Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Культура Возрождения в Западной Европе.

Термин «возрождение» в литературе впервые употребил Джорджо Вазари, имея в виду возрождение античных традиций в искусстве (" Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», XVI в.) С XVIII века этот термин означал возрождение традиций гуманизма (от лат. «гуманитас» - человеческая природа, человеческое достоинство).

Основными чертами нового мировоззрения стали:

- антропоцентризм;

- гуманизм (идея развития творческих сил личности);

- модификация средневековой традиции;

- особое отношение к античности (возрождение памятников, традиций, философских идей);

- - новое отношение к миру.

У истоков нового идейного течения – гуманизма – творчество флорентийского поэта Данте Алигьери, создателя «нового сладостного стиля» полного искренних чувств и в то же время углубленного философского содержания. Его стихи посвящены максимально одухотворенной земной любви к рано умершей Беатриче Партинари. Новое качество его творчества - понимание ценности человеческой жизни, красоты мира. Эта тема звучала на живом итальянском языке (язык народа - «простой хлеб» по сравнению с изысканным пшеничным).

Франческо Петрарка, тосканец, считал человека хозяином своей судьбы: «Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными делами».[1] Ученики Петрарки ввели понятие «гуманизма», позаимствовав слово из античных трудов. Чертами новой идеологии стали:

- изучение античности;

- попытки демифологизации гуманитарной науки (например, написание «Истории Флоренции», свободной от мифов);

- светский характер развития искусства (изобразительного, театрального)

- попытки изменить характер образования (например, создание «Школы радости» Витторино де Фельтре);

- прославление радостей жизни.

Периодизация Возрождения в Италии:

· XIII в. (дученто) и XIV в. (треченто) – Проторенессанс;

· XV в. (кватроченто) - Раннее Возрождение;

· XVI в. (чинквеченто) – Высокое Возрождение.

В XVI веке, в связи с тяжелой ситуацией в Италии, многие гуманисты уезжают в Германию, Францию, Англию, Испанию, Нидерланды, обогатив культуру новыми темами и ускорив перемены, назревающие там. Особенности новой идеологии так называемого «Северного возрождения»:

- пробуждение национального самосознания (развитие языка, интерес к истории, чувство гордости за свой народ);

- попытки переустройства общества[2];

- вера в безграничные возможности человека.

Становление нового мироощущения человека в Италии определялось в основном особенностями социально-экономического развития. Нового чело­века создала городская культура.

В IX – XI вв. итальянские города, освободившись от власти церковных и светских феодалов, становятся свободными коммунами, расцветают политически и экономически. Возрождаются разнообразные ремесла - кузнечное дело, стеклоделие, ткачество, шитье одежды, резьба по дереву, ювелирное искусство. Начинается каменное строительство. Города активно включаются в мировую торговлю. Через земли Италии проходили торговые пути на Восток, и перепродажа восточных 'товаров (шелк, пряности, сахар, хлопок, вина, краски, драгоценные камни, ковры, зеркала) бы­ла очень выгодной. Венеция и Генуя, а затем и Флоренция становятся прежде всего торговыми центрами. В Х111 веке все три республики начинают чеканить свою золотую монету (бжековин, флорин, венецианский дукат), появляются цехи и крупные банки, ссужающие деньгами королей и Пап.

Города-государства были коммунами: Генуя и Флоренция - во главе с консулами, Венеция — во главе с дожем, выбираемым пожизненно. Политическая ситуация осложнялась борьбой партий «гвельфов», которые поддерживали Папу, и «гибеллинов», стоявших за императора в борьбе за общеевропейское господство. При этом идеалом гвельфов были торговля и республика, социальной основой – «пополаны» - торговцы, ремесленники, банкиры. Гибеллины же выражали интересы феодалов – «грандов », «нобилей»; их идеал - землевладение и монархия. Одних интересовала «власть над землей», других - власть над морскими путями. Интересы сословий переплетались, не имели четких границ, и поэтому борьба партий была очень драматичной.

Несмотря на изменение ориентации культуры с мира Божественного на мир живой реальности и собственно человеческих чувств и дел, самоутверждение личности носило не однозначно материалистический, а скорее духовный характер. Решающее влияние на этот процесс оказывала христианская традиция; тогда еще «во всех проявлениях жизни царила, хотя и расшатанная, католическая церковность». (Кареев). Новая концепция человека нуждалась в авторитетной мировоззренческой опоре, в качестве которой и была использована классическая древность

Из философских учений наиболее притягательными оказались платонизм и неоплатонизм, переосмысленные с новых позиций. В результате этого мир, в котором пребывает человек, предстает насыщенным божественным смыслом, ачеловек – личностью, стремящейся абсолютизировать себя, самоосуществиться «в своем гордом индивидуализме» (Лосев).

Одной важнейших задач становится постижение человеком мира, наполненного божественной красотой. Возрастает интерес к визуальному восприятию, расцветают пространственные искусства (живопись, архитектура, скульптура), активно изучаются все закономерности видения реального мира (перспектива, светотень, анатомия).

Обновленный, восторженный взгляд художника у человека этой эпохи сочетается с трагическим мироощущением. Великие «титаны Возрождения» были одержимы стремлением приблизиться к миру «вечных сущностей», создать иной, лучший мир. Ощущая в себе силы, как казалось, подобные силам самого Творца, они ставили перед собой «онтологические» задачи, невыполнимые в сфере культуры. Ведь в процессе художественного творчества, которое всегда носит психологический характер, создается идеальное, а не реальное. Н. Бердяев писал, что в эпоху Ренессанса состоялось столкновение языческих и христианских начал человеческой природы, что и послужило причиной глубокого «раздвоения» человека: «Тайна Возрождения в том, что оно не состоялось: никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия творчества».

Важным для европейской истории было то, что гуманисты образовали новый общественный слой, в котором отсутствует сословный признак, где каждый занимает место лишь в соответствии с личным образованием и талантом. Таким образом эпоха Возрождения послужила отправной точкой в развитии светской цивилизации Нового времени.


[1] «Титанизм» Возрождения проявился не только в произведениях искусства, но и в «произведении» человека, способного оценить себя и быть самому себе опорой. В этом отношении показательна автохарактеристика Джероламо Кардано (1501 —1576), итальянского математика, философа и врача, одного из авторов решения уравнения третьей степени и идей подвеса — прообраза карданного механизма: «Я обладаю от природы философским и к наукам пригодным умом. Я остроумен, изящен, находчив, интеллигентен, похотлив, весел, праведен, верен, мудр, мыслящ, любопытен, услужлив, завистлив, изобретателен, учен, благодаря собственным стараниям, люблю чудеса, хитер, жесток, знаю множество тайн, мстителен, меланхоличен, коварен, предатель, колдун, маг, несчастен, не люблю своих, отвратителен, сумрачен, вещун, ревнив, шутник, клеветник, изменчив, слабохарактерен; вот какие во мне противоречия характе­ра и поведения».

 

[2] Эти попытки отражены в литературных проектах. Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» описывает Телемскую обитель, аббатство, где живут счастливые, образованные, свободные люди, занятые лишь духовным трудом. Томас Мор в романе «Остров Утопия» рисует картины коммунизма; он был обвинен в государственной измене и казнен англиканцами в 1535г. Френсис Бэкон в «Новой Атлантиде» создает мир капитализма «без теней». Томазо Кампанелла (XVI-XVIIвв.), проведший 27 лет в тюремной камере, пишет «Город Солнца» - коммунистическую утопию.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сабақтың тақырыбы: Терінің құрылысы, гигиенасы. Ағзаны шынықтыру. | Размышления о Родной Вере




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.