Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В падежных окончаниях прилагательных






(продолжение темы)

 

I. Проверка домашнего задания.

 

II. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся составляют схему предложения В долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий (В. Жуковский) и дают его характеристику. Затем выписывают словосочетания «прилагательное + существительное», графически обозначая окончания прилагательных.

 

III. Учащимся предлагается прослушать текст, определить его тип, установить, в какой последовательности дается описание собаки, использование слов какой части речи помогает представить собаку.

 

Собачка Манюня стала большой, крепкой, с немного полным туловищем (любила поесть и поспать). Морда у нее хороша: на золотистой шерсти красиво выделялись черные глаза, и уши были длинные, завитые, словно их завил искусный парикмахер. Короткий хвост тоже кудрявился, с боков свисала нарядная волнистая бахрома. Лапы, чуть вывернутые, покрывала длинная шелковистая шерсть. И все-таки Манюня оставалась обыкновенной комнатной, а не охотничьей собакой.

(А. Перфильева.)

 

После повторного чтения по отдельным предложениям учащиеся выписывают словосочета-

х

ния < прилагательное + существительное», объясняя написание окончаний прилагательных; разбирают по составу слово волнистая, находят в тексте прилагательные с таким же суффиксом, затем пересказывают текст.

IV. Беседа по вопросам.

1. В каких частях речи возможно окончание -ие? Запишите примеры.

О б р а з е ц: син (к а к ? сугробы, больш (к а к ?) города.

2. Приведите примеры слов, оканчивающихся на -ие (здани , произведени ).

3. В какой части речи возможно написание - ии на конце слова? (Служил в арми , лекция в планетари , идти к станци .)

Возможно ли такое написание на конце прилагательного?

V. Индивидуальная работа по карточкам.

 

К а р т о ч к а № 1

 

1. Подобрать к каждому существительному, стоящему в скобках, прилагательное, составить с ними предложения.

 

Дружный, дружеский, дружественный (привет, отношения, работа); серебряный, серебристый (голос, иней); старый, старинный (человек, рукопись).

 

2. Подчеркнуть словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.

 

К а р т о ч к а № 2

 

1. Просклонять словосочетания весенняя пора, горячий чай. Обозначить графически окончания прилагательных.

 

2. Подчеркнуть прилагательные как члены предложения.

 

1. Вода в горных речках холодная. 2. Шоссейная дорога проходит по низкой местности.

 

VI. Объяснительный диктант.

(Учащиеся записывают словосочетания, графически обозначают окончания прилагательных.)

 

Домашнее задание: § 102, упр. 581.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.