Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 170. Время глагола






Знать: как образуются временные формы от глаголов совершенного и несовершенного видов.

Уметь: определять временные формы глагола.

 

I. Орфографическая диктовка.

 

Замирать от радости, располагаться на ночлег, туман расстилается, подрастают ростки, постелить скатерть, блестит роса, выросли заросли, прилагать усилия, выбирать слова, собираемся в поход.

 

— Найдите глаголы, которые соответствуют схемам:

 

II. Составляется таблица.

Т а б л и ц а 20

Время глагола Совершенный вид Несовершенный вид
Настоящее Прошедшее Будущее    

 

Таблица заполняется примерами (выборочно), взятыми из приведенного ниже текста. Он читается вначале целиком, затем по предложениям. Учащиеся определяют вид и время глаголов и записывают их в соответствующую графу таблицы.

 

ЛИСТОПАД

 

Вместе с легким утренним заморозком устанавливается ясная погода. В мертвой тишине леса едва слышится шуршание падающих листьев, которые ложатся ковром между деревьев. Вот золотисто-красный лист клена дрогнул, медленно отправился в свое первое и последнее путешествие.

Почему осень на смену изумрудной зелени приносит золотисто-оранжевые и огненно-красные тона? Почему происходит листопад?

Деревья впадают в зимний сон, приспосабливаются к перенесению засушливого сезона. Если мы поставим осенью срезанную ветку в бутылку с водой, почки не распустятся. Но наступит весна, почки разовьются в молодые побеги с новыми листьями.

(По В. Карагодину.)

 

— Какие временные формы образуют глаголы совершенного вида? несовершенного?

Делается вывод: глаголы несовершенного вида могут иметь три времени — настоящее, прошедшее и будущее, совершенного — два: прошедшее и будущее.

 

III. Предупредительный диктант.

Записывая предложения, учащиеся выделяют приставки в глаголах, определяют вид и время глаголов.

 

Застучала за окошком звонкая капель, потеплел воздух, потемнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки-сережки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки, шальные весенние ручьи наполнят лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ оставляет на снегу свои автографы.

(«Юный натуралист».)

 

— Найдите в школьном толковом словаре значение слова автограф. Приведите примеры слов с такими же корнями.

 

IV. Докажите, что по морфемам можно определить:

— время глагола; — спряжение.

 

Домашнее задание: § 114, упр. 663; повторить: стихотворение Ф. Тютчева «Неохотно и несмело...»; глаголы на -ять по «Словарю трудных слов».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.