Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В профессиональной компетентности учителя, выделяют пять компонен






тов (блоков), присущих профессиональной компетентности:

а) наличие опыта эффективной практической деятельности

б) профессиональные специальные и психологические знания, навыки и умения

в) профессиональные психологические позиции, установки, психологическая компетентность;

г) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями;

д) результаты труда, то есть те изменения в психическом и личностном развитии детей, которые возникают под влиянием его деятельности.

Кроме того компетентность учителя определяется тем, каким образом в реальной жизни проявляются с одной стороны его профессиональные знания и умения, а с другой профессиональные позиции, профессиональные качества.

Названные компоненты являются как психологическими предпосылками профессиональной компетентности, так и новообразованиями, которые сами развиваются в ходе практической деятельности.

. Раскроем содержание названных компонентов.

Опыт профессиональной деятельности Нравственные личностные качества, которыми должен обладать учитель - основа для приобретения высоких профессиональных качеств. Профессиональная зрелость и профессиональная компетентность возникают только на практике. Чтобы стать профессионалом необходимо определенное время на социально-профессиональную адаптацию, для “вхождения” в профессию и выработку соответствующего профессионального мировоззрения, осознание гражданских прав, обязанностей и социальной ответственности за свои действия в соответствующей должности. Период профессионального становления у каждого человека бывает не одинаковым, но он имеет место у каждого, кто начинает выполнять свои профессиональные обязанности.

Профессиональные знания, профессиональная эрудиция - это сведения о специфике труда учителя и его взаимодействий с ребенком, о профессиональных особенностях личности самого учителя, особенностях психического и личностного развития ребенка, его возрастных особенностях и другие.

Профессиональные умения - это способы, технологии воздей­ствия учителя на ребенка. Профессиональные умения образуют “техники” в его труде. Они составляют три большие группы, в число которых входят:

а) умения, касающиеся постановки задачи организации ситуации;

б) умения, относящиеся к применению специальных приемов воздействия на ребенка и. Они включают умения “чему учить”, “кого учить” – знать индивидуальные особенности детей, и “как учить” – умение отбирать и применять различные методические приемы и технологии в работе с ребенком.

в)умения анализировать свои действия, обобщать свой опыт.

Профессиональные психологические позиции - это устойчивые системы отношений учителя к ребенку, к себе, к коллегам, определяющие его поведение. Профессиональная позиция выражает также профессиональную самооценку, уровень про­фессиональных притязаний, его отношение к тому месту в системе общественных отношений, которое он занимает и то, на которое он претендует. Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией, с осознанием смысла своего труда.

Психологическая компетентность - это комплекс знаний и умений по психологии, необходимый для решения профессиональных задач в педагогической деятельности. Психологическая компетентность учителя предполагает:

- знание закономерностей психического и личностного развития ребенка с учетом возрастных, индивидуальных различий, адекватно оценивать состояние детей, их настроение, поведение;

- знание психологии взаимоотношений и взаимодействия ребенка в группе;

- умение адекватно эмоционально откликаться на психическое состояние ребенка и его поведение;

- умение выбирать по отношению к каждому ребенку такую форму педагогического воздействия, которая бы отвечала его индивидуальным особенностями и потенциальным возможностям;

- обладание педагогическим тактом и умением следовать требованиям педагогической этики по отношению к ребенку, имею­щему ограниченные возможности

Психологические качества личности. Личность учителя является центральным фактором в труде учителя. Личность по определению психолога К.К Платонова, - это человек, наделенный сознанием, способный включаться в общественные отношения, преобразовывать окружающий мир и самого себя. К основным личностным качествам учителя, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности на высоком уровне относят особен­ности познавательной (профессиональное мышление, наб­людательность, рефлексия, самооценивание) и мотивационной (целеполагание, мотивационная направленность личности и др.) сфер личности.

Рассмотрим некоторые из них.

. Профессиональное целеполагание - потребность учителя в планировании своего труда. Профессиональное целеполагание включает в себя общечеловечес­кие идеалы и тактические задачи развития личности ребенка, задачи его гражданского становления и форми­рования индивидуальности.

Профессиональное мышление.

Мышление человека - это продукт и способность его мозга с помощью мыслительных операций отражать и осмысливать реальную действительность, проникать в сущность законов развития природы, общества, самой интеллектуальной деятельности.

Профессиональное мышление учителя возникает в результате познания, осмысления объективно-субъективных воспитательных отношений.. Профессиональное мышление формируется как мыслительная способность, позволя­ющая осмысливать, анализировать, сравнивать результаты своей деятельности.

Особый интерес здесь представляет практическое мышление. Оно необходимо для анализа конкретных ситуаций и внесение в их содержание тех или иных изменений.

Педагогическая интуиция - это быстрое, одномоментное принятие учителем решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа. Интуитивный способ мышления необходим, так как профессиональное чутье, зачастую, бывает точнее логических выкладок и рассуждений.

Важной чертой педагогического мышления является педагоги­ческая импровизация - нахождение неожиданного решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и приме­нения при их минимальною разрыве. Кроме названных качеств, учителю для становления профессиональной компетенции важны:

- профессиональная наблюдательность, зоркость, профессиональный слух, понимание сущности ситуации, способность по внешним признакам проникать во внутренний мир школьника;

- оптимизм - подход к ребенку с верой в его потенциальные возможности, резервы его личности, в успех своего дела;

- находчивость - умение легко перестраивать трудную ситуацию в простую, придать ей положительную эмоциональную окраску и позитивную направленность;

- рефлексия - обращенность сознания на самого себя, учет представлений подростков родителей и коллег о своей деятельности.

Учитель должен обладать также знаниями, умениями и навыками, которые позволят ему выполнять следующие действия:

 

1. 0цениватъ социальную ситуацию развития, в которой ока­зался ребенок, определять ее положительные и негативные последствия на его развитие ипри необходимости оказывать ему помощь.

2. Получать с помощью психодиагностических и других средств обратную информацию о результатах воздействий на психическое и личностное развитие ребенка и использовать данную информацию для выбора адекватных решений.

3. Выполнять профилактические функции. В этих целях формировать у детей общую, педагогическую и психологическую культуру, жела­ние использовать санитарно-гигиенические знания, знания по психоло­гии и педагогике в интересах собственного развития с учетом каждого возрастного этапа.

Показателем профессиональной компетентности являются зримые сдвиги в психическом и личностном развитии ребенка. Взрослея, он должен постепенно становиться хозяином своего внутреннего мира, приобретать способность управлять своими желаниями, ставить цели, направленные на преобразование самого себя.

Рассмотренные составляющие профессиональной компетентности учителя могут стать своеобразной программой его профессионального самосовершенствования, роста компетентности и личностного роста.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.