уроки-конференции и т. д.);

2. Ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемной игровой ситуации (уроки - творческие отчёты, уроки - сомнения, уроки - «следствие ведут знатоки», уроки - аукционы и т. д.)

3. Условные, посвящённые разрешению обычно учебных или производственных конфликтов.

Ролевые игры первых двух групп часто используются на уроках ИЗО особенно уроки-путешествия, уроки анализа конкретных ситуаций с разыгрыванием учащимися соответствующих ролей, уроки-конференции и т. д. В методических пособиях такие ролевые игры, применяемые на уроках ИЗО, часто определяют как имитационно-ролевые игры. Игры третьей группы, имеющие цель совершенствования профессионального мастерства, в школе практически не используются.

 

Для того, чтобы провести на уроке имитационно-ролевую игру, учитель должен предварительно подготовить учащихся к выполнению прогнозируемых ролей. Такие игры рассчитаны не только на усвоение специальных знаний, но и на приобретение способностей к самовыражению, пониманию социальной значимости разыгрываемых ролей и пониманию самого себя в разыгрываемой ситуации.

Методика подготовки и проведения ролевых игр.

Этапы: подготовительный, игровой, заключительный, анализ результатов.

 

На подготовительном этапе решаются организационные вопросы: определение целей и задач, выбор вида ролевой игры и конкретной ролевой ситуации для обсуждения, определение ролей в выбранной игре, распределение ролей среди учащихся, подготовка учащихся к исполнению ролей, формирование игровых групп, подбор соответствующей информации, подготовка по мере необходимости реквизита и наглядных пособий.

Игровой этап представлен внутригрупповым и межгрупповым аспектами. На этапе внутригруппового аспекта осуществляется индивидуальное понимание и осознание проблемной игровой ситуации каждым учащимся группы, внутригрупповая дискуссия и выявление позиций по предложенной проблемной игровой ситуации, принятие решения и подготовка сообщения группы. Межгруппового: заслушивание сообщений групп, оценка решения.

Заключительный этап. На этом этапе вырабатываются решения по проблеме или оценка предложенной ситуации, заслушивается сообщение экспертной группы, или компетентной комиссии, выбирается наиболее удачное решение или оценка действий.

Анализ результатов. На этом этапе определяется степень активности учеников при обсуждении проблемной ситуации, оценивается уровень их знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.

 

На уроках ИЗО особенно часто используется такой вид ролевой игры как игра-путешествие. Алгоритм её проведения может быть следующим:

- разработка учителем дидактической цели планируемой игры-путешествия;

- определение цели и маршрута «путешествия»;

- формирование групп и определения маршрута «путешествия» каждой группе учащихся;

- определение заданий каждой группе, которые они должны выполнить в ходе «путешествия»;

- работа групп по выполнению заданий, подготовка и оформление группового отчёта;

- презентация руководителями групп результатов «путешествий» с демонстрацией подготовленных материалов (маршрутов «путешествий, схем, рисунков, фотоматериалов, зарисовок, описаний и т.д.).

 

Разыгрывания ролевых ситуаций на уроках ИЗО они могут быть следующие.

 

1. Инсценировка события, связанного, к примеру, с историей географических открытий; решения экологической проблемы, проблемы охраны природы при строительстве крупного промышленного объекта; реализации научного проекта или какого-либо административного решения.

2. Выход за пределы реального, когда обсуждается вопрос о состоянии географического объекта или региона в результате проведенных тех или иных работ. К примеру, что стало бы с природой родного края, если бы сгорели все леса.

3. Действия за другого лица. Пример: попытка понять действие директора заповедника или охотничьего хозяйства, директора завода, лесничего, административного лица в конкретно моделируемой ситуации, через принятия в игре его установок и действий и помещения себя в обстоятельства его деятельности в моделируемой ситуации.

4. Перенос в современную ситуацию. Пример: заседание компетентной комиссии, которая должна в современной ситуации решать вопрос о проведении мелиоративных работ на территории Полесья.

5. Изучение социальных ситуаций. Применяется с целью понять логику поведения людей в данной ситуации, примеры: шофёр моет свою машину на берегу местного водоёма, или отдыхающие рвут цветы, занесённые в Красную книгу Республики Беларусь, сжигание прошлогодней сухой травы и т. д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.