Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Похвальное слово Домовому






 

 

1. «И Богу веруем, что Бог есть, и со скотиной веруем, что Домовой есть. И у скотины есть, и в домах есть»[513], — говорят в народе.

 

2. Живущий под одной крышей с людьми, Домовой почитается как святой покровитель дома: «Дедушка Домовой и топеря живёт... Он святой ведь, Дедушко».

 

3. Домового называют ласкательными именами: Домовушко, Домодушко, Домовоюшко, Домовитушко, Хозяюшко, Дедушко Домовой. Его просят заботиться и оберегать дом, хозяйство, скот («любит он скотину и дом...») и самих живущих в доме людей.

 

4. Домовой — душа дома. Ср. одно из имён Домового: «Дедушка Домодушка» (с. Яново Сергачского района Нижегородской области). В народе говорят: «Не живёт тело без души, не сто и т дом без Домового».

 

5. Домовой предстаёт в трёх основных обличьях: человекоподобном (обычно в образе седого старичка маленького роста или в образе мужчины-хозяина дома, в том числе умершего), зверином (обычно в виде кошки или какого-нибудь маленького зверька) и неопределённом (в виде какого-то «непонятного» зверя или предмета, не имеющего названия в человеческом языке.

 

6. Человекоподобного Домового описывают, например, так: «Дедушка Домовушка — это старичок с бородой, в синих штанах и красной рубахе», «старичок махонький, весь мохнатый и с бородой», «голова седенька, бородка седенька, сам маленький», «седой весь, старенький, весь белый, как лён». А также: «...мужичок не старый, только маленький совсем», «по ходу, по шагам — молодой».

 

7. Домовой мохнат, волохат: «весь обросший мужик», у него «голова лохмата» и «рука вся в шерсти». Вообще, «мохнатая рука» — один из признаков Домового. Не случайно Домовым, как и людям, особо покровительствует Велес — «Волохатый» Бог, Податель и Хранитель Богатств.

 

8. Иногда Домовой является в виде умершего мужчины-хозяина дома и ведёт себя как «неспокойный» покойник: шумит, озорует, пачкает в доме, разбрасывает вещи, зовёт голосом покойного и даже... ложится в постель с женой.

 

9. В зверином обличии Домовой предстаёт в виде кошки, собаки, ласки, ужа и даже насекомого (таракана, паука, сверчка). «Домового видят иногда: вот кошка идёт по лавке». «В хлеву кака-то штука бегает небольшая... маленька, беленька такая... Ласка её зовут».

 

10. Иногда «животное», в образе которого предстаёт Домовой, неизвестно людям: «...кака-то штука бегает небольшая...», или напоминает известных животных лишь отдельными чертами: «то ли свинья, то ли собака, то ли ещё кто».

 

11. Помимо трёх описанных обличий, в которых предстаёт Домовой, он может быть и вовсе невидимым: «Вот швыряется-швыряется он ночью, а не видно его». «Слышать его слышали: шуршал, а видеть — не видели».

 

12. Иногда Домовой может наваливаться ночью во сне и «душить» людей: «навалилось что-то большое, мохнатое, и душит», «вроде душит кто-то, а кто — не видно». Обычно это происходит с теми, чья совесть не чиста, или кто небрежно относится к дому (и тем оскорбляет Домового).

 

13. Ведуны говорят о Домовом как о духе-покровителе дома, вбирающем в себя Жизненную силу всех людей и существ, обитавших в доме, как живых, так и уже умерших (Предков). Потому в домах, где живут добрые и жизнерадостные люди, Домовой добр, а там, где живут злые и угрюмые, — зол и «тяжёл» характером: «Ругаемся мы крепко, вот за это он нас и мучит».

 

14. «Чужой» Домовой, появившийся в доме вместе с недобрым гостем, «переехавший» вместе с новыми жильцами или «напущенный» злым колдуном, по народным верованиям, может начать враждовать с Домовым Хозяином и вредить людям: «Свой-то Домовой помогает, а чужой Домовой если придёт, то от него вред один».

 

15. От такого непрошенного гостя избавляются с помощью всевозможных оберегов и особых заговоров, например, таких: «Дедушка-бродядушка, уходи на свой двор!», «Выдь, Дедушка чужой Домовой, а свой взойди!»

 

16. При переезде из старого дома в новый — Домового приглашают «ехать» вместе с собой. В качестве «саней» ему обычно предлагают старый веник или поношенный (кем-либо из домашних) лапоть со словами: «Дедушко Домовой! Вот те сани, поезжай-ко с нами, на новое место, на новое счастье!»

 

17. По народным верованиям, 30 березозола/марта-месяца Домовой празднует свои Именины. В этот день Домового «с его супругой и малыми детушками» чествуют дарами и подношениями, ставя мисочку с «угощеньицем» — кашей, молоком, хлебом и т.п. — за печь или в Красный угол (под Божницу) в доме.

 

18. Во времена двоеверия на Руси христианство объявило Домовых «нечистой силой», «домовыми бесами». Впрочем, подобная точка зрения на добрых Домовых духов не укоренилась в народе повсеместно, зато известны случаи, когда Домовой «проказил» в церкви или в доме христианского «батюшки», сбрасывая на пол иконы и церковную утварь, демонстрируя тем самым торжество Природных сил над религиозными выдумками и заблуждениями человека...

 

 

Слава Роду!

 

[2008]

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.