Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические основы естественнонаучного образования






Санкт-Петербургская академия

Постдипломного педагогического образования

 

ПРОГРАММА

кандидатского экзамена по научной специальности

Теория и методика обучения и воспитания

(естествознание)

 

Санкт-Петербург

Г.

 

Введение

Современное состояние теории и методики обучения естествознанию определяются такими тенденциями развития образования, как интеграция, экологизация, гуманизация, фундаментализация, технологизация, интенсификация. Современная теория и методика обучения и воспитания естествознанию – это наука, интегрирующая методологические, психологические, педагогические и специальные предметные знания. Обновление целей и содержания естественнонаучного образования, рост потока научной информации, динамично изменяющиеся условия педагогической практики определяют направления развития теории и методики обучения и воспитания естествознания.

Исследования в области теории и методики обучения и воспитания естествознания направлены на разработку методологических и теоретических основ естественнонаучного образования, на создание высокоэффективных методик и технологий обучения естествознанию.

Содержание экзамена

1. Основные тенденции и этапы развития естественнонаучного образования и методики преподавания курса «Естествознание».

Основные этапы развития методики обучения и воспитания естествознания в общеобразовательной школе. Становление методики преподавания естествознания в конце XVIII века. Утилитарно-описательное, описательно-систематическое, биологическое, экологическое и эволюционное направления в развитии школьного естествознания. Развитие методики преподавания естествознания в школе в XIX веке. Значение методических работ А.Я. Герда, В.В. Половцова, Д.Н. Кайгородова, К.П. Ягодовского и др. в развитии отечественной методики. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Вклад ученых – Б.Е. Райкова, И.И. Полянского, К.П. Ягодовского, Б.В. Всесвятского, П.И. Боровицкого, Н.А. Рыкова, Н.М. Верзилина, В.М. Корсунской, И.Д. Зверева и др. в развитие теории и методики обучения и воспитания естествознания в общеобразовательной и профессиональной школе.

Тенденции развития естественнонаучного образования во второй половине XX века. Современные проблемы теории и методики обучения и воспитания. Перспективы развития теории и методики обучения и воспитания в общеобразовательной и высшей школе.

Принадлежность теории и методики обучения и воспитания естествознания к педагогическим наукам. Место теории и методики обучения естествознания в системе педагогических наук. Связь методики обучения естествознанию с педагогикой, психологией, биологией и другими научными дисциплинами.

1. Становление и развитие учебного предмета «естествознание» в отечественной школе.

 

Методологические основы естественнонаучного образования

Методология исследований проблем естественнонаучного образования. Понятие «методология педагогического исследования». Задачи методологии в области исследований теоретических и методических проблем обучения и воспитания естествознания: исследование структур науки, развитие научного знания, установление средств и методов научного исследования, способов обоснования его результатов. Функции методологии.

Современные тенденции развития естественнонаучного образования в современной общеобразовательной и высшей профессиональной школе. Использование методологических подходов в исследованиях естественнонаучного образования. Функции интегративного, комплексного, системно-деятельностного, ценностно-ориентированного и личностно-ориентированного подходов в образовании. Естественнонаучное образование как педагогическая система. Структура системы естественнонаучного образования школьников. Компоненты системы: целевой, мотивационный, проектировочный, содержательный, процессуальный, управленческий, оценочно-результативный.

Организационно-методологические основы исследований: требования к организации научного исследования, постановка проблемы, определение основных задач исследования, разработка программы по методике исследования. Сбор и обработка научных фактов. Оформление и теоретическое обоснование результатов исследования.

Методы педагогических исследований. Специфические особенности применения общенаучных методов в исследованиях проблем естественнонаучного образования. Специальные методы исследования.

Педагогический эксперимент, его прогностические и методологические функции. Планирование педагогического эксперимента. Критерии и показатели оценки результатов экспериментального исследования. Использование статистических методов при обработке результатов педагогического эксперимента.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.