Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 184. Употребление времен






Знать: одно из важнейших стилистических средств — употребление форм настоящего и будущего времени глагола при изображении прошлого.

Уметь: употреблять глаголы в настоящем и будущем времени в рассказе о прошлом.

 

I. Контрольный словарный диктант.

По мере написания учащиеся графически объясняют орфограммы в корнях глаголов.

 

Удивляет смелость, подает надежду, увлекаешься чтением, раздражает соседа, страдает от засухи, развивается хорошо, провинишься перед родителями, объявляет об остановке, касаемся вопроса, покажется из-за туч, сокращает текст, приблизит время, сопровождает делегацию, прославляем в стихах.

 

II. Наблюдения на с. 265.

Делается вывод о том, что в рассказе о прошлом могут употребляться глаголы не только в прошедшем, но и в настоящем и будущем времени.

Упр. 707 (устно).

 

III. На доске репродукция картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

— Прослушайте текст — описание картины. Глаголы каких времен употреблены автором? Почему? Перескажите текст.

 

Посмотрим на картину К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Как много света и солнца в этом чудесном полотне! Как ослепительно сияет снег под лучами мартовского солнца и как глубоки синие тени от стоящих около дома берез! Какую огромную радость излучает это блещущее яркими красками полотно, как поднимает оно настроение зрителя! Вместе с тем этот зимний пейзаж «обжит» человеком: за оградой виднеются фигуры лыжников, слева выступает часть дома, а в снегу копошатся куры. Но Юон не ограничился узким мирком дачной усадьбы. За ней расстилаются лесные дали, и это создает ощущение простора.

(О. Сопоцинский.)

 

При анализе текста внимание школьников обращается на то, что повествование воспринимается так, будто действие происходит сейчас, в момент речи. Это достигается за счет употребления в описании прошлого глаголов в настоящем времени.

При повторном чтении текста по предложениям учащиеся выписывают глаголы, определяют их время, графически объясняют орфограммы в окончании.

— Укажите глагол, строение которого соответствует схеме:

(расстилается).

 

IV. Запись под диктовку.

Определите, в каких временных формах употреблены глаголы.

Почему употребление разных форм возможно в одном описании?

 

Перепелочка ходит по клетке и тихонько насвистывает... А то ляжет на бочок и купается в песке, как настоящая курица, чистит перышки, крыльями похлопывает. Мы ей покажем червячка. Она подойдет и клюнет из руки. Мы ее даже на руки брали, как игрушку. Сидит она на ладошке и не улетает.

(Е. Чарушин.)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.