Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 165. Виды глагола






Знать: что глаголы различаются на виды по вопросам и значению.

Уметь: владеть способом действия по распознаванию видов глагола.

 

I. Чтение зарисовки «Апрель», запись под диктовку.

 

Апрель настоящий водолей. Заиграли талой водой овражки. Моросит на снег первый весенний дождик. Широко разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды. Идет лед.

(Д. Зуев.)

 

— Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку? (Глаголы.)

— Запишите глаголы, состав которых соответствует данным схемам:

 

что сделали? что делают?

Оформляется запись: заиграли трогаются

— Какой из глаголов обозначает законченность действия? (Заиграли — уже сделали, совершили действие.)

— Незаконченность? (Трогаются — еще только трогаются, действие не доведено до конца.)

После этого под глаголами подписывается: совершенный вид — несовершенный вид. (Учащимся в определении вида глагола помогает такой прием: если вопрос начинается с буквы с (что с д е л а т ь? что с д е л а е т?) — глагол совершенного вида.)

— Укажите в тексте глаголы совершенного и несовершенного вида.

 

II. Закрепление материала — наблюдения на с. 241.

1. Упр. 645 (устно).

2. Запись глаголов в два столбика. В первый — те, которые обозначают, что действие происходит один раз, в один момент; во второй — те, которые обозначают длительность действия. На какие вопросы будут отвечать глаголы первого столбика? второго?

Запись в тетрадях:

ч т о с д е л а т ь? | ч т о д е л а т ь?

 

1. Свистеть — свистнуть, крикнуть — кричать, махнуть — махать, стучать — стукнуть.

 

(Выделяется суффикс глагола -ну - в первом столбике, и учащимся сообщается, что он обозначает мгновенность, законченность действия. Этот суффикс указывает на то, что глагол совершенного вида.)

 

2. Писать — написать, жечь — сжечь, нести — унести.

 

III. Прослушайте текст, составленный по зарисовке Д. Зуева «Мелодия весны». Определите его основную мысль, озаглавьте.

 

У каждого времени года своя музыка.

Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливаются овсянки.

Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.

 

— Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку? Какие слова употреблены в переносном значении?

— Определите вид глаголов. Найдите глагол, строение которого соответствует схеме:

 

Домашнее задание: § 111, упр. 648.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.